Креативный урок по изучению рассказа М. Шолохова «Судьба человека. Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека") Открытый урок по литературе шолохов судьба человека

Чем жив человек?

(Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")

C лайд 1 (тема урока)

Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

Задачи:

    формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;

    развивать навыки анализа художественного произведения;

    показать роль детали в тексте;

    воспитывать неприятие войны.

Слайд 2 (эпиграфы)

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев


Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях - это трудное дело.

И.С. Грачева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II . Знакомство с писателем.

Слайд 3 (+ ролик по биографии)

II I . Вступительное слово учителя

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

Слайд 4

На сегодняшнем уроке мы будем работать над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

    Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

III . История создания рассказа.

Слайд 5 (публикация в газете)

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

    Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

    В каких строчках рассказа выражена его основная мысль?

(Читаем последний абзац.)

    Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

I V . Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Рассказ М.Шолохова стал событием.

    А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы?

Слайд 6 (жанр)

Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

Слайд 7 (задача писателя)

    В чем особенность его композиции?

Слайд 8 (фото выезжают)

(Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

Слайд 9

(Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно – сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)

(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей)

Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан намного позже в 1956г.: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

    Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

(В рассказе нет выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных половина были коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того, герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно, что бежавшие из немецких лагерей нередко попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические ценности – семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог. «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)

V. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

Слайд 10 (довоенная жизнь)

    В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

(«Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»)

    Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

Плен. Исторический комментарий .

Слайд 11 (плен)

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

Слайд 12 (плен)

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.

Слайд 13 (плен)

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

Анализ эпизода в церкви.

Слайд 14 (+ролик 2 )

    Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор?

Слайд 15 (таблица)

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

    Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Слайд 16 (+ ролик 3 , потом вопросы)

    Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

(«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)

    В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

    Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

    Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

    Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

    В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

(Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

    Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Слайд 17 (+ролик 4 « песни «Враги сожгли родную хату»

Слайд 18

Комментарий учителя:

Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».


Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки.

    Зачитаем их.

Слайд 19

Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Слайд 20

Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя.

    Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)


Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

    «Словно присыпанные пеплом » – то есть какие, какого цвета?

(Серые, цвета пепла)

    А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

    Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Анализ эпизода «Встреча с Ванюшей»

Слайд 21 (встреча с Ваней +ролик 5)

    Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

(Две сироты, жизни которых искорежены войной)


Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани.

    Как они описываются в произведении?

(«Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

    Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет.)

Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)


Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё,

совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами.

    Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Слайд 22

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

    К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Слайд 23 (пейзаж)


А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа.

    С чего Шолохов начинает произведение?

(С описания природы )

    Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании?

(мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)

    Символом чего является такое противопоставление?

(Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).

(Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).

    О чем свидетельствуют эти детали?

(О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)

    В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.

    Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце?

(Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа.

Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет

символизирует наступающее счастье)


Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

Слайд 24 (ролик 6 «Навсегда вместе»)

    Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.

(песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)

    Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?

(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

    А что такое судьба?

Словарная работа

Слайд 25

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

    В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

    Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?

(Любовь, доброту, человеческое достоинство)

Слайд 26

    В чем же проявляется гуманизм рассказа?

(Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда- нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)

    Чем поучительна история Андрея Соколова?

(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

Слайд 27

Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

Слайд 28 (цитаты)

    Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на слайде)

Как вы понимаете эти слова?

1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)

2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)

3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев)

4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. (И.С. Грачева)

V I . Подведение итогов урока

    Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

(Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

слайд 29

з аписи в тетради.

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».

Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

Тема: «Чем жив человек?» (по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека»). Урок рассчитан на 2 часа.

Цель: на основе содержания рассказа и Библии формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия.

Задачи: 1. Познакомиться с произведением М.А. Шолохова «Судьба человека».

2. Учить постигать идейный замысел путём анализа текста литературного произведения и священного писания (Новый Завет)

3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма и сострадания.

