Кто такой настоящий эрудит? Переносное значение слова. Значение школьного образования

Эрудированность как качество личности – способность проявлять информационную осведомлённость, начитанность, упорядоченность и структурированность по широкому кругу знаний и глубокие знания в области своей жизнедеятельности, возникшие в результате образования, систематического изучения и осмысления различных литературных источников; иметь хорошую, ёмкую память.

Старый профессор — эрудит принимает экзамен у заочницы. — Ну-с, первый вопрос: план ГОЭЛРО. Заочница в слезы. — Да вы не волнуйтесь, успокаивает профессор. На первый вопрос не ответили, на второй ответите. Расскажите о Февральской революции. Заочница вновь плакать. — У меня дети, муж пьет. — Ну тогда третий вопрос. Расскажите о Великой Октябрьской революции. Заочница молчит. — Откуда вы? — Из Цюрюпинска. Профессор вслух размышляет: — Может, и мне бросить все и уехать в Цюрюпинск?..

Слово эрудиция пришло из латыни (от лат. eruditio - образование, просвещенность) – ученость, начитанность, глубокие, основательные познания в какой-либо области науки, разносторонняя образованность. Важная особенность и отличие эрудированности от хаотичного, «мозаичного», случайного знания – его упорядоченность и структурированность. Например, обыкновенный врач специализируется на своем узком участке – ухо, горло, нос. Врач – эрудит с большим интересом изучает смежные специальности, интересуется современными достижениями медицины в мире. Он не ограничивается рамками мира медицины, постоянно расширяя свой кругозор, для него характерна широта интересов и взглядов.

Суть эрудированности раскрыл великий русский ученый К.А. Тимирязев: «Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом». Людей, знающих глубоко и не по-дилетантски много в нескольких областях знания и достигающих в них практических результатов, называют «полиматами». К наиболее известным отечественным полиматам можно отнести Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева, Ивана Сеченова, Александра Бородина. К «всеобщему знанию» стремился Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джованни Борелли. Сегодня наука становится все более специализированной и одному человеку все сложнее глубоко погрузиться в несколько разных направлений одновременно.

Сразу нужно оговориться, что эрудированность не зачисляет её обладателя автоматически в разряд разумных или мудрых людей. Эрудированность – это просто упорядоченный и структурированный набор знаний, свидетельствующий об отменной памяти и широте интересов человека. Эрудит способен запомнить огромный объем информации, но чтобы считать себя разумным человеком этого недостаточно. Входящую информацию нужно не только пропустить через ум, но и довести до разума, то есть проанализировать ее, сопоставить с имеющимися знаниями, подвергнуть сомнению, проверить на практике и, убедившись в её истинности, постоянно применять в своей жизни. Разумный человек не просто понимает и запоминает новое знание, но и творчески его осмысливает, принимает и применяет в реалиях своей жизни.

Эрудита, иногда, нельзя причислять и к умным людям. Умный человек, переварив поток входящей информации, понимает, о чём идёт речь. Другое дело, что он далеко не всегда следует новому знанию на практике. Например, он прочитал книгу Аллена Кара «Быстрый способ бросить курить». Все постулаты автора усвоил и понял. Никаких разногласий и сомнений в истинности его доводов. Но в отличие от разумного человека, он, убедившись еще раз во вреде курения, будет продолжать дымить, как паровоз. Бенджамин Франклин говорил: «Человек живет не тем, что съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо для ума и для тела”.

Эрудит, как начетчик или зубрилка, может просто запомнить весь поток входящей информации, не поняв и не разобравшись в его содержании. Просто память у него отличная, и он способен удерживать информацию, но при этом далеко не всегда результативно управляет памятью. В обиходе он будет сыпать цитатами, поражать широтой своего кругозора, при этом, не понимая сути своих высказываний. Бывает, человек специально выучит незнакомые всем слова и затем щеголяет ими в своем окружении. Недалекие люди покупаются на такие дешевые приемы ложной эрудированности и не сразу распознают «Голохвастова». Человек может быть крайне эрудированным, но так и не усвоить фундаментальное, духовное знание о своем предназначении, смысле жизни, науке правильно жить по законам Вселенной. Поэтому он будет совершать определенные ошибки, наступать на грабли, проходить заново жизненные уроки, строить ложные цели, разочаровываться и страдать.

