Как научиться рисованию песком. Техники рисования песком Какой песок для рисования на стекле

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об , а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем . Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать , сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для . А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы , можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Чем можно рисовать? Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками. В мультфильме «Приключения кота Леопольда», если помните, рисунок был нанесен на стену супом! Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек.

Читайте в этой статье:

Вспомните ощущения летом на пляже. Вот, к примеру, сидите вы на песке. Ваши руки так и тянутся, чтобы нырнуть в песок, порыться, побродить в песочной бездне. Потом одним движением зачерпываете в пригоршню песочек и выпускаете его сквозь пальцы. Миллиарды миллиардов песчинок падают струйками, и так спокойно становится, такое на душе умиротворение, что даже кажется, будто с этими золотистыми потоками уходят все-все тревоги. Чудо!

Зачем детям рисовать песком

Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас во многих детских центрах развития и семейных клубах организуют группы для занятий с песком, чтобы не просто учить детей и взрослых рисованию, но и поднимать настроение.

В чем проявляется позитив от занятий с песком?

1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок (!), который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.

2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.

3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.

Как заниматься с ребенком песочной терапией

Если у вас есть возможность записаться в группу песочной живописи или песочной терапии – это здорово! Ходите вместе с ребенком и радуйтесь каждому уроку. Как говорится, в компании всегда веселее. Уровень заданий с песком, конечно, будет зависеть, от возраста ребенка, и это вам подскажет детский психолог или педагог. Хотя оборудовать студию рисования песком можно и дома.

Задача первая. Мастерим столик для песка.

Чтобы изготовить своими руками специальный столик-подставку, нужно поискать: ящик, оргстекло, электрическую лампу.

Столик должен получиться прочным и устойчивым. Поэтому лучше всего взять небольшой деревянный ящик, сколоченный из гладко обтесанных и плотно подогнанных досок (подойдет также ДСП). Это будет столешница. Прикрепите ножки к столику – два одинаковых бруска или ножки детской табуретки.

Оргстекло – самый безопасный из всех вариантов. Только его размеры (ширина и длина) пусть будут немного меньше, чем у ящика. Стекло будет размещаться внутри столика, поэтому в днище ящика нужно сделать «окошко» прямоугольной формы. Если стекло прозрачное, то его предварительно надо окрасить с одной стороны (можно заклеить пленкой, которая пропускает свет). Чтобы закрепить стекло сверху над отверстием, используют либо рейки, либо «жидкие гвозди», либо липкую ленту.

Теперь устанавливаем столик, размещаем источник света (лампу или фонарик) внизу, под столешницей, и проверяем конструкцию в работе.

Задача вторая. Добываем песок.

Песок можно купить на строительном рынке, накопать в детской песочнице или привезти с моря. В любом случае, если у вашего песка самое благородное происхождение, нужно материал довести «до ума», а именно: внимательно проверить на наличие мусора, даже просеять, промыть и пропечь в духовке (недолго – достаточно в течение 1,5-2 часов).

Дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки и стеклышки для декора, чтобы украсить рисунки. Подготовьте и это в достаточном количестве.

Задача третья. Запасаемся идеями.

Как увлечь ребенка рисованием песком? И тут есть разные интересные варианты.

В первый раз можно подготовить все, но не выдавать вашу тайну, то есть заранее не объяснять, что вы собираетесь делать. Включите сказку в аудиозаписи, или музыку природы, или просто любимую мелодию малыша. И начните рисовать. Следите за реакцией ребенка и позволяйте вмешиваться, если вдруг он посчитает, что надо поправить рисунок.

Или так. Сначала поищите видеозаписи занятий песочной терапией. Посмотрите вместе с ребенком, а потом попробуйте сделать все самостоятельно. Или пусть малыш рисует сам, на ходу видоизменяя увиденное. Экспериментируйте!

Книга Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке»

Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то сперва найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как мамы и папы могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Какую информацию вы найдете в книге?

  • Почему песок обладает лечебными свойствами
  • Какие инструменты подготовить для рисования песком
  • Как организовать рабочее место для ребенка
  • Как рисовать на песке с помощью волчка, мячика-ежика, ракушки
  • Зачем использовать воронки и сито
  • Что могут рассказать фигуры на детском рисунке из песка
  • Сложно ли рисовать сразу двумя руками
  • Почему дети рисуют символами
  • Симметричные рисунки и мандала на песке
  • Физиотерапия с песком и коррекция поведения ребенка

Книга будет интересна и родителям дошкольников, и родителям мальчиков и девочек подросткового возраста.

А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции!

Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.