Без веры в человека нельзя

Полюбить жизнь…

В. Иванов

I Вступительное слово учителя

Притча о милосердном самарянине

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

- Кто же «Достоин войти в двери рая»? (самарянин)

Что же он для этого совершил? (совершает добрый поступок)

Почему самарянин оказывает помощь пострадавшему? (он верит, что надо не только слушать Слово Божие и совесть, но и исполнять делом)

Да, человек будет жив до тех пор, пока его душу не покинет вера.

(слайд №3)

Учитель литературы .

Так и в годы ВОВ только вера каждого человека позволила нашему народу победить в той страшной войне, так как она являлась проверкой на прочность. (Слайд №4)

На эту войну мы посмотрим сегодня на уроке глазами М.Шолохова, и поможет в нашем исследовании его рассказ «Судьба человека» (сообщение целей и задач урока)

    Основная часть урока. Работа с текстом.

История создания произведения (сообщение учащегося)

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам за «своего брата-шофёра» и рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ, но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал рассказ «Судьба человека». В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа, а 1 января 1957 года – его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоки писем шли в редакцию газеты, на радио, в станицу Вешенскую…

Учитель литературы

II . Беседа с учащимися по композиции рассказа «Судьба человека».

1. Чем этот рассказ привлек внимание читателей? О чем он?

2. От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова (о судьбе А. Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился на переправе).

3. В чем своеобразие композиции?

Вывод: Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора и заканчивается автором, только Соколов и Ванюша стали для него близкими людьми. Центральные события излагаются героем этого рассказа, чтобы придать произведению реальные черты.

Учитель

III . Беседа о жизненном пути героя.

1. На сколько частей можно разделить жизненный путь героя? (на 3 части: до войны, война, после войны) (слайд № 5)

2. Какой жизнью жил герой до войны? (довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

3. Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен)

IV . Анализ эпизода в церкви (показ кинофрагмента). (слайд №6)

V .Самостоятельная работа в парах (заполнить таблицу по к/фрагменту)

Вижу

Слышу

Чувствую

Проверка работ (таблицы)

1. Почему варианты человеческого поведения изображаются в церкви? (Церковь – это Божий дом, который наполнен светом и жизнью, здесь резко противопоставлено добро и зло, свет и тьма)

2. Что здесь борется с чем? (Свет и тьма, зло и добро, любовь и ненависть. Андрей Соколов без колебания выбирает жизнь, свет. Не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь за счет другого)

VI . Учитель литературы.

Работа с эпизодом «Поединок Мюллера с Андреем Соколовым»

(анализ эпизода по схеме) (слайд №7)

Мюллер А. Соколов

4. Кто и в какой момент побеждает?

5. Смысл этой победы? (слайд № 8)

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата.

Вывод: диалог с Мюллером – это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем…

VII . Слово учителя

Что пришлось пережить Андрею Соколову после бегства из плена?

Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё? (Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом- очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.)

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех… Он может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)

Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства, хотя определённый душевный надлом у Андрея Соколова был: он начал выпивать, пока не встретил мальчика. Но Бог помог ему это преодолеть, почувствовав свою нужность, сделав доброе дело для мальчика).

VIII . Учитель литературы

1. (Просмотр эпизода «Встреча А.Соколова с Ванюшей) (слайд №9)

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

Что общего в их судьбах?

(После встречи с мальчиком, у которого «глазёнки – как звёздочка после дождя» у нашего героя сердце отходит, «на душе становится легко и как – то светло. Жизнь вновь приобретает смысл)

Вывод: Ваня нашёл отца, а А.Соколов нашёл сына. Оба обрели семью.

    Самостоятельная работа «Проба пера» сочинение – размышление : «Что ждёт впереди наших героев?» (слайд №10)

(Проверка работ)

IX . Итог урока

Учитель литературы

Любовь к Родине – это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа: дом, семья, школа, место, где ты родился и вырос. И даже если судьба отбирает у тебя самое дорогое, то любовь и сострадание помогут обрести всё заново. (слайд №11)

Милосердие приближает человека к Богу. Ведь образ милосердного самарянина – это образ Христа, человек, творя милосердные дела, уподобляется Богу, приближается к Богу, а значит, становится счастливее, обретает смысл жизни.