Ложная эрудированность идёт в связке с гордыней, проявляющейся в таких ее формах как самолюбование, самомнение, самодовольство и тщеславие. Эрудированность, не распространённая на жизненную практику, гремит, как пустая бочка. Если человек досконально знает законы мироздания, а живёт, как свинья, значит это «ерундит», а не разумный человек. О.Г. Торсунов в одной из лекций сказал: «Само по себе развитие ума ни о чем не говорит. Человек может очень много знать, но мало понимать. Чистота ума — это более важный фактор. Человек может эрудированным быть, но он ничего не делает из того, что правильно, поэтому нельзя считать такого человека разумным». Анекдот в тему. Как понять, эрудированный человек или неэрудированный: Эрудированный человек может отличить Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, а кобеля от сучки. Неэрудированный человек не может отличить двух последних.

«Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, — писал Оскар Уайльд, — за исключением того, что действительно стоит знать». Зачастую, они приобретают знания из простого желания похваляться. Истинной эрудированности чужда тщеславность и пустая похвальба. Её привлекает возможность оперировать колоссальным объемом информации, не чувствовать себя невеждой в любом вопросе, всегда быть готовым обосновать свою точку зрения, обращаясь за помощью к своей необъятной памяти. Эрудированность – это алчный бег за знанием. Это дорога к самоуважению и авторитетности в глазах окружающих. Это начало пути в мир разума.

Петр Ковалев 2013 год

Эрудиция подразумевает активное и постоянное саморазвитие, потому что эрудит – это тот, кто занимается самостоятельно, изучая информацию по дополнительным и разносторонним источникам, не ограничиваясь стандартными знаниями из учебной литературы по общей программе.

Что такое эрудиция, разобрались. Теперь возникает другой вопрос – а как повысить уровень эрудиции? Ответ на этот вопрос заключен в самом определении термина – нужно активнее заниматься своим развитием. Интересоваться всем и сразу. Быть любопытным и любознательным. Наблюдательным. Быстро все схватывать и запоминать.

Потому что просто так, ради престижа, невозможно стать как-то умнее и внимательнее. Для этого нужно иметь соответствующий характер – характер исследователя.

Ну и как развить в себе подобные качества? Ведь это не так просто! Можно выучить много всего, но не понимать этого. Интеллект развивается постепенно, шаг за шагом, меняется тип мышления, образ мыслей, появляется мудрость.

Везде, где пишут про эрудицию, непременно указано, что настоящий эрудит блестяще образован. Тут нужно некоторое уточнение: образование не означает количество законченных ВУЗов. Образованный – не тот, кто получил высшее образование. Это нечто большее, чем дипломы и тому подобное. Это искренний интерес в изучаемых предметах, желание узнать как можно больше и полнее.

Есть много источников информации, откуда можно получить желаемые знания. Такие, как:

  • Книги. Есть специальная литература для повышения интеллектуального уровня, с заковыристыми задачками, или философская, с разными теориями относительно каких-то глубоких тем. Есть и прекрасная художественная подборка, благодаря которой можно изменить свой образ мыслей, улучшить красоту речи, поменять мировоззрение. Есть, например, отличная книга, меняющая внутренний мир – «Путешествие мирного воина» Дена Миллмена.
  • Интернет. Правда, тут есть минус – в интернете информация не всегда проверенная, и нельзя ручаться за ее достоверность. Поэтому опираться только на такие знания не совсем правильно. Зато можно быстро найти сведения о чем угодно из разных источников. Да и книги в электронном варианте не хуже бумажных. А еще можно найти статьи из газет и журналов прошедших лет.
  • Личные наблюдения и исследования. Надо учиться быстро запоминать новые знания, уметь выделять нужное и интересное из большого потока постоянно поступающей информации. Все подмечать вокруг себя, уметь видеть прекрасное и забавное. Только по-настоящему наблюдательный человек может стать эрудитом.
  • Использовать чужой опыт и знания для собственного интеллектуального продвижения. Все помнят Шурика из «Кавказской пленницы», который собирал легенды и тосты Кавказа – это тоже пример обучения. Можно попробовать спросить о чем-нибудь старшее поколение. Или пойти на курсы чего-то, что вас давно интересует – будь то язык или бизнес – не важно, с чего начать.

Итак, что значит эрудированный человек? Это тот, кто не желает останавливаться на стандартном уровне развития, который предлагают всем людям. Тот, кто хочет знать и понимать больше других, кто стремится увеличить свои знания и интеллект путем саморазвития и самосовершенствования. Кто не может довольствоваться малым и хочет развивать свой мозг и повышать свои возможности.

