Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе. Музыкально-театрализованное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Безопасность в лесу Пальчиковая игра «Мышки-шишки М.Ю.Картушиной

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Игра – приветствие «Здравствуйте»

Поздоровайся ладошкой,

Поздоровайся и ножкой,

Пальчиком и кулачком

И, конечно, язычком!

Ребята, я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в удивительную страну, где происходят чудеса и превращения, игрушки оживают и разговаривают, разные зверушки умеют грустить, радоваться. Я приглашаю вас в страну, где живут сказки. Вы догадались, ребята, куда мы отправимся?

Дети: В театр!

А поехать я предлагаю вам на автобусе. Занимайте места, вставайте друг за другом.

Вот мы и приехали, садитесь поудобней. Посмотрите, ребята, что вы здесь видите? (Куклы - перчатки, театральные маски, настольный театр.)

Это разные театральные герои. Ребята, а вы были в театре?

А что вы там видели? (Ответы детей.)

В театре показывают представления, спектакли, сказки. Театр бывает разный: кукольный, когда артисты – разные куклы, от маленьких пальчиковых до больших ростовых, драматический театр, где артисты – люди, которые одевают различные маски, костюмы и превращаются в сказочных героев.

И сегодня к нам придёт ещё один артист театра, а кто это вы узнаете, если загадку отгадаете.

Он веселый и смешной

Взгляд лукавый, нос большой

И колпак он красный

Носит не напрасно.

Любит зрителей встречать

Веселиться и плясать.

Развесёлая игрушка, а зовут его… (Петрушка.)

(На ширме под музыку М. Рустамова «Петрушка» появляется Петрушка.)

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я Петрушка – молодец, на макушке бубенец! Я очень рад приветствовать вас в сказочной стране театра! А больше всего на свете я люблю сказки. А вы, их любите, дети? Тогда давайте с вами играть, сказки разные узнавать.

Но будьте внимательны: в нашу страну проник злой волшебник и перепутал сказки. Нужно помочь сказочным героям найти свои сказки.

Игра «Перепутанные сказки»

(карточки)

1. Катится, катится Колобок по дорожке, а навстречу ему коза, а с нею семеро её козлят.

2. Посадил Дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Налетели тут гуси-лебеди…

3. Выгнала Лиса зайчика из своего дома, сидит заинька, плачет. Идёт мимо Медведь и Машу в коробе несёт.

Петрушка:

Спасибо вам, ребята. Вижу, хорошо вы сказки знаете.

А вы хотели бы стать артистами? Как вы думаете, просто ли стать артистом, что для этого нужно уметь?

(Ответы детей.)

Артист театра должен уметь красиво, правильно говорить, общаться жестами и мимикой.

Петрушка, нам очень бы хотелось попробовать быть артистами.

Петрушка:

У меня есть волшебная палочка.

(Петрушка взмахивает палочкой и говорит волшебные слова.)

Раз, два, три – повернись

И в артиста превратись!

Муз. рук.: Ребята, настоящие актёры умеют общаться жестами, которые помогают передать просьбу человека, повадки разных зверей без помощи голоса.

Давайте тоже попробуем так пообщаться.

Я вам слово говорю,

А от вас я жеста жду.

(Дети изображают жестами так, чтобы было понятно.)

Здравствуйте!

Иди сюда!

До свидания!

Всё отлично!

Не знаю.

Я согласен.

Не хочу!

Музыкальный руководитель: Ребята, а ещё у артистов есть специальный жест – поклон. Артисты кланяются в конце представления, и благодарят этим жестом зрителей за внимание и аплодисменты.

Петрушка: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы узнали с вами, что такое жесты. И я предлагаю поиграть в театральную игру «Бабушка Маланья». А помогут нам наши жесты.

Игра «Бабушка Маланья» (народная потешка)

(Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого ребёнок в русском народном платке – бабушка Маланья, остальные - дети бабушки Маланьи.)

Музыкальный руководитель: У Маланьи много хлопот по дому. Что она может делать? (Стирать, гладить бельё, подметать, рубить дрова, поливать цветы.)

(Дети идут по кругу и поют.)

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей (хлопают девочки)

Семь сыновей (хлопают мальчики)

С такими глазами (показывают жестами)

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На неё глядели,

Делали вот так!

(Повторяют жест водящего и стараются отгадать, что показала бабушка.)

Музыкальный руководитель: Как здорово мы общались жестами! А ещё, ребята, артисты могут передавать своё настроение мимикой. Мимика - это выражения лица.

Бывает без сомненья

Разное настроение.

А какие же чувства и настроение можно выражать с помощью мимики лица?