Учитель

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда пойдут по земле русские люди несгибаемой воли… Но победа была выиграна не только благодаря героизму таких людей, как Андрей Соколов, но и помощи небесной. Многие солдаты видели в небе образ Богоматери, которая показывала рукой на восток.

X . Домашнее задание.

Написать отзыв на прочитанную книгу или сочинение-миниатюру «Духовные люди», «Что есть милосердие?», «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут… »


Разделы: Литература

Тема: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). 9-й класс.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «65-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба. Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

II Мотивация учебной деятельности

Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

III. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся

1) История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

2) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.

Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».

Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.

3). История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

V. Словарная работа

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

VI. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа?

Опишите его внешность.

2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция.)

3. Какова по настроению экспозиция рассказа? Какую роль здесь играет пейзаж?

(Экспозиция спокойна, нетороплива. Повествование от первого лица, взгляд, который подмечает множество подробностей весеннего дня (бездорожье, размокший снег, разлив реки, белые облака.)

4. Какова роль экспозиции?

(Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность.)

5. Но только в этом ли ее значимость? Каков характер деталей, отобранных Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей?

(Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне; в облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка»; вся картина мира как символ весеннего возрождения мира; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»); глаза Ванюши (светлые, как небушко)).

Вывод: экспозиция подготовила превращение рассказа о судьбе шофера А. Соколова в повествовании о судьбе человека.

6. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина (два одиночества).

7. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?
- Эпизод в церкви, случай с предателем.
- У коменданта лагеря Мюллера.
- «Наука ненависти» (в плену).

8. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

10. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена- это подвиг?

(Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.)

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.

В рассказе об этом Шолохов ничего не сказал.

И до конца в живых изведав,
Тот крестный путь, полуживым, -
Из плена в плен – под гром Победы
С клеймом преследовать двойным!

11. Как складывается судьба Соколова после войны?

12. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. Рита Осянина - сын (мужское начало), «А зори здесь тихие…».)

13. Какой эпизод (эпизоды) рассказа можно назвать кульминацией? (У коменданта Мюллера. Усыновление Вани.)

14. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой.)

15. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)

16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

17. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)

18. Обращение к эпиграфу.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

И воистину справедливы слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

VII. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

Конспект открытого урока по литературе.

Тема урока:

« Он сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть»

(по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Цели урока:

    Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.

    Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

    Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.

    Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.

Материалы и оборудование: презентация, портрет И.А.Шолохова, текст, учебник, фильм С.Бондарчука «Судьба человека».

Эпиграф к уроку:

«Вершиной жизнелюбия является рассказ Шолохова «Судьба человека». Его нельзя читать без слёз. Но какие это обжигающие слёзы! Вся боль, горечь утраты, как дождь под лучами солнца, начиная испаряться, превращается в неугасающую в человеке потребность любви.»

Мариэтта Шагинян.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О Великой Отечественной войне написано много произведений

Назовите фамилии поэтов, писателей, которые писали о войне.

(К. Симонов, М.Дудина, Б. Слуцкий, Ю, Бондарев, В. Быков, А.Т. Твардовский, В. Гроссман, Б. Васильев

.)

Одним из произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, является рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»? (Выступление учащихся с заранее подготовленной презентацией ).

3. Изучение нового материала.

А теперь перейдём к анализу рассказа. Скажите, пожалуйста, в каком году был написан рассказ?

-В 1956 году .

Рассказ был написан в поразительно короткий срок- всего лишь за несколько дней. В замечательном произведении автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть . Это главная мысль данного произведения.

Творение совершенное – от рассказа ничего нельзя отнять и к нему нечего прибавить, в этом залог его полноценной и долгой художественной жизни.

Поэтому рассказ Шолохова «Судьба человека » «томов премногих тяжелей».

Обратите внимание на композицию рассказа. Какова композиционная особенность данного произведения?

