Что хотел показать на примере дубровского. Сочинение на тему "Дубровского": варианты заданий. Произведение "Дубровский" А. С. Пушкина. Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Сочинение 6 класс.

Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести “Дубровский” А.С.Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия - крестьян. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетенности крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение “Деревня”). То, что крестьяне после окончания войны не получили никакого облегчения, а скорее наоборот - их жизнь стала еще несносней, - вызывало у автора недоумение, возмущение и негодование.
Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству.

Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.
Кроме того, портреты некоторых персонажей повести легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского - Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину - Арину Родионовну, няню самого поэта. Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины. Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в совершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и далеко неглупой женщиной. Своим женским и материнским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации. И оказалась права: еще несколько дней - и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему.
Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину. Обиду, которую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского воспринимают как свою личную. Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: “Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком”. Хорошо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить. Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип. Рука у Архипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но зато с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: “Чему смеетеся, бесенята... Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь”. И ни минуты более не раздумывая, кузнец кинулся спасать бедное животное. Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедливость и бесчеловечное отношение большинства представителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнетатели казались не “божьими тварями”, а, скорее, порождением дьявола.
Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем попасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и справедливость.
Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам - улучшить жизнь крестьян правильнее всего не вооруженными восстаниями, а мирным путем - реформами. Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: “Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло”.

Дубровский Пушкин начинает писать в 1832г.В романе среди других проблем с боьшой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других- крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной - крестьянское восстание.В основу сюжета «Д» лег рассказ П.В. Нащокина. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.Время действия романа относится к 10-м годам 19 в.Д.замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени.Белинский:старинный быт рус.дворянства,в лице Троекурова,изображен с ужасающей верностью.Противопоставляя богатому Троекурову бедного,но гордого старика Дубровского.П раскрывает в романе судьбу родовитого.но обедневшего дворянства,к которому по рождению принадлежал он сам.Новое поколение провинц.поместной аристократии представлено образом «европейца»Верейского,у которого внешняя культурность,лоск сочетаются с феодаьными нравами:он добивается брака с девушкой,которая любит другого.Пушкин критикует нравственный облик дворянского аристократического общества.Сатирическими красками в романе обрисовано «чернильное племя»продажных чиновников-крючкотворов,ненавистных крепостным крестьянам. Реальные факты соответствовали намерению Пушкина поставить во главе взбунтовавшихся крестьян обедневшего и лишенного земли дворянина. Однолинейность первоначального плана была преодолена в ходе работы над романом. Первоначально намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Судьба героя определяется социальным бытом, эпохой, которая дана разветвленно и многопланово. Д. и его крестьяне, как и в жизни Островский, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа, ведь в Екатерининское время выигрыш в социальном положении и материальном плане оплачивался изменой и моральным падением человека, а проигрыш - верностью долгу и нравственной незапятнанностью. Дубровский-бунтарь. Пушкин связывает его с бунтарски настроенными крепостными крестьянами.Однако поэт не делает Д вождём крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства.Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским,Д покидает своих товарищей,заявляя им: вы все мошенники.Крепостной массе он остаётся чужим.Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместную оппозицию правительству.

Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.

«Капитанская дочка» бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов,поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди.хорошо понимавшие антикрепостнический,антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания.Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания,отмечает его ум,сметливость,храбрость,героизм,гуманность,связь с народом.Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе-величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. браз Савельича,преданного своим господам,был так же необходим дя реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях.Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени.КД положила начало рус.историч.роману.Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.

Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести “Дубровский” А.С.Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия - крестьян. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетенности крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение “Деревня”). То, что крестьяне после окончания войны не получили никакого облегчения, а скорее наоборот - их жизнь стала еще несносней, - вызывало у автора недоумение, возмущение и негодование.
Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству.
Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.
Кроме того, портреты некоторых персонажей повести легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского - Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину - Арину Родионовну, няню самого поэта. Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины. Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в совершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и далеко неглупой женщиной. Своим женским и материн- ским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации. И оказалась права: еще несколько дней - и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему.
Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину. Обиду, которую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского воспринимают как свою личную. Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: “Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком”. Хорошо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить. Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип. Рука у Архипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но зато с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: “Чему смеетеся, бесенята... Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь”. И ни минуты более не раздумывая, кузнец кинулся спасать бедное животное. Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедливость и бесчеловечное отношение большинства представителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнетатели казались не “божьими тварями”, а, скорее, порождением дьявола.
Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем попасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и справедливость.
Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам - улучшить жизнь крестьян правильнее всего не вооруженными восстаниями, а мирным путем - реформами. Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: “Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло”.