Если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. Можно сказать, будет требовать «продолжения банкета»! Не верите? Тогда посмотрите видео.

Рисование песком в последнее время становится довольно популярным видом искусства. Художники создают свои картины с помощью добавления или удаления песка со стеклянной поверхности, используя контраст светлых и темных участков рабочей области. Сейчас появилось много школ и студий, где вы можете узнать, как рисовать песком. Однако, этому виду рисования вполне можно научиться и в домашних условиях.

Принадлежности для рисования песком

Рисование песком требует наличия определенного набора принадлежностей, о подготовке которых нужно предварительно позаботиться. Вам понадобится:

  • песок;
  • стол с подсветкой;
  • средство-антистатик.

Опытные художники лучшим вариантом для рисования признают вулканический песок, однако стоит он очень дорого, да и найти его не так-то просто. Поэтому рекомендуется использовать кварцевый песок. Преимущество этого песка заключается в том, что его гранулометрический состав однороден, а песчинки мелкие и хорошо просеянные. Приобрести такой песок можно даже в зоомагазине.

Конечно, некоторые, в целях экономии денег, пользуются и обыкновенным речным или морским песком, но чтобы он стал сколько-нибудь пригодным для рисования и не пылил, его нужно тщательно просеять, промыть в воде, а затем хорошенько прокалить.

Не можете найти песок — не расстраивайтесь: вместо него художники иногда используют манную крупу, соль и даже молотый кофе, хотя все эти материалы, конечно же, уступают песку в податливости к рисованию.

Столы-планшеты с подсветкой покупают в специальных магазинах. Если возможность приобрести оборудование у вас отсутствует, вы можете сделать такой стол своими руками. Как это сделать, смотрите в следующем видео:

А можно пойти еще более простым путем: взять деревянный ящик, положить на него кусок органического стекла и протянуть под ним лампочку таким образом, чтобы получить источник света, направленный на стеклянную поверхность.

Антистатик необходим для того, чтобы песчинки не подвергались электризации, не цеплялись друг за дружку, и рисованию ничего не мешало, поэтому перед каждым занятием нужно обрабатывать стекло этим средством.

Разнообразить рисование песком могут также дополнительные инструменты, например, различные кисточки или палочка для планшета.

Рисунки песком на стекле – это нетрадиционный вид творчества, который очень популярный во всем мире. Чего только стоят необычные, завораживающие песочные шоу, когда художники под музыку с помощью песка на светящемся стекле создают шедевры необычной красоты! Это удивительное зрелище нравится всем, но, сегодня его можно попробовать воспроизвести и в домашних условиях.

Песок – это материал, который завораживает, его сыпучие свойства нравятся и детям, и взрослым. Взять хотя бы песочные часы: как сложно оторвать взгляд от падающих песчинок!

Если на улице теплая погода, а во дворе есть песочница, у родителей, как правило, не возникает вопроса, чем занять малыша. Они готовят куличи, копают тоннели, строят замки. Если погода плохая, либо поблизости нет песочницы, на помощь приходит кинетический песок, о котором я подробно рассказывала в одной из предыдущих статей. Если Вам интересно, что это такое и как его применять, перейдите по этой .

Некоторые специалисты утверждают, что песок способен забрать негативную энергию и стабилизировать эмоциональное состояние.

Сегодня разработаны целые программы «песочной терапии» для детей. Открываются студии, где дети рисуют песком на стекле. Посещая занятия, малыши не только осваивают навыки создания песочных картин, но и различные анимационные варианты. Для работы нужен всего лишь специальный стол со стеклянной поверхностью и подсветкой, песок и оригинальные идеи. Малыши в таких студиях с удовольствием возятся с песком.

Рисование песком для детей не только развлекательное занятие, оно развивает тактильные ощущения, речь, фантазию, образное мышление, раскрывает творческий потенциал.

Особо полезны рисунки песком на стекле для . В процессе творчества они успокаиваются, освобождаются от лишней энергии, учатся понимать родителей и себя.

Процесс рисования песком дает возможность малышу погрузиться в мир своих иллюзий, воображений, фантазий.

Также полезно рисование песком деткам с задержкой развития. Оно стимулирует развитие речи ребенка, мышления. Ведь дети учатся мыслить логически и образно.

Процесс пересыпания песка из руки в руку развивает координацию пальцев, движений рук. А, как нам всем известно, развитие мелкой моторики напрямую связано с , поэтому даже логопеды рекомендуют играть детям с сыпучими материалами.

Интересно то, что рисование песком для детей подходит в разном возрасте. Совсем маленькие детки могут создавать простейшие фигуры, проводя пальчиком по равномерно насыпанному слою песка. Старшие детки (подростки) уже могут создавать целые картины.