Посмотрите, ребята, на эти картинки. Это наш знакомый котёнок Рыжик. Скажите, какое у него настроение

(Карточки - эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, хитрость, обида.)

Ребята, а сейчас послушайте песню.

(Звучит в записи отрывок песни «Маленькой ёлочке».)

Вы узнали эту мелодию? Давайте вместе напоём её.

Дети исполняют первый куплет песни «Маленькой ёлочке»

(композитор М. Красев)

А теперь попробуем спеть эту песню по – разному. Я буду показывать вам настроение, которым нужно петь.

Игра «Смени настроение»

А теперь давайте наряжать нашу маленькую воображаемую ёлочку, ведь через несколько дней наступит всеми любимый новогодний праздник.

Пальчиковая игра «Наряди ёлочку»

(Из книги Новиковской О.А. Стихи для развития речи. 4-7 лет (серия Домашний логопед).)

Раз, два, три, четыре, пять -

Новый год пора встречать! (дети шагают на месте)

В доме елка появилась (руки внизу, ладони в сторону – веточки ёлки)

Вся огнями засветилась (хлопают в ладоши)

А на ней висят игрушки (разводят руки в стороны)

От подставки (приседают)

До макушки (встают и поднимают руки)

Шарики цветные (соединяют расставленные в стороны пальцы обеих рук)

Рыбки золотые (соединяют ладони и «плывут» как рыбки)

Сказочные петушки (делают на голове гребешок из соединённых ладоней)

Разноцветные флажки (руки поднимают вверх и машут ими, как флажками)

Громко хлопнула хлопушка! (разводят руки в стороны, затем быстро делают хлопок)

Зазвенели все игрушки (руки внизу, свободно встряхивают кистями)

(выставить искусственную нарядную ёлочку к ширме)

Петрушка:

Молодцы, ребята! Ёлочку нарядили и подарки заслужили.

Музыкальный руководитель: Подожди, Петрушка. Какие подарки, ведь Новый год ещё не наступил?

Петрушка: А Дед Мороз передал мне свой мешочек, чтобы ребята поиграли и его подарки отгадали.

Но, будьте внимательны, друзья

Подарки называть нельзя!

Музыкальный руководитель: Ребята, каждый из вас возьмёт из мешочка карточку с изображением подарка, и с помощью жестов и мимики покажет свой подарок ребятам, а мы все будем отгадывать.

Игра «Изобрази при помощи жестов подарки Деда Мороза»

Музыкальный руководитель:

Вы все постарались на славу,

И хочется сказать вам «Браво»!

Давайте похлопаем друг другу!

Петрушка: А сейчас я вам, ребятки, загадаю свою загадку.

Человечек непростой

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(Снеговик.)

Петрушка: Спасибо вам, ребята, что пришли в нашу сказочную театральную страну. Мне очень с вами было весело и интересно.

Я желаю вам расти, учиться, не унывать и всем настоящими артистами стать!

И конечно, театр никогда не забывать!

Всем до свидания! Спасибо за внимание! (Поклон.)

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось в нашем путешествии? И мне с вами очень понравилось.

Пропевает: До свидания, дети, до новой встречи!

Дети: До свидания!

Проект "Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях"

Участники проекта: дети, родители группы, педагоги ДОУ: воспитатели, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.
База реализации проекта: МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».
Актуальность
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.
Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.
Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём.
Цель проекта: Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей.
Задачи
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.
Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.
Предполагаемые результаты:
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
План проекта - этапы
Подготовительный этап
1. Определение темы, цели, задачи, проблемы.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Сбор, накопление материала.

Изучение и анализ методической литературы.
Методическая литература.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.
Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Театрализованные игры (классификация Л.В. Артемовой)
Режиссерские игры
Настольный театр:
Теневой театр
Театр на фланелеграфе
(ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)‏
Игры-драматизации
Игры-драматизации с пальчиками
Игры-драматизации с куклами бибабо
Импровизация
Игры-имитации
Ролевые диалоги
Инсценировки и спектакли
(Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.)

Основной этап

Работа с сотрудниками ДОУ.
Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.
1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».
2. Консультация для воспитателей ««Влияние театрализованной игры на формированиеличности дошкольников»
3. Консультация для воспитателей «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности»
4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.
Работа с родителями
Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.
1.Проведение бесед, консультаций.

Работа с детьми.
1.Проведение цикла занятий, игр.

Заключительный этап
Презентация проекта.