Видео по теме статьи

Комментарии:

Использование материалов с сайта возможно только с указанием прямой активной гиперссылки на женский сайт Диана

Что значит эрудированный человек

Эрудиция

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эруди́ция (от лат. ēruditio - учёность, просвещённость) - всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях.

Слово эрудиция пришло из латинского: учёный считается эрудитом (лат. eruditus ), когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость (лат. rudis, e-(ex-)+rudis ), то есть «сгладили» его первоначальное невежество. Эрудиция - глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек - не обязательно эрудит . Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.

Известный итальянский поэт Джакомо Леопарди был эрудитом : он читал и изучил классику самостоятельно, и был под глубоким влиянием многих философов. Среди наибольших древнеримских эрудитов был Марк Теренций Варрон. Среди наибольших английских эрудитов был писатель эссеист сэр Томас Браун.

Эрудиция очевидна в литературной работе, когда писатель-эрудит обладает общим знанием, охватывающим несколько различных областей.

Образованный человек - это. Качества образованного человека

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Образованный человек – это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

Страницы истории

Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек – это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, инженеры, технологи, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек – это индивидуум, получивший знания, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

  • Наличие образования.
  • Владение языками.
  • Культура поведения.
  • Расширенный кругозор.
  • Начитанность.
  • Широкий словарный запас.
  • Эрудированность.
  • Коммуникабельность.
  • Тяга к знаниям.
  • Красноречие.
  • Гибкость ума.
  • Умение анализировать.
  • Стремление к самосовершенствованию.
  • Целеустремленность.
  • Грамотность.
  • Воспитанность.
  • Толерантность.

Роль образования в жизни человека

Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

Значение школьного образования

Первым этапом становления каждой личности как «образованного человека» является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы культуры поведения в обществе.

Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

  1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
  3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

Роль книг в образовании

Испокон веков именно в книгах сосредотачиваются знания различных отраслей и тематик - литература, наука, история и т. д. Ни одно обучение невозможно без книг. От степени владения информацией из учебников зависит уровень образованности каждого индивидуума. Начитанный человек - это личность, владеющая информацией, полученной из разных источников.

Литература, созданная человечеством и пронесенная сквозь года, необычайно разнообразна. Каждая книга оказывает на человека особенное влияние.

  1. Специальная литература (учебники, пособия, методические рекомендации, энциклопедии и справочники) помогает нам взглянуть на этот мир по-новому, обнаружить тайные взаимосвязи и воспринимать действительность по-иному.
  2. Художественные книги (литературная классика) делают наш внутренний мир богаче, развивают чувство прекрасного, формируют историческое самосознание, культуру. Есть целый перечень произведений, которые непременно должен знать каждый образованный человек.

Благодаря чтению человек получает образование, усваивает нормы поведения в обществе, расширяет словарный запас, повышает культурный уровень, расширяет кругозор и проч. Именно книги являются единственным достоверным источником информации в мире, помогая людям на протяжении нескольких столетий.

Культура в жизни человека

Не менее важную роль в образовании играет культура, наличие которой является непременным качеством образованной личности. Нормы поведения в обществе едины для всех, однако соблюдает их далеко не каждый. Что значит быть культурным человеком? Мы знаем о человеке, что он, прежде всего, хорошо воспитан, обладает приятными манерами и умеет вежливо говорить в любой ситуации. Тех, кто не умеет вести себя в обществе, трудно назвать образованными. На культуру и моральную нравственность человека прежде всего оказывают влияние семейные ценности и традиции. Немаловажна и роль обучения в формировании культурной личности.

Большинство исследователей утверждают, что прежде зарождались наука и образование, а только потом культура. Исторически складывалось так, что сначала появился образованный человек, а только потом культурный. Таким образом, два данных понятия взаимосвязаны, однако развивались друг от друга независимо. Образование предполагает изучение искусства, традиций, морали, правил поведения и устоев. При этом культурный человек не всегда является образованным.

Образованность и интеллигенция

В современном понимании интеллигент – это, несомненно, образованный, эрудированный человек, культурный, вежливый, неукоснительно придерживающийся моральных принципов. Для интеллигентного человека дурно говорить об остальных людях неуважительно, употреблять ненормативную лексику и быть грубым в общении недопустимо. Заглянув в историю, можно вспомнить отдельный класс, к которому относились все люди, имеющие образование. Интеллигентный человек не только хорошо образован, он также начитан, эрудирован, обладает высоким интеллектом, порядочен, является приверженцем общечеловеческих ценностей.