Рисовать песком лучше под легкую приятную музыку и в полумраке. В таких условиях появляется атмосфера волшебства.

Создание мимолетных рисунков на экране с помощью песка, которые сменяют друг друга, называется песочной анимацией. Создавая рисунки песком, которые трансформируются один в другого, художник создает целый песочный мультик.

Такой вид творчества развивает пластику, улучшает память и работу мозга.

Создавая песочную картину, человек уходит в себя, что дает ему возможность расслабиться и отдохнуть. В таком состоянии отлично снимаются стрессы, психологическое напряжение, депрессивное состояние, с его помощью можно избавиться от страхов и фобий, успокоиться, поднять себе настроение и гармонизировать внутренний мир.

Как сделать стол для песочной анимации? Что нужно для рисования песком в домашних условиях?

Песок можно либо приобрести в магазине, либо набрать на пляже, в песочнице. Обратите внимание, что место песка можно использовать и другие материалы: молотый кофе, манку, соль.

Песок нужно тщательно просеять, промыть и прокалить в духовке. Хорошо, если Вам удастся найти морской, либо крупный речной песок, который имеет различные оттенки, размеры частичек и структуру.

Какие еще материалы понадобятся для работы?

— деревянный ящик;
— кусок матового оргстекла;
— скотч либо изолента;
— гвозди и молоток.

Если стекло прозрачное, обклейте его цветной либо белой пленкой, окрасьте краской.

Для подсветки можно использовать любую лампу, яркий фонарик.

Чтобы изготовить ножки для столика, можно взять деревянные бруски.

Как же сделать стол для песочной анимации? Пошаговая инструкция:

1. Берем ящик, либо сбиваем его из досок самостоятельно. Он должен иметь глубину 7-10 см, чтобы песок не вываливался в процессе творчества.

2. С двух узких краев отступаем одинаковое расстояние и прибиваем планки. Так мы сделаем удобные отверстия для хранения необходимых материалов.

3. На дне ящика нужно сделать прорезь, чтоб вставить оргстекло.

4. Чтобы стол был устойчивым, прибейте ножки.

5. В прорезь, которую Вы сделали, уложите оргстекло и закрепите его скотчем (изолентой).

6. Теперь под стол поставьте лампу либо фонарик. Включите и начинайте творить.

И не забудьте включить приятную музыку.

Рисунки песком на стекле позволяют на несколько минут отвлечься, забыть обо всем, и, следя за движением рук, изменяющихся образов, увидеть сказку и поверить в нее.

Песочную картину можно использовать в качестве оригинального, уникального подарка. Ведь сегодня так сложно удивить близкого человека. А песочная картина – это нечто трепетное, незабываемое, непостоянное и прекрасное.

Сегодня рисование песком очень популярно. Можно приготовить необычное арт-шоу на любой корпоративный праздник, романтический ужин, День рождения, с помощью шоу из песка можно сделать , также рисование песком истории отношений молодоженов может стать настоящей изюминкой свадьбы.

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Такие занятия помогут научить детей создавать не только песчаные картины, но и первые анимационные варианты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ГБДОУ Детский сад №60

Приморского района Санкт-Петербурга

«Рисуем песком на стекле».

Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого.

Подготовила воспитатель: . Корсакова Е.Н.

Санкт -Петербург 2013

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.
У вас никогда не возникнет вопрос "Чем занять ребенка?" если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Посещая занятия можно научиться создавать не только песчаные картины, но и анимационные варианты.
Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.
Более старшие ребята смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.
Рисование песком на стекле очень привлекает подростков. Карандаши и краски уже не актуальны в возрасте 12-15 лет, а вот современное и креативное занятие - это то, что надо.

Обязательно попробуйте этот способ рисования. Сходите с ребенком в студию рисования песком. Если таковой в вашем городе нет, то попробуйте дома. Для рисование песком на стекле вам потребуется только стеклянный стол с подсветкой и песок. Стол можно сделать самому или купить в интернет-магазине.
Песок для стола можно набрать на пляже, либо приобрести в магазине. Но это совсем не обязательно. Вместо песка можно использовать соль, манку, молотый кофе.
Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

Непосредственная образовательная деятельность.

Цель : Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

Задачи:

Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить).

Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление.

Развивать речевую активность в процессе познания,

Словарная работа: активизация словаря: сухой, сыпучий, непрозрачный;

Обогащение словаря: рисование песком песочные картины:

Развивать тактильную чувствительность мелкую моторику рук.

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Воспитывать эстетическое чувство.