Слайд

(Шолохов использует особый композиционный прием – рассказ в рассказе. Первый рассказ – это встреча автора с неизвестным мужчиной, который вёл за руку мальчика- как выясняется дальше шофером Андреем Соколовым. Второй рассказ- это рассказ Андрея Соколова о своей жизни, о своей судьбе).

(Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный простой человек. Он появляется с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном.)

История шофера Андрея Соколова – история горестных скитаний человека, сорванного со своих корней «военным ураганом невиданной силы».

Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей.)

Обратимся к рассказу А. Соколова о своей судьбе. Жизнь его сложилась поначалу обыкновенно, как и у многих тысячи людей.

Зачитаем этот отрывок. (Работа с текстом).

Расскажите о военной судьбе А. Соколова.

(Война обрушилась на страну как грозное бедствие, как суровое испытание. И Андрей подобно миллионам людей, пошёл на фронт. Тяжёл и трагичен был его путь на дорогах войны).

Герою пришлось пройти через различные испытания. Какие испытания?

(А.Соколов был в немецком плену два года, потерял семью, домашний очаг у него был разрушен, погибает сын в последний день войны ).

Слайд.

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(Достойно. Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость).

Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой?

(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат –христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

Показ фрагмента фильма «Судьба человека» С.Бондарчука.

Диалог с Мюллером- это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Это, прежде всего, нравственная победа

И вот наступил мир, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд...

А. Соколов смотрит на окружающий мир глазами «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?. Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...Нету и не дождусь...». Жизнь «исказнила» человека, но смогла ли, ребята, его сломить?

(Нет, жизнь не смогла его сломить, убить в нём в нём живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и сильным простым и открытым, скромным и нежным. Этот высокий «сутуловатый мужчина», одетый в ватник, в солдатских ботинках, сразу же расположил к себе. Он не согнулся, выстоял.)

Но в жизни героя произошла еще одна встреча. С кем?

(С маленьким беспризорным мальчиком-Ванюшей.)

Чтоже схожее с судьбой А.Соколова с Ванюшей?

Слайд

(Война также отняла у него всё: сгорел родной кров, в эвакуации убило бомбой мать, погиб на фронте отец. )

Просмотр отрывка из кинофильма «Судьба человека).

Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную судьбу», не может оживить своих «мёртвых, потухших глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребёнка».Андрей Соколов делает ещё больше. Он идёт на ложь. Что это за ложь?

(Он объявляет мальчику, что он его отец, которого считает погибшим).

Это святая ложь, ложь во имя спасения.

И вот два «осиротевших». Всё «потерявших» человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни.

Ведь не только мальчик смотрит на мир своими светлыми глазами, у мужчины, после того, как он решает взять мальчика себе в «сынки сразу на душе стало легко и как-то светло».

В чем смысл названия рассказа?

Слайд

Разбираем значение слова « судьба» по словарю Ожегова.

    Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

    Доля, участь;

    История существования кого-нибудь;

    Будущее, то, что случится.

Судьба –многозначное слово.

В каком значении оно использовано в названии рассказа?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

Назовите мне, пожалуйста, те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности.

(Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т.д.)

Рассказ «Судьба человека » вызвал почти растерянность в литературных кругах. Это было новое слово о войне. Он обращается к теме, которую избегали все писатели: судьба советских военнопленных. Их, как известно, были миллионы. Шолохов одним из первых говорит о цене, в которую нам обошлась война. О неизбежности ран, которые не заживут.

Слайд

Почти сразу же, в 1958 году. снимается фильм по мотивам данного произведения. называется этот фильм «Судьба человека».Главную роль играет Сергей Бондарчук.

Фильм завоевал главный приз на Международном кинофестивале в Москве. Его создатели - С. Бондарчук и В. Монахов - были удостоены Ленинской премии.

Бондарчук заканчивает картину шолоховскими словами, впечатанными в последние кадры фильма: "…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина".

4. Подведение итогов.

Письменно ответить на вопрос: «Чем мне близок и дорог образ Андрея Соколова».

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.

    Домашнее задание.