В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

Каким мы представляем образованного человека

У каждого из нас имеется свое собственное мнение по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование – в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

Самореализация

Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

Важность образования в наше время

Понятие «образование» включает в себя слова - «образовать», «образовывать», что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне «Я». Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в «высшее общество», устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как «образованность» постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

К чему приводит необразованность

Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

Подведем итоги

Образованный человек – это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

Основные качества образованного человека:

  • образование;
  • грамотность;
  • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • культура;
  • умение держать себя в обществе;
  • эрудированность;
  • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
  • умение тонко чувствовать мир;
  • благородство;
  • великодушие;
  • выдержка;
  • трудолюбие;
  • чувство юмора;
  • решительность;
  • остроумие;
  • наблюдательность;
  • изобретательность;
  • порядочность.

Понятие «образованный человек» трактуется по-разному, однако главное во всех определениях – наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

В заключение

В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
  2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  3. Браунер Дж. Психология познания.

Какая разница между понятиями эрудированный и образованный человек?

Образованный человек - имеющий образование по той или иной специальности. Может двум, может трем. Все. Не совсем. Он, как правило способен к выполнению работы по этой специальности. Эрудит - человек имеющий энциклопедические познания во многих областях. Все. Вопрос лучше было бы задать также как в «Что? Где? Когда?» «Чем отличается беседа двух эрудированных людей от беседы двух интеллектуалов?» Ответ: «Эрудиты обмениваются уже известными знаниями. И только в беседе двух интеллектуалов может появиться новое знание!»

Образованный человек может закончить несколько вузов и быть достаточно грамотным в узких областях знаний, но совершенно теряться в незнакомых вопросах.

Эрудит - человек с энциклопедическими познаниями, великолепной логикой, который сориентируется в абсолютном большинстве областей человеческих знаний. При этом количество дипломов не имеет никакого значения - это природный дар улавливать, запоминать, анализировать и сопоставлять информацию, выдавая иногда поразительные результаты.

На мой взгляд,образованный - человек, получивыший определенный объем знаний и навыки их практического использования. Обычно образованным человеком в настоящее время называют тех, кто имеет за плечами высшее образование. Эрудированный - человек, обладающий навыком запоминать и использовать получаемую из внешнего мира информацию, помимо образовательного «стандарта», много читающий, «голодный» до знаний. Не каждый образованный становится эрудитом, так как большая часть знаний, полученных в школе или в вузе со временем забывается, эрудированный человек не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет свой кругозор.

Это то, что остается после того, когда человек забывает всё, чему его учили в институте.

Это как раз и есть - эрудиция.

Слово эрудиция пришло из латыни (eruditio - ученость, познания). То есть это осведомленность по широкому кругу знаний. Думаю, когда человек способен фантазировать по широкому кругу вопросов, как В.Жириновский, это эрудицией назвать нельзя. А вот когда человек имеет энциклопедические знания по разным вопросам, типа Анатолия Вассермана - это настоящий эрудит.

Кто такой «эрудит»?

Эрудитом называют эрудированног человека. Эрудированный человек -это человек с большим словарным запасом.

У эрудированного человека хорошо подвешен язык, он быстро соображает что и как с умом сказать. Вообщем человек, который много знает и у кого в голове быстро слова складываются во фразы.

Про таких ещё говорят:

Эрудитом признано считать человека у которого хорошая память. Который может дать ответы на многие вопросы в различных темах. Но несомненно одно, мало кто из эрудитов практик. Поэтому если человек просто начитан- это ещё не значит, что он мыслит правильно. Хотя отложить в памяти прочитанное и обратиться к этому в нужный момент, тоже талант. Вот человек который во многих областях знает ответ как или, что это, может объяснить это и ещё на деле привести пример-такой точно эрудит.

Эрудит-это человек, который получил хорошее образование, а после получения образования, в свое свободное время, продолжает заниматься самообразованием.

Эрудит обладает высокими интеллектом,много читает познавательной, научной и художественной литературы, поэтому обладает глубокими познаниями во многих областях и постоянно стремится расширить свой кругозор.

Эрудит- это человек который всесторонне развит; Это человек который всегда образован, но образованный человек- не всегда эрудит. Они выносят свои познания из литературы, а не из практики, можно сказать что у них отсутствует участок мозга отвечающий за фильтрацию ненужной информации, для него все важно. Проще сказать, что люди-эрудиты очень многое знают.

Эрудит - это тот кто может дать ответы на вопросы из разных областей знаний. Если помните была такая передача «Самый умный» так вот там дети показывали свои умственные способности и свою хорошую память. Их по праву можно назвать эрудированными. Они с легкостью отвечали на сложные вопросы, что даже не каждый взрослый так смог бы.