Этапы обучения театрально-игровой деятельности в практике.
Движения.
Основные движения. Изобразительные движения и жесты.
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место.
Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др.
Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения.
Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг, прилетели журавли и т.п.
Особое внимание я уделяю выразительности движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Декламация. Выразительное чтение.На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.Использую элементы артикуляционной гимнастики.
Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.
Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

Авторы: Чибисова Елена Ивановна, Юхан Нинель Шмувеловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№978, детский сад №117
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: "Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: дошкольное образование

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

«Музыкально – театрализованная деятельность в

детском саду»

Подготовили: Воспитатель первой категории Чибисова Е. И.

Музыкальный руководитель: Юхан Н.А.

Дошкольный возраст - это период закладывания фундамента, на котором

будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное,

художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей

того, на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним

из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление

является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду – это

организованный педагогический процесс, направленный на развитие

музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности,

сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.Это хорошая

возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания

творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем

мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

неуверенность в себе, застенчивость.

Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый

интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки

детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию

новых образов.

Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько

разделов:

Основы кукловождения;

Актерское мастерство;

Игровое творчество;

Имитирование на музыкальных инструментах;

Песенное и танцевальное творчество детей;

Проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты

музыкального развития:

Инсценировка песен;

Развлечения;

Фольклорные праздники;

Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает

ребенку развиваться всесторонне.

В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым

увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства,

она заметно для самого ребенка становится источником

творческого развития.

В основу нашей работы входят следующие принципы :

Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность,

направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску,

импровизации;

Последовательность и систематичность занятий – залог успешного

применения знаний, умений и навыков на практике;

Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности

Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе

каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной

деятельности;

Учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

Целенаправленность.

Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит

использование тех или других характерных для театра выразительных

средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному

концерту художественного образа.

Основная задача работы воспитателя:

Раскрытие творческой личности ребенка в целом;

Его артистические способности в частном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи , касающиеся:

Формирования выразительности речи;

Интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление

художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как

самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как

любая другая, она имеет свои этапы :

Ориентировка;

Замысел;

Подготовка;

Исполнение.

В нашей группе была создана музыкальная развивающая предметная среда:

Музыкальные игрушки и инструменты;

Куклы и атрибуты, которые необходимы для занятий театрализованной

деятельностью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны,

ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и

желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы

побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети

приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов

творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся

литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать

различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память,

умение действовать согласно замыслу.

Более трех лет, начиная с младшего возраста, я работаю

по театрализованной деятельности. В младшей группе , мы с музыкальным

руководителем ставили небольшие спектакли, драматизации, сказки которые

показывают перед родителями с помощью воспитателя-ведущего:

«Репка», «Курочка Ряба».

В средней группе те же самые ролевые сказки, а так же сказки «Теремок»,

«Три медведя» дети показывали перед родителями. В старшем возрасте

ставили сказки как, «Бычок смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Лубяная и

ледяная избушка». Разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли

сказки и зарисовывали, а так же знакомлю детей с театрализованной игрой.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в

театрализованных играх.

Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным

средством социализации дошкольника в процессе осмысления им

нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованной игры.

Действия детей с кукольными персонажами;

Непосредственные действия детей по ролям;

Литературная деятельность через диалоги и монологи;

Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные,

приплясывание и т.д.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное

воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике

движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую

атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности,

применять собственные возможности и способности. В процессе создания

театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ

самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным

творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных

произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном

воспитании ребенка.

Театрализованные игры всегда радуют детей,

пользуются у них успехом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и

воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального

воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к

театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный

музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается

количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных,

слуховых, двигательных).

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют,

танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями,

пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость,

формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство,

музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим

обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные

сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей,

эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы,

становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных

представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и

координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность,

умение использовать интонацию, выражающую основные чувства,

формируется уважительное отношение друг к другу.

Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим

удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа,

переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться

со злом и побеждать.

Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество,

импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет

музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно

использовать и современную музыку, доступную детям.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический,

поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает

работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных

видах театрализованной деятельности

Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в

волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

«Музыка, игра, театр»

Конспект игрового музыкального занятия

Материалы к занятию:

Карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Красная шапочка» - волк, Красная шапочка, ширма, куклы кукольного театра, мультимедиа .

Предварительная работа:

Просмотр диафильма «Красная шапочка».

Детям читают сказки «Красная шапочка» Ш. Перро.
Слушание на музыкальных занятиях пьес «Лиса» «Волк» Е. Тиличеевой.

Разучивание «Песенки друзей» муз. Фрида.