Наряду с персонажами дворян, которым Пушкин уделил основное внимание, описывая их быт, характеры, взаимоотношения, мы знакомимся в повести и с представителями крестьянства - бесправными, неграмотными и в то же время добрыми, отзывчивыми и преданными людьми. Интерес к теме крестьянства у Пушкина не случаен: воспевая мужество и отвагу, которые проявил русский народ в борьбе с Наполеоном за независимость родины, поэт был возмущен несправедливым отношением к народу-победителю, жестокостью властных и сытых крепостников. Еще в стихотворении «Деревня» Пушкин пишет про «барство дикое, без чувства, без закона». Эту же тему он продолжает и в «Дубровском», только народ в повести показан непокорным, готовым к восстанию.

В том, что простые люди Пушкину симпатичны, мы убеждаемся не раз. Взять хоть бы Егоровну, няню Владимира Дубровского, - с какой любовью описывает ее автор и как восхищается ею! Никогда не учившаяся никаким наукам, однако прекрасно чувствующая богатство русского языка, старая крестьянка видится нам хоть и наивной, но по-своему умной женщиной. Тут же смекнув, чем может закончиться ссора ее барина с Троекуровым, Егоровна, употребив все свое «дипломатическое» мастерство, просит Владимира приехать: своим материнским и женским чутьем крестьянка угадала, что принесет сейчас ее барину наибольшую радость и покой. Беспокоилась она и о душе юного Владимира, не хотела, чтоб всю оставшуюся жизнь ее воспитанник укорял себя в эгоизме по отношению к отцу. Егоровне присуще чувство благодарности. Всю жизнь с преданностью служившая одному барину, растившая чужого сына, как своего, старая крестьянка не покидает своих благодетелей в трудные для них времена. Воспитанная в духе любви к ближним, Егоровна призывает не причинять зла никому, какими бы плохими ни были люди. Она настоящая христианка.

Пушкину, без сомнения, легко было рисовать портрет Егоровны. Читая строки, посвященные этой женщине, вряд ли кто усомнится в существовании реального прототипа - Арины Родионовны, няни поэта и друга его детства.

То, что Андрей Гаврилович Дубровский с благодарностью относился к Егоровне, несомненно. Но он установил теплые отношения и с другими крестьянами, иначе они не восприняли бы беду своего барина как свою личную, а смерть то - как утрату близкого и родного человека: на похоронах старого Дубровского «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».

Зная жестокость и суровость, с которыми относился к споим крестьянам Троекуров, люди Дубровского напрочь отказываются подчиниться ему, они готовы лучше умереть, чем попасть под власть деспота и тирана. Чиновники, исполняющие волю Кирилы Петровича, для них тоже, враги. Потому-то с такой злобой отнеслись к ним кистеневцы, потому не дрогнула рука Архипа, кузнеца, когда он запирал дверь. | "к. чзать, что Архип - человек бездушный, жаждущий кроен, нельзя: слезы умиления вызывает эпизод со спасением 1-ошки. «Чему смеетеся, бесенята... Бога вы не боитесь: боки я тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - говорит чело-нск, который еще недавно с таким равнодушием отправил на пи свет людей. И объяснение этому есть: несправедливость и нечеловечное отношение большинства помещиков к воспринимать их как «божиих тварей».

Крестьяне идут за молодым Дубровским, они увидели в нем наличие тех добродетелей, которыми отличался и его. Они готовы мстить всем, кто станет у них на пути. < >пи - бунтари. Этого ли хотел для крестьян и для свой ¦¦граны Пушкин? Нет. Он мечтал об отмене крепостного пра-н."|, унижающего человека, но без крови, путем мирных реформ. Поэтому-то и скажет он устами главного героя Владимира Дубровского: «Вы разбогатели под моим начальством, г аждый из вас имеет вид, с которым безопасно может про-ьриться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии».

В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Саве-льиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повести разделяют глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в государстве, где царит произвол.

Очень притягателен в повести образ слуги Петра Гринева Савельича. Он выписан наиболее полно и всесторонне. Автор старается показать Савельича в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.

Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство ответственности, которое он проявляет по отношению к Гриневу, достойно восхищения.

Автор не скрывает своей симпатии к этому герою. Доброта, простота, честность всегда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Однако, уважая Савельича за человеческие качества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы прививали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ребенку, Савельич редко слышал слова благодарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опеки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвечает: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои... А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова: «Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.

Или другой пример. Узнав о дуэли, Савельич, не раздумывая, бежит к месту поединка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что же в ответ? Гринев не только не отблагодарил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругавшего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном письме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина - «милостивым писанием»: «Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего... А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев». Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, - хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не подумает противиться или защищаться.

Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сторону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятежниками вольности и судит о событиях с позиций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает.

Савельичу, как и любому простому бесправному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот - от деда, дед - от прадеда... По-другому эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они - ниже и хуже других, что смирение - их удел.

Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге человек. Известно, что доброта, сердечность - национальные черты русского характера, иИван Кузьмич с супругой исключением не были: «Иван Кузьмич... был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». По этой причине и приняли Мироновы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. Оттуда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отличался от быта его родителей: капитан сохранил чувство меры и скромность своих предков. Измена и предательство противны натуре этого человека. И в этом также проявляется истинно русская душа капитана Миронова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, нисколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не приходит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумывается капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.

Симпатичен в повести и образ Ивана Игнатьича, гарнизонного поручика. Благоразумие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего - качества, присущие этому пушкинскому герою и всем простым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, необразованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Гринева не стреляться со Швабриным: «Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?».

Но кроме смирения в простом народе может возникнуть и противоположная реакция - бунт, «бессмысленный и беспощадный». Пушкин никогда не был сторонником революций, а считал возможным изменение общественного строя путем мирных реформ, и поэтому он может оценить негативные стороны восстания: грабежи, насилие, жестокость. Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести - носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают униженность своего рабского положения. Со скорбью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой - их бесправная доля и их трагические судьбы.

«Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин предупреждает современников о той кровавой анархии, которая грозит русскому государству, если крепостнические порядки вынудят «черный народ» снова взяться за топор.

Урок литературы в 6-м классе "Отношение автора к героям романа «Дубровский»"

«…он рожден был для иного назначения…»

Цели:

    продолжать обучению анализу художественного произведения , самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.

    развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

    продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Оборудование : презентация.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.

Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Учитель объявляет тему и цели урока. (Рисунок 1)

Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С. Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…)

Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в Петербурге?

Запишем в тетрадь вывод: (Рисунок 2)

Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер , позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к нему привязан и любил семейственную жизнь, которой не успел насладиться. Поэтому мысль потерять отца терзала его сердце. Автор говорит, что Владимир с волнением перечитал строки письма, которое он получил от няни. Тем самым автор подчеркивает, что его герой был нежный и любящий сын. А няню звали так же, как и няню самого автора, Орина. В этом тоже видно отношение автора к своему герою.

Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

Почему дворня высыпала, когда он приехал?

Запишем вывод, который вы сделали. (Рисунок 3)

Приехав в Кистеневку, Владимир Дубровский испытал сильное волнение. «Сердце в нем забилось», - пишет автор. Дворня встретила молодого барина с радостью. А.С.Пушкин тем самым подчеркивает, что крестьяне любят своего барина, искренне рады ему.

Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

Какие чувства его волновали?

Каково его душевное состояние?

Что помогает более точно понять это?

Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

Какие чувства он вызывает у вас?

Запишем выводы в тетрадь. (Рисунок 4)

Изображая Дубровского в Кистеневской роще, автор дает почувствовать, что осенний пейзаж - условное отражение внутреннего мира героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Учитель: А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души , глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.

Добавим в свои записи:

Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.

Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

(По вине Троекурова умер отец, его лишили дома).

Мы выяснили, что Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж.

Какой эпизод характеризует Дефоржа?

Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

Сопоставьте Дефоржа и Дубровского.

Запишите составленный вывод в тетради: (Рисунок 5)

В доме Троекурова Дубровский вел себя смело , он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем , гордится его поступком.

Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

Почему он не стал мстить Троекурову?

(Зачитайте текст. Глава 12).

Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой?

Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому?

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

Каким бы он стал?

Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод. (Рисунок 7)

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Охарактеризуйте Дубровского. Запишем в тетрадь. (Рисунок 8)

Для Дубровского воля любимой девушки священна. Он никогда не совершит злодейство во имя ее. Готов на любое самопожертвование. Любовь возвышает Владимира. Наделяя своего героя способностью любить, жертвовать собой во имя любви, Пушкин подчеркивает свое расположение к нему.

В последней главе мы видим раненого Дубровского.

Чем снискал он такое отношение?

Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

Запишите вывод. (Рисунок 9, 10)

Разбойники любят своего предводителя, доверяют ему, слушаются его, заботятся о нем, потому что он справедлив , храбр. Нет, Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный , одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Итог урока.

Слово учителя: Проанализировав роман А.С.Пушкина «Дубровский», мы выявили авторскую оценку главного героя. Думаю, что эта оценка совпала с вашей.

Синквейн «Дубровский»

Домашнее задание . Письменная работа. «Как вы думаете, что ценит в людях автор романа «Дубровский»?»