Эрудит человек обладающий энциклопедическими познаниями в различных сферах науки. И кроме наличия знаний его отличительной особенностью является стремление к приобретению новых знаний из различных источников и по различной тематики.

Эрудит - это человек, который обладает большим количеством знаний и умеет их использовать. Про такого человека еще говорят «ходячая энциклопедия», то есть человек, который может найти ответ на большинство ему задающих вопросов.

Эрудит – это человек который очень хорошо осведомлен в деле которое делает, разбирается в какой либо области и эрудирован в ней. Эрудиция (ученость, познания) - глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность.

Безусловно, это человек, обладающий широкими знаниями в разных областях жизни. Он может разобраться буквально во всем. Эрудированная личность - интересная личность, не ограниченная тесным кругом интересов и познаний.

EylencE.AZ Forums

Кто такой эрудированный человек?

Mazzzi 28 Aug 2007

Что дает ему право так называться?

Существует ли понятие "поверхностная эрудированность"?

Perfeito 28 Aug 2007

Mazzzi 28 Aug 2007

Руфь 28 Aug 2007

Perfeito 28 Aug 2007

Если я прочитаю все призведения Коэльо, Брауна или еще какого-нить "модного" писателя меня можно будет назвать эрудированной?

Mazzzi 28 Aug 2007

Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области закрытой информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

С литературой по предмету, а не просто литературой.

Perfeito 28 Aug 2007

А почему вы отрицаете понятие (кстати придуманное не мною) "поверхностная эрудиция"?

Почему отрицаю? Ну если вы согласны с мысльями приведенными выше, то это логическое умозаключение не так ли?

Stella 28 Aug 2007

Perfeito 28 Aug 2007

"Поверхностная эрудиция" на мой взгляд синоним выражения "поверхностные знания". Одно от другого далеко не ушло.

Если мы возмем слово каша.На столе, в миске каша.Мы же не можем сказать, она почти каша. Вот это относится к слову эрудиция.

Жаренное мясо - можно сказать - почти прожаренное.Относительно, но можно.Знания и поверхностные знания.

Понятие не может отрицать само себя в корне. Конечно же, если это не бытовой язык.

Stella 28 Aug 2007

Perfeito 28 Aug 2007

Зачем так усложнять? А чем, по-Вашему отличается хорошо эрудированный человек от хорошо начитанного? В корне и по сути - это описание человека умного.

И разве при общении людям всегда свойственно выделять данные понятия отдельным пунктом?

Я бы применила несколько другую формулировку: глубокий человек или неглубокий. Отсюда, кстати и сформировалось понятие "поверхностной эрудиции". Она, как правило, свойственна людям неглубоким, но любопытным и имеющим привычку изучать многое,не вдаваясь в суть, то есть - поверхностно.

Эрудированность Эрудиция Эрудированный

Между человеком мыслящим и эрудитом такая же разница,

как между одной книгой и двадцатью каталогами.

Эрудит - резервуар знаний, но не фонтан идей.

Эрудированность как качество личности – способность проявлять информационную осведомлённость, начитанность, упорядоченность и структурированность по широкому кругу знаний и глубокие знания в области своей жизнедеятельности, возникшие в результате образования, систематического изучения и осмысления различных литературных источников; иметь хорошую, ёмкую память.

Старый профессор - эрудит принимает экзамен у заочницы. - Ну-с, первый вопрос: план ГОЭЛРО. Заочница в слезы. - Да вы не волнуйтесь, успокаивает профессор. На первый вопрос не ответили, на второй ответите. Расскажите о Февральской революции. Заочница вновь плакать. - У меня дети, муж пьет. - Ну тогда третий вопрос. Расскажите о Великой Октябрьской революции. Заочница молчит. - Откуда вы? - Из Цюрюпинска. Профессор вслух размышляет: - Может, и мне бросить все и уехать в Цюрюпинск.

Слово эрудиция пришло из латыни (от лат. eruditio - образование, просвещенность) – ученость, начитанность, глубокие, основательные познания в какой-либо области науки, разносторонняя образованность. Важная особенность и отличие эрудированности от хаотичного, «мозаичного», случайного знания – его упорядоченность и структурированность. Например, обыкновенный врач специализируется на своем узком участке – ухо, горло, нос. Врач – эрудит с большим интересом изучает смежные специальности, интересуется современными достижениями медицины в мире. Он не ограничивается рамками мира медицины, постоянно расширяя свой кругозор, для него характерна широта интересов и взглядов.

Суть эрудированности раскрыл великий русский ученый К.А. Тимирязев: «Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом». Людей, знающих глубоко и не по-дилетантски много в нескольких областях знания и достигающих в них практических результатов, называют «полиматами». К наиболее известным отечественным полиматам можно отнести Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева, Ивана Сеченова, Александра Бородина. К «всеобщему знанию» стремился Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джованни Борелли. Сегодня наука становится все более специализированной и одному человеку все сложнее глубоко погрузиться в несколько разных направлений одновременно.

Сразу нужно оговориться, что эрудированность не зачисляет её обладателя автоматически в разряд разумных или мудрых людей. Эрудированность – это просто упорядоченный и структурированный набор знаний, свидетельствующий об отменной памяти и широте интересов человека. Эрудит способен запомнить огромный объем информации, но чтобы считать себя разумным человеком этого недостаточно. Входящую информацию нужно не только пропустить через ум, но и довести до разума, то есть проанализировать ее, сопоставить с имеющимися знаниями, подвергнуть сомнению, проверить на практике и, убедившись в её истинности, постоянно применять в своей жизни. Разумный человек не просто понимает и запоминает новое знание, но и творчески его осмысливает, принимает и применяет в реалиях своей жизни.

Эрудита, иногда, нельзя причислять и к умным людям. Умный человек, переварив поток входящей информации, понимает, о чём идёт речь. Другое дело, что он далеко не всегда следует новому знанию на практике. Например, он прочитал книгу Аллена Кара «Быстрый способ бросить курить». Все постулаты автора усвоил и понял. Никаких разногласий и сомнений в истинности его доводов. Но в отличие от разумного человека, он, убедившись еще раз во вреде курения, будет продолжать дымить, как паровоз. Бенджамин Франклин говорил: «Человек живет не тем, что съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо для ума и для тела”.

Эрудит, как начетчик или зубрилка, может просто запомнить весь поток входящей информации, не поняв и не разобравшись в его содержании. Просто память у него отличная, и он способен удерживать информацию, но при этом далеко не всегда результативно управляет памятью. В обиходе он будет сыпать цитатами, поражать широтой своего кругозора, при этом, не понимая сути своих высказываний. Бывает, человек специально выучит незнакомые всем слова и затем щеголяет ими в своем окружении. Недалекие люди покупаются на такие дешевые приемы ложной эрудированности и не сразу распознают «Голохвастова». Человек может быть крайне эрудированным, но так и не усвоить фундаментальное, духовное знание о своем предназначении, смысле жизни, науке правильно жить по законам Вселенной. Поэтому он будет совершать определенные ошибки, наступать на грабли, проходить заново жизненные уроки, строить ложные цели, разочаровываться и страдать.

Ложная эрудированность идёт в связке с гордыней, проявляющейся в таких ее формах как самолюбование, самомнение, самодовольство и тщеславие. Эрудированность, не распространённая на жизненную практику, гремит, как пустая бочка. Если человек досконально знает законы мироздания, а живёт, как свинья, значит это «ерундит», а не разумный человек. О.Г. Торсунов в одной из лекций сказал: «Само по себе развитие ума ни о чем не говорит. Человек может очень много знать, но мало понимать. Чистота ума - это более важный фактор. Человек может эрудированным быть, но он ничего не делает из того, что правильно, поэтому нельзя считать такого человека разумным». Анекдот в тему. Как понять, эрудированный человек или неэрудированный: Эрудированный человек может отличить Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, а кобеля от сучки. Неэрудированный человек не может отличить двух последних.

«Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, - писал Оскар Уайльд, - за исключением того, что действительно стоит знать». Зачастую, они приобретают знания из простого желания похваляться. Истинной эрудированности чужда тщеславность и пустая похвальба. Её привлекает возможность оперировать колоссальным объемом информации, не чувствовать себя невеждой в любом вопросе, всегда быть готовым обосновать свою точку зрения, обращаясь за помощью к своей необъятной памяти. Эрудированность – это алчный бег за знанием. Это дорога к самоуважению и авторитетности в глазах окружающих. Это начало пути в мир разума.

Copyright © 2018 Качества личности от А до Я копирование информации разрешено только с разрешения автора и ссылкой на источник

0 Все люди разные, некоторые всю жизнь остаются "слоупоками " и гопниками , тогда как другие стараются самосовершенствоваться, достигая всё новых и новых высот. Для обозначения подобных людей было придумано много разных терминов, об одном из которых мы и поговорим сегодня.. Ведь у нас каждый день появляется свежая и любопытная инфа . В этой статье будем разбирать слово Эрудит , что значит, вы сможете узнать немного позже.
Однако, прежде чем продолжить, мне хотелось бы порекомендовать вам несколько полезных новостей по рандомной тематике . Например, что значит Сентиментальность , что такое Секта , что означает Параноик , как понять слово Вопль и т. п.
Итак, продолжим, что значит Эрудит ? Этот термин был заимствован из латинского языка "ēruditio ", что можно перевести, как "просвещённость", "учёность".

Эрудит - это человек, который может проявлять такие качества личности, как структурированность по широкому кругу знаний, начитанность, а также проявлять информационную осведомлённость, обширные знания в области своей жизнедеятельности в результате осмысления разной научной литературы и систематического изучения различных источников


Эрудит - так называют человека, имеющего большие познания в различных областях истории, науки, техники, физики, химии и т. п.


Эрудит - имеет дополнительные знания в более обширной области информации, и более широкий интеллектуальный горизонт


Синоним слова Эрудит : ходячий университет, учёный, полимат, кладезь учёности, кладезь знаний, знаток, грамотей, энциклопедист, ходячая энциклопедия, специалист, полигистор, кладезь премудрости, грамотей.

Человек, которого называют Эрудитом, просто обязан быть всесторонне образован, и иметь основательные познания в конкретной области науки. Правда нужно отделять, эрудированность от случайного (хаотичного) знания. Например лингвист может знать только один иностранный язык, тогда, как полиглот-эрудит с огромным интересом изучает большое количество смежных языков, пытаясь понять не только их значение, но и происхождение. То есть, эрудит не ограничивает себя строгими рамками, а старается расширить свой кругозор. Для такого индивидуума характерна широта взглядов и интересов.

Люди, которые "копают" глубоко в различных областях знаний, и при этом достигающих в них больших практических результатов принято называть "полиматами ". К таким людям можно отнести Александра Бородина, Дмитрия Менделеева, Михаила Ломоносова, Ивана Сеченова и т. п. К сожалению сегодня время эрудитов практически прошло, очень сложно одному человеку одновременно глубоко "зарыться" в несколько смежных научных направлений параллельно.

Прочтя эту небольшую, но чрезвычайно полезную статью, вы теперь будете в курсе, что значит Эрудит , и почему этот тип людей практически исчез с "лица земли".

Есть в русском языке такое необычное слово, как «эрудит». Что же оно может значить? Иначе говоря, какой предмет или действие скрывается за ним? Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся незнакомого слова, обратимся к русскоязычным словарям. И выясним, эрудит — это кто или что?

Что означает слово «эрудит»

Представить толкование исследуемого слова можно двумя значениями: прямым и переносным. Однако в данном случае метафорическое или дополнительное значение как бы вытекает из основного (главного), поэтому догадаться о нем смогут даже дети. Хотя, некоторые люди, наоборот, понимают прямое толкование, благодаря знанию переносного.

Итак, под словом «эрудит» обычно понимается человек, обладающий огромным багажом знаний. Такие люди иногда в народе называются всезнайками, потому как способны ответить практически на любой заданный вопрос.

Таким образом, ответить, кто или что такое эрудит, можно тремя словами — очень умный человек. Это и будет его прямым, главным или основным значением.

Переносное значение слова

Мы уже поминали ранее, что метафорическое (образное) толкование данного слова имеет непосредственное отношение к прямому. Потому как эрудит — это еще и игра, в которой сражаются за звание самого умного игрока.

Такая игра представляет собой квадратное поле, состоящее из двухсот двадцати пяти ячеек и ста четырех квадратных фишек с нанесенными на них баллами. Их необходимо сложить в слова, после чего прибавить к набранным очкам еще несколько.

Таким образом, в конце игры "Эрудит" это поле походит на обычный сканворд или кроссворд, только слова получаются не в результате ответов на вопросы, а благодаря богатому словарному запасу и умению его правильно использовать.

Как достигнуть звания эрудита в одноименной настольной игре

Итак, в ходе исследования мы выяснили, что слово «эрудит» — существительное, что может использоваться как для обозначения одушевленного (живого) предмета (отвечать на вопрос «кто» — это эрудит), так и неодушевленного (вопрос «что»). А это значит, что синонимами слова могут быть такие разные существительные, как "игра" и "человек".

Поскольку эрудит — это кто-то очень умный, следовательно, для того, чтобы стать победителем в одноименной игре, необходимо составлять слова особым образом, тем самым набирая в итоге больше очков, чем остальные игроки. Их количество, в зависимости от размера игрового поля, может разниться от двух до четырех человек.

Перед началом игры каждому игроку желательно вооружиться листочком и ручкой. Это нужно для того, чтобы в конце игры не забыть, кому какое слово принадлежит, и, соответственно, кто сколько очков набрал и какой участник стал победителем, то есть самым эрудированным.

На самом деле игра «Эрудит» — это отличная возможность не только расширить свой словарный запас, но и попрактиковаться в написании новых, а порой очень сложных слов.

Как игра «Эрудит» помогает изучать иностранные языки

Во-первых, «Эрудит», как и любая другая настольная игра, служит для развлечения игроков и создания веселой и интересной атмосферы. А во-вторых, эта игра, представленная в иноязычной версии, позволит, например, школьникам или студентам, начинающим знакомство с новым языком, посоревноваться в написании иностранных слов или выяснить, у кого словарный запас больше.

Если спросить учителей английского языка, которые применяют различны игровые формы знакомства и усвоения новых иностранных слов, они ответят, что «Эрудит» — такая универсальная палочка-выручалочка, что и не надоедает ученикам и способствует повышению их знаний английского языка.

Возможно, некоторые читатели данной статьи вспомнят, что именно в такую игру в одном известном фильме играла и героиня Дженнифер Лопес. В нем ее родители, чтобы были эмигрантами и плохо говорили на английском языке, при помощи «Эрудита» повысили свою грамотность. А потом игра стала их семейной традицией и веселой забавой.

Таким образом, ответить на вопрос что или кто такой эрудит, можно двумя способами, и оба они окажутся правильными. Поскольку необычное слово "эрудит" — многозначное, и может обозначать как одушевленный предмет — человека, игрока, так и неодушевленный — игру.

И читатели данной статьи всегда поймут, какое именно значение предполагает контекст или суть речи. А значит, они не попадут в неловкую ситуацию, если в разговоре услышат слово "эрудит".

Имеющий необъятные знания во многих научных областях. Само слово «эрудит» происходит от существительного «эрудиция». Следует также различать эрудита и гелертера. Гелертер обладает широкими, но неглубокими знаниями. Эрудит черпает информацию из собственных опытов или прямых источников, в то время как гелертер обходится лишь поверхностными теоретическими знаниями.

К эрудиции стремились еще во времена Древней Греции. Люди спешили истребить свою грубость и необразованность во всем. Большую популярность всесторонняя развитость приобрела во времена Ренессанса. Именно в этот период появилось выражение «Человек эпохи Возрождения». Оно обозначает человека – мастера во множестве самых разных профессий.

Однако, существуют противники эрудиции, которые объясняют свою неприязнь тем, что именно эрудиты являются самыми большими невеждами, так как невозможно быть компетентными в пяти или десяти областях одновременно. Чем больше наук они постигают, тем пуще погружаются в заблуждение.

Эрудит способен вникать в суть изучаемого предмета. Вопреки тому, что он имеет навыки из разных областей, он умеет концентрировать внимание на чем-то конкретном в данный момент и самое главное – обретать полное понимание.

Не все ученые являются эрудитами. Например, нематология – наука об изучении низших червей Нематода, является разделом гельминтологии, но нематологи имеют теоретические знания и опыт работы только в своей узкой специальности. Ученый-эрудит же имеет познания и практику во всех разделах гельминтологии. То же самое касается и образованности. Получая профессию, человек приобретает образование, однако приобретенное знание касается только его специальности. Эрудит имеет образованность, выходящую далеко за пределом его профессии.

Банальная эрудиция и мозаичная культура

В конце прошлого века появилось выражение «С точки зрения банальной эрудиции…». Оно не имеет никакой связи с эрудицией и эрудированными людьми. Приведенное выражение означает нечто, что известно широким слоям населения и не требует обладания обширными и глубокими знаниями. Выражение используется теми, кто хочет показаться умным, студентами, не знающим толком ответа на экзаменационный вопрос, и прочими.

Современные школы обеспечивают всестороннее образование. Однако наблюдается феномен мозаичной культуры. С одной стороны, приобретаемое знание является фундаментальными, с другой – знания эти поверхностные. В итоге человек распыляет свое внимание на все сразу и не может сосредоточиться на чем-то одном. Также причиной возникновения мозаичной культуры стали телевидение и интернет.