Воспитывать аккуратность при работе с песком.

Формировать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование:

Электронная презентация «Песок и мы»

Мультимедийный фильм «Рисунки на песке», компьютер проектор.

Стол-планшет с подсветкой для рисования песком, песок.

«Волшебная палочка», плотная бумага, клей, цветной песо к.

Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Представьте на минутку, что у нас есть волшебная палочка. Где бы вы хотели оказаться?

ДЕТИ: ОТПРАВИТЬСЯ в путешествие.

Воспитатель: Здорово! У меня есть волшебная палочка, и я приглашаю вас на остров чудес и открытий

Вокруг себя вы повернитесь на острове чудес вы окажитесь. Музыка, свет, но почему нас никто не встречает, в новой чудесной стране?

Под покрывалом что-то спрятано. Узнать, что здесь, можно, отгадав загадку.

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Целый день в него играть .

ДЕТИ: песок

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок человеку?

ДЕТИ отвечают.

Воспитатель: Очень интересные предположения.

Совершенно верно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды, в песочных часах, им посыпают дорожки зимой. Песком играют дети и даже иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. Сегодня мы попробуем об этом узнать.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ПЕСОК ВЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А, теперь вставайте, пришло время проверить, что в этом волшебном ящике…

ДЕТИ подходят к столу.
Воспитатель насыпает песок. Это действительно песок.

Ярко солнышко сияет,

И ребяток приглашает

Поиграть «Песочный дворик»

Желтый, тепленький песочек

С детства ласковый дружок

Подарить нам радость хочет.

Это очень интересно,

Удивительно, чудесно.

Посмотрите, что из песочка получается,

Это очень интересно,

Удивительно, чудесно,

Даже гости наши

Видишь – улыбаются.

ВОСПИТАТЕЛЬ: (Рисует на песке солнышко)

Ребята, давайте поздороваемся с песком. Дотронемся до него поочередно пальцами правой руки.

Прислушайтесь к своим ощущениям. Какой песок? (Ответы детей).

Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Для этого будем нажимать по всей поверхности песка своими ладонями. Сделаем песок ровным и гладким, чтобы удобно было на нем рисовать .

Знакомство с песком.

Ход игры:

На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Я перевернула руки, мои ощущения изменились

Теперь я по – другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Что вы чувствуете?

Дети обсуждают свои ощущения.

Воспитатель: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея

Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения

Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами

А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.

Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой

Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

Поиграем по поверхности песка как на пианино

А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук……

Мы с вами определили, что песок сейчас тёплый, сухой и сыпучий.

Я смочу его. Давайте проверим, изменились ли свойства песка? Как и почему? Потрогайте песок. Какой он стал?

ДЕТИ: холодный, сырой.

Воспитатель. Влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить. Вы сами делали это много раз.

Что станет с постройкой, когда песок высохнет? (рассыплется).

А ещё на влажном песке хорошо рисовать.

Вставайте в 2 команды мы поиграем

в игру «Песочный телеграф» .

Воспитатель пальцем рисует на спине ребёнка, стоящего последним, изображение домика, для другой команды-солнышка. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку. Тот, кто стоит у ящика с песком, рисует изображение на песке .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картина у вас получилась. Мне очень хочется поучаствовать в её создании. Катюша, нарисуй, пожалуйста, мне на спине «сообщение»

Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение

А, сейчас я включу подсветку, наш песок подсохнет. А, мы с вами сможем нарисовать и увидеть замечательные песочные картины.


Динамическая пауза. Игра «Море волнуется…»

Воспитатель: Понравились вам картины? Давайте, и мы попробуем что-нибудь нарисовать.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в

Разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»

Упражнение «Рисуем фигуры на песке».

Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях

Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

«Волшебные превращения»

Педагог рисует на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем предлагает дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое

ВОСПИТАТЕЛЬ. А, теперь попробуйте сами что-нибудь придумать и нарисовать

(дети работают самостоятельно)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Воспитатель:

Теперь дети, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и собирает всех на ковре.

Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получаются. Скажите, пожалуйста, мы можем разместить их на выставке или подарить кому-то? Почему?

Дети. Нет. Они рассыплются.

Дети:

(Надо провести клеевую дорожку, посыпать на неё песок, стряхнуть лишний). Песок задержится на бумаге с помощью клея.

Воспитатель: Вы можете продолжить работу с песком уже за столами

Попробуйте нарисовать свои картины по силуэтам из клея и тогда они останутся в память нашей встрече.

Рефлексия занятия:

Воспитатель:

Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Дети рассказывают о своих работах.

Работы помещаются на выставку.