Краткое описание:

В ходе занятия активизируется использование в речи детей понятий; мимика. Занятие направлено на то, чтобы ребёнок смог проявить свою индивидуальность и неповторимость.

Используемая методическая литература:

«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М. Д. Маханева.

Цель: формировать интерес к театрализованным играм.

Задачи:

    Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике;

    Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

    Побуждать детей импровизировать в пляске.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать умение проговаривать свои действия.

    Выразительно передавать диалог сказочных персонажей, их характеры;

    Формировать художественно-речевые, исполнительские способности;

Ход занятия:

Организационный момент.
Педагог.

Добрый день мои друзья!

Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. Ф.

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Вас снова видеть рада я!

Вы в музыкальном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали.

Раз, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
(Ответы детей)

Педагог.

Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Игра «Разминка театральная»


Педагог.
Артистами хотите стать?
(Ответы детей)
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка? Или на козу?
Или на принца? На Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

Педагог.
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет здесь, дети?
Ответы: жесты и мимика.

А что такое мимика, дети?
Ответ: выражение нашего лица.

Педагог.
Бывает без сомненья
Разное выраженье.
А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?


Картинки-эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…


(Проводится игра)


Педагог.
Понравилась игра?
Педагог.
Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?
(Ответы детей)

Педагог.
А теперь пришла пора,

Общаться жестами. Да-да!

Послушайте музыку и подумайте, какими движениями под музыку можно передать характер героев сказок: лисы, волка.

Слушание пьес «Лиса», «Волк» Тиличеевой

Педагог.
Дети, сегодня мы узнаем, как с помощью музыки можно узнать много интересного. Музыка может рассказать сказку, может изобразить разных животных, их характер и повадки. Сейчас я буду играть музыку, а вы покажете, про кого я играю.

Звучит музыка «Волк» Е.Тиличеевой.
Итак, кто же у нас сейчас появится?

Дети. Волк.

Дети изображают, как бегает волк рысцой.


Педагог.
Правильно, вы угадали. Вы хорошо изобразили волка. Какая была музыка, высокая или низкая; легкая или тяжелая; быстрая или медленная?


Дети отвечают, что музыка была сердитая, низкая, тревожная, быстрая.


Из-за ширмы появляются игрушка лисы.


Посмотрите, к нам пришла еще лиса. Давайте поиграем. Я выберу двух детей и дам им волка и лисичку. Когда зазвучит музыка волка – танцует тот, у кого в руках волк, а когда зазвучит музыка лисы, танцует тот, у кого в руках лиса.


Играет музыку «Лиса» Е. Тиличеевой


Кто еще спрятался в домике?

Отгадайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её.

Дети. Это Красная Шапочка.

Давайте теперь угадаем музыку Красной Шапочки и Волка.


Проводится игра.


Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной шапочкой. Вы готовы? Давайте послушаем?
(Диалоги детей)

А сейчас мы попробуем угадать, на каких клавишах звучит музыкальная пьеса про Красную Шапочку и Волка. Красной Шапочке нужно было отнести для бабушки пирожки. Она шла по лесу. У неё было хорошее настроение. Она шла, напевала песенку, когда из-за дерева появился серый волк.
Звучит пьеса «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеева

Педагог. Дети, какая песенка была у Красной Шапочки? (отв.)
Музыка звучала высоко или низко? (отв.)
Правильно, потому что Красная Шапочка – маленькая девочка, она легко и весело шагает по лесу и ничего не боится.

А какая музыка стала, когда появился волк? Высокая или низкая?

Ответы детей.

Импровизация танцевальных движений.

Рефлексия.

Педагог. Молодцы, дети. Умеете и голосом, и в танце показать сказочных персонажей!
Дети, а вам понравились герои этих сказок?

Ну что ж, мы с вами послушали разную музыку, узнали, что музыка нам может о многом рассказать, а языком жестов и мимикой можно передать характер героев сказок.

Сказать исполнителям хочется «Браво»!

Дальнейших успехов вам всем пожелать,

И так же всегда хорошо выступать!

Дети поют «Песенку друзей» муз. Фрида.

Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” (Э.И. Ильенков) Ильенков Э.И. О «специфике» искусства. // Вопросы философии. -- 2005. -- № 5. -- С.132--144. (17) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой - М.: ИНФРА, 1998 - С. 6 (40)

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре - через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра - ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка - потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Приобщение детей 5-8 лет к музыкально-театральному творчеству в условиях групп музыкально-эстетического развития. Савина Е.Г. Программа театральные ступеньки в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ. // Екатеринбург: Методический центр по художественному образованию - С. 3 - 4 (36)

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, то возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями необходимо изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

С малышами можно уделить внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводы работу с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми можно сочинять маленькие истории, всем вместе придумывать диалоги героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях должны использоваться различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - С. 57 (26)

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и тд.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Возможно использование следующего музыкального оборудования:

Музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;

Детские музыкальные инструменты;

Музыкальная игрушка;

Музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;

Аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним; оборудование художественно-театральной деятельности;

Атрибуты и костюмы.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный зримый результат.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся. // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса. - М.: Образование, 2009. Том 1. - С.63-64. (41)

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Все вышеперечисленные условия соблюдаются в театрализованной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс театральной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка.

2 .3 Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание

При анализе обучающих программ, сочетающих театральное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки». Рассмотрим их подробнее.

1. Творческая группа под редакцией К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан «Синтез».

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

«Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников.

В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Обучение по программе осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа. Каждая новая находка одного

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий по программе “Театральные ступеньки” является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

Программа имеет определённую логику освоения учебного материала: первоначальная ориентация детей в средствах актёрской выразительности и освоение ими элементарных умений музыкально-сценического перевоплощения (импровизации, фантазирование, этюды), развитие и закрепление этих умений в продуктивной деятельности, а именно в музыкально-театральных постановках; формирование базовых знаний о появлении и становлении театрального искусства, в том числе и музыкального театра.

Содержание занятий нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, её анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актёрской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.

В соответствии с логикой освоения материала программа рассчитана на три года обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей в зависимости от года занятий.

I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

В процессе занятий первого года обучения у детей формируются:

Навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

Развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

Формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

Формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

Закладываются основы сценической речи;

Формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

В процессе занятий на данной “ступеньке” у детей осуществляется:

Переосмысление полученных ранее умений и навыков на новом конкретном музыкально-сценическом материале;

Происходит дальнейшее уточнение понятий “художественный образ” и “средства создания художественного образа”;

Формируются первоначальные представления о понятиях “спектакль”, “роль”, “сцена спектакля”, “актёрский ансамбль”;

Происходит дальнейшее развитие сценической речи, формирование навыков словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова);

Развитие вокально-хоровых навыков и навыков музыкально-ритмических движений;

Формируется устойчивый интерес у театральному искусству вообще и к музыкальному театру в частности.

На данном этапе характерно применение таких форм организации музыкально-театральной деятельности как - драматический театр и постановка мюзиклов. Примером музыкальной пьесы может служить пьеса Л. Поляк «Репка» (см. приложение).

III. “Беседы о театре”, так называемая “третья ступенька” - это третий год занятий, где вместе с продолжением тренинговых и постановочных занятий дети приобретают базовые знания об истории возникновения и развития театрального искусства.

“Беседы о театре” представляют собой систематизированный цикл занятий проблемно-поискового характера, на которых, удовлетворяя свой интерес, дети занимаются исследовательской деятельностью по изучению природы театра вообще, и музыкального, в частности. Решение образовательных задач, выдвигаемых программой, обеспечивается определённой логикой изложения учебного материала, представленной далее.

В процессе занятий по данному разделу у детей происходит усвоение уже известных понятий на новом уровне за счёт использования новой театральной терминологии и дальнейшее освоение основных элементов музыкально-сценической деятельности в новых театральных постановках.

Методическое обеспечение программы “Театральные ступеньки” включает комплект специально разработанных пособий и практических материалов (“Театральные ступеньки: азбука игр”, “Театральные ступеньки: музыкальный театр”, “Театральные ступеньки: беседы о театре”). Учебные разработки для детей (“Путеводитель по музыкальному театру”) предусматривают самостоятельное выполнение некоторых заданий ребёнком дома с целью закрепления впечатлений от полученной информации на занятии.

Практика работы по данной программе показывает, что к окончанию третьего года обучения дети адекватно воспринимают, анализируют образы окружающей действительности и творчески их отражают, воплощая представления и фантазии средствами актёрской выразительности. Они овладевают необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра музыкального театра, к которым относятся пантомимика, художественное слово, пение и музыкальные движения и применяют полученные знания, умения и навыки на практике в процессе постановки музыкального спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.

Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству и соответствующий возрасту уровень музыкально-театральной грамотности, эрудиции и зрительской культуры, что обеспечивается осознанным восприятием произведений музыкально-театральных жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.).

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

При анализе обучающих программ, сочетающих театрализованное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

В дополнение к программе М.А. Васильевой используют технологии с применением театрализованной деятельностью, такие как: Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», А.Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» и С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра».

При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки».