Марк шагал (1887—1985). Марк Шагал-«художник без границ»: Малоизвестные факты из жизни и творчества художника- авангардиста Марк шагал 1887 1985

Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.

В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Захарович Шагал - один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами. Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма .

Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало. Так, в картине "Я и деревня" энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.

Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера - радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.

В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.

Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции - красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом. Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.

В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией - все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество". Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Общая окраска искусства Шагала - жизнеутверждающая.

Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Марк Шагал (1887-1985 гг.)

Марк Шагал, уроженец города Витебска, имел более чем демократичное происхождение. Он родился в простой еврейской семье, однако родители смогли отдать мальчика в гимназию. Окончив ее, Шагал заявил о своем желании стать художником. Мнения родителей разделились. Отец был категорически против, мать же одобряла склонность сына к искусству. В итоге Шагал попал в школу Юделя Пэна (1854-1937 гг.). Этот мастер основал первое в Российской империи училище, где могли получить полноценное образование юноши и девушки из еврейских семей. Любопытно, что сохранился выполненный Пэном портрет молодого Шагала (ок. 1914 г., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) (илл. 92). Очевидно, это полотно было написано, когда Шагал перед началом Первой мировой войны вернулся в Витебск. Представленный в черной шляпе и белых перчатках, прославленный ученик Пэна выглядит как настоящий денди, однако в этом амплуа, в самой чрезмерно изысканной и манерной позе есть нечто нарочитое. Искорки иронии в зеленых глазах модели свидетельствуют об игровом, театрализованном характере данного произведения.

У Пэна Шагал проучился совсем недолго, однако первый учитель сумел оценить талант молодого человека и вдохнуть в него веру в собственные силы. В 1907 г. Шагал отправляется в Санкт-Петербург. Как еврею, Шагалу было трудно добиться разрешения жить в столице, однако помогли влиятельные друзья. Чрезвычайно важным для всей последующей судьбы Шагала стало его знакомство с членом объединения «Мир искусства» Львом Бакстом. Шагал два года проучился у него в школе Е. Н. Званцевой. Благодаря Баксту Шагал получил представление о последних тенденциях в европейском искусстве и ощутил настоятельную потребность отправиться в Париж. В 1910 г. он действительно получает стипендию и уезжает в столицу Франции, где существенно пополняет свое образование, посещая музеи и галереи, занимаясь в различных классах парижских частных студий. С 1911 г. Шагал живет в «Улье» - знаменитом общежитии для стекавшихся в Париж нищих художников. Здесь царила особая атмосфера свободного творчества.

В эти годы Шагал создает несколько полотен, в которых уже определилась его индивидуальная манера, где мастер пользуется характерным для всего его творчества набором иконографических схем. На полотне «Вид Парижа из окна» (1913 г., Музей Соломона Гуггенхайма, Ныо-Йорк) (илл. 93) мир поделен на две зоны: пространство перед окном и городской пейзаж, расстилающийся за ним. В первой, ближайшей к зрителю зоне человек с двумя лицами, подобный двуликому Янусу, держит на растопыренной ладони сердечко. Этот персонаж имеет автопортретные черты и символизирует, вероятно, любовь Шагала к невесте, оставшейся на родине. На подоконнике сидит кошка с человеческим лицом, умным и трагичным. За окном же привычно для Шагала нарушаются законы гравитации. Едет колесами вверх дымящий паровозик, волоча за собой маленькие, словно игрушечные вагончики. Рядом с Эйфелевой башней парит человеческая фигура. Пара в черном в своем движении растянулась по горизонтали. Это мир, где движение происходит по всем направлениям, мир, не имеющий единого вектора и потому свободный.

Данное полотно вполне объясняет, почему многие критики XX в. были склонны причислять Шагала к такому направлению, как сюрреализм. Сочетание несочетаемого, встречающееся в произведениях Шагала, так же, как и ощущение пребывания в пространстве сна, где происходит невозможное в реальности, действительно роднит мастера с сюрреалистами. Однако сам Шагал просил ни к какому конкретному направлению его не относить. Осуществляя заимствования элементов различных «измов», мастер обладал уникальной и неподражаемой манерой. Заметим, что в проанализированном полотне можно обнаружить и воздействие кубизма. Пространство за окном рассечено цветными полосами, напоминающими свет прожекторов. Пересекаясь, они образуют причудливые углы.

В эти же годы было создано известное полотно «Я и деревня» (1911 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк) (илл. 94). Любопытно, что парижские впечатления не изгладили воспоминания о юности, проведенной в провинциальном Витебске. Тема эта проходит через все творчество Шагала, образы провинциального российского быта, знакомые с детства сцены, человеческие типажи и животные будут появляться в различных работах мастера. На картине «Я и деревня» происходит трогательная встреча: профиль человека с автопортретными чертами самого Шагала почти вплотную приближается к мордочке серьезного и большеглазого теленка. В просвете между ними виден сельский пейзаж. Получившиеся таким образом три зоны имеют каждая свой доминирующий цвет: синий с белым, красный и зеленый. Стоит отметить, что зеленый цвет, которым написано лицо человека, смотрится совершенно органично, не навевает мыслей о неестественности и болезненности, напротив, воспринимается как цвет весны, природы, озарившей своим отсветом человека. Голубой глаз Шагала с огромным круглым бликом как будто отражает безоблачное небо. Каким-то чудом зритель видит то, что должно быть заслонено головой теленка - женщину, доящую корову. Достаточно резкими прямыми или круглящимися линиями картина делится на сегменты, что заставляет вспомнить концепцию распадающегося на исходные элементы и вновь собирающегося в единое целое мира, характерную для аналитической фазы кубизма. Такой расположенный в центре закругляющийся вверху сегмент выступает в качестве горки, на которой расставлены один к одному домики. Они образуют ровный ряд. Скользя по нему взглядом, зритель вдруг с удивлением обнаруживает, что два домика в середине стоят вверх ногами. Ровно под ними находится фигура крестьянки, также представленная перевернутой, тогда как приближающийся к ней крестьянин с косой на плече ориентирован вполне в согласии с силами земного притяжения. Благодаря таким «несовпадениям», а также тому, что все радиальные линии, рассекающие картину, сходятся в одной точке, у зрителя возникает ощущение, что цветной мир вертится перед его глазами праздничной каруселью.

В 1914 г., после участия в берлинской выставке, Шагал возвращается в Витебск, как сам он думает, ненадолго. Начавшаяся Первая мировая война задерживает его, однако, на годы. Освобожденный от военной службы Шагал устраивается на работу в Петрограде. В 1915 г. он женится на Белле Розенфельд, с которой познакомился еще до отъезда в Париж. Брак с Беллой продлится до ее смерти в 1944 г. и окажется очень счастливым. Шагал будет без устали писать жену, даже тогда, когда ее уже не будет рядом с ним.

Личное счастье оказалось для мастера сильнее бедствий войны и революции. В эти годы он пишет свое знаменитое полотно «Прогулка» (1917- 1918 гг., ГРМ, Санкт-Петербург) (илл. 95). На изумрудно-зеленой, гранящейся, словно драгоценный камень, земле выделяется красный цветастый платок со стоящими на нем графином и стаканчиком - остатки небольшого пикника. Все дома на заднем плане написаны тем же оттенком зеленого, что и земля - они принадлежат земле, составляют с ней единое целое. Исключением является стройное здание церкви, бело-розовой, нежной и воздушной, похожей на облако - она принадлежит небу. Соединенные фигуры возлюбленных представляют собой ярко выраженную восходящую диагональ. Мужчина еще стоит на земле, сжимая в ладони маленькую птицу. Это та самая синица в руке из известной поговорки, которая лучше журавля в небе. Однако очень скоро земной прагматизм будет забыт и герой устремится в небесный простор, где уже парит, держа его за руку, прекрасная возлюбленная. Она легка и невесома, прихотливые контуры ее платья перекликаются с очертаниями хрупкого голубого растения с другой стороны от мужской фигуры. Элегантный черный костюм мужчины, надетый на белую сорочку, и сиреневое платье женщины являют собой подвижную, почти живую материю. Множество переходов от темного к светлому, сложный, прихотливый силуэт создают впечатление вибрации, возникающей словно бы под порывами несильного весеннего ветра. Эта вибрация усиливает ощущение легкости, заставляет поверить в возможность грядущего полета.

Логическим продолжением истории может считаться написанное в те же годы полотно «Над городом» (1914-1918 гг., ГТГ) (илл. 96). Теперь уже не дама призывает подняться в небо своего кавалера, а он увлекает ее в полет, который кажется легким и стремительным за счет горизонтального расположения невесомых фигур и протянутой вперед руки Беллы. Взгляды возлюбленных устремлены вдаль от земли, в изображении которой доминируют теперь различные оттенки серого, оживленного цветными акцентами. Здесь внизу остались неказистые домики, бодливый козел, топчущийся во дворе, присевший у забора мальчишка. Впрочем, с высоты этот обыденный мир кажется не лишенным лирического начала. Ближе всего к возлюбленным снова оказывается церковь, белая с зеленой крышей, возвышающаяся над круглящейся линией горизонта.

В 1918 г. Шагал становится уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В родном городе мастер открывает Художественный музей и Свободную академию. Он развивает бурную деятельность, устраивает многочисленные художественные выставки и организует популярные лекции по искусству, способствует развитию местного Театра революционной сатиры, для которого самолично изготавливает декорации. Шагал занялся также организацией масштабных празднеств в честь первой годовщины Октября. На улицах висели яркие флаги, плакаты, сделанные по эскизам мастера. Шагал даже выставил прямо на открытом воздухе свои полотна. Однако влияние Шагала на культурную атмосферу Витебска быстро пошло на убыль, когда в 1919 г. преподавать в основанном им художественном училище приехал К. С. Малевич. Вокруг нового лидера образовалась группа, получившая название УНОВИС («Утвердители нового искусства»). В стан Малевича переходило все больше молодежи. Шагал пришел к выводу, что в Витебске его больше ничто не держит.

В 1920 г. Шагал вместе с семьей переезжает в Москву. Здесь ему было достаточно трудно найти заказы, и он вновь обращается к работе театрального декоратора. Самое известное произведение этого периода - оформление спектакля «Миниатюры» по мотивам творчества еврейского писателя Шолом-Алейхема. Спектакль должен был проходить в небольшом зале, все стены и потолок которого были расписаны Шагалом. Всего он выполнил девять композиций. Самая масштабная из них - «Введение в Еврейский театр» (1920 г., ГТГ) (илл. 97). Эго праздничная многофигурная композиция, представляющая пеструю толпу актеров, музыкантов и акробатов на решенном в абстрактных формах фоне. Еще четыре композиции изображают различные виды искусства: «Театр», «Танец», «Музыка», «Литература» (все - 1920 г., ГТГ). Работы подверглись критике со стороны властных структур. Наконец Народный комиссариат просвещения не нашел художнику лучшего применения, как отправить его преподавать рисование в колонию для беспризорных детей. Такое положение дел побудило мастера задуматься об эмиграции.

В 1922 г. Шагал с семьей оказывается в Берлине, в 1923 г. происходит переезд в Париж. В эти годы мастер много занимается книжной иллюстрацией. В Берлине по заказу Пауля Кассирера (1871 - 1926 гг.), известного книгоиздателя, Шагал создает гравюры к собственным воспоминаниям. Затем, уже в Париже, принимает предложение Амбруаза Воллара проиллюстрировать «Мертвые души» П. Гоголя. Очевидно, новая работа увлекла мастера. Шагал успешно освоил технику офорта, в чем ему очень помог берлинский художник Герман Штрук (1876-1944 гг.).

Все выполненные Шагалом иллюстрации лаконичны и выразительны, мастеру легко удается поймать особенности изображаемых персонажей, показать их характер, не злоупотребляя деталями и подробностями. Особенно выразительны иллюстрации к «Мертвым душам» (илл. 98-99). Голосит бесформенная, как баба на чайнике, Коробочка, возбужденно воздевает вверх руки Ноздрев, неуклюже поворачивается вокруг себя Собаке- вич; несмотря на скупость художественных средств, шумным и многолюдным кажется бал у губернатора.

Очевидно, занятие книжной иллюстрацией импонировало мастеру, поскольку позже он проиллюстрировал басни Ж. де Лафонтена и даже Библию.

В станковых произведениях этого времени часто встречаются изображения танцоров, акробатов, наездниц, а также непременных влюбленных, которые оказываются то в саду, то под дождем, то на Эйфелевой башне. Одна из работ, созданных непосредственно по приезде во Францию, - «Зеленый скрипач» (1923-1924 гг., Музей Соломона Гуггенхайма, Нью- Йорк) (илл. 100). Это полотно повторяет композицию панно «Музыка», созданного ранее для Еврейского театра. Опираясь ногами на крыши двух крошечных домиков, старый еврей играет на скрипке. Почти весь пейзаж вокруг него написан серым и коричневым, он кажется почти монохромным. Сам же скрипач поражает яркостью красок: желто-коричневая скрипка в его руках резко контрастирует с зеленым лицом и фиолетовыми одеяниями. Темно-зеленый цвет лица, как это уже бывало у Шагала, не производит впечатления неестественности, напротив, подчеркивает ощущение самоуглубленности и словно бы делает персонажа старше - при отсутствии морщин или каких-либо других признаков возраста он кажется стариком. Забравшийся на крышу скрипач заставляет вспомнить небольшой пассаж из книги Шагала «Моя жизнь»: «Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он? Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина. Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам» .

Любопытно обращение к христианским мотивам, произошедшее во второй парижский период. Так, было создано «Белое распятие» (1938 г., Институт искусств, Чикаго) (илл. 101), где посреди всеобщего хаоса, в окружении горящих домов и разбегающихся человеческих фигурок возвышается крест. Масштаб фигуры Христа увеличен по отношению к остальным человеческим изображениям, охра придает карнации теплоту и живость. Христос воплощает кротость и сострадание, необходимое опрокинутому, как домики на заднем плане, миру.

Война повлекла за собой новые изменения в жизни художника. Еще в 1937 г. работы его фигурировали на проведенной в Берлине выставке «дегенеративного искусства». Оставаться в Париже Шагалу как еврею было опасно, а потому он решил переехать вместе с семьей в США. Здесь мастеру оказал поддержку Пьер Матисс (1900-1989 гг.) - сын знаменитого художника. Шагал работает и для театра, создавая по заказу Леонида Мясина (1896-1979 гг.) декорации к опере С. Рахманинова «Алеко». За океаном мастера постигло самое большое несчастье в его жизни - смерть Беллы. Это произошло в сентябре 1944 г., когда семья Шагала уже думала о возвращении в Европу. В течение девяти месяцев Шагал был не в состоянии работать. Затем, однако, он создает несколько произведений в память об умершей жене, таких как «Свадебные огни» (1945 г., частное собрание) (илл. 102), где шествие жениха и невесты в окружении гостей и музыкантов соседствует с голубым миром снов и мечтаний. Белоснежная невеста, оказавшаяся в смысловом центре полотна, является, разумеется, главной героиней произведения. Э го не просто невеста в белом свадебном платье, но душа, Психея, легчайший дух, который так трудно удержать на земле.

В 1948 г. Шагал возвращается во Францию. Теперь мастер будет покидать ее пределы лишь ради кратковременных путешествий, например, в США или СССР. В этот период жизни Шагал приобретает настоящую известность. Он продолжает создавать станковые произведения, однако пробует свои силы и в монументально-декоративном искусстве.

В станковых полотнах преобладают уже известные темы: влюбленные, свадьба, превращающиеся в фантастический антураж для героев достопримечательности Парижа, такие как Эйфелева башня и Марсово поле. Получает дальнейшее развитие и религиозная тематика. Шагал создает образы ветхозаветных героев - Моисея со скрижалями, Давида, Соломона, Иеремии, обращается и к евангельским сюжетам. Появляется в это время в работах Шагала и любопытный символ - крылатые часы, чье присутствие рядом с людьми и особенно влюбленными указывает на трагическую быстротечность времени.

Пожалуй, самым значительным заказом этого периода стал плафон парижской Гранд-Опера, расписанный мастером в 1963 г. (илл. 103). Заказчиком выступил сам министр культуры Франции Андре Мальро (1901-

1976 гг.). Шагал выполнил роспись не по штукатурке, а на гигантском холсте. Мастер разделил круглый плафон на цветные сектора: красный, желтый, синий, зеленый и белый. В каждом секторе расположено по две композиции на сюжеты каких-либо известных балетов или опер. Так, на красном фоне изображения посвящены «Жар-Птице» И. Ф. Стравинского и «Дафнису и Хлое» М. Равеля, на желтом - «Лебединому озеру» П. И. Чайковского и «Жизели» А. Адана, на синем - «Борису Годунову» М. П. Мусоргского и «Волшебной флейте» В. А. Моцарта, на зеленом - «Ромео и Джульетте» Г. Берлиоза и «Тристану и Изольде» Р. Вагнера, на белом - «Пелиласу и Мелизанде» К. Дебюсси. Образы центрального круглого фрагмента навеяны творчеством Ж. Бизе, К. В. Глюка, Л. ван Бетховена и Дж. Верди. Балерины, ангелы, крылатые скрипки, даже вполне узнаваемые архитектурные сооружения - Эйфелева башня, Триумфальная арка на площади Звезды и сама Гранд-Опера - обладают легкостью и воздушностью прекрасных видений.

При взгляде на этот плафон вспоминается пассаж, принадлежащий перу Э. и Ж. Гонкуров: «Музыка затихает, и в крылатом шепоте невидимых инструментов пробегают дуновения Глюка, некоторое время витают в воздухе, затем растворяются. Понемногу все замолкает, все заканчивается, а потом - совсем тихонько - возвращается. Сон приподнимает в тишине крышу театра. И перед уснувшим вновь начинается опера, опера небесная и торжествующая. Дворцы, храмы, сельские виды и колоннады из мрамора или зелени встают в туманном мареве. Совершаемые на глазах перемены декораций озаряются отблесками бенгальских огней. Метаморфозы сюжета следуют один за другим. Сияют аллегории. Корзина Флоры опустошается в небесах и порождает весенний дождь. Картонные облака переменяются в сияние славы. Декоративные вазы, увенчанные пламенем, распространяют вокруг себя свечение. Розовые кущи становятся тернистым кустарником. Платья актрис, развевающиеся и украшенные разрезами, позволяют проглядывать божественно прекрасным телам. Каскады и потоки воды искрятся, взлетают ввысь и разбиваются, наполняя воздух бриллиантовой пылью» . Ощущение «волшебного фонаря» усиливается благодаря следующим друг за другом цветным отсекам, заставляющим огромный плафон словно бы вращаться над головами изумленных зрителей.

Вслед за декорацией Гранд-Опера последовал заказ на панно для Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, затем на мозаики для Национального банка в Чикаго.

Осваивает Шагал и такую технику, как витраж. Кажется удивительным, что художник, обладавший столь светоносным, прохладным колоритом, из всех красок особенно любивший синий, не обратился к витражу раньше. Однако первые его работы в этой области относятся только к 1960- 1962 гг. Это были витражи для синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме. Затем последовали работы, выполненные по заказу семьи Рокфеллеров в церкви Покантико-Хиллз в штате Ныо-Йорк, витражи для здания ООН в Нью-Йорке и для Института Искусств в Чикаго, а также работы для европейских соборов, таких как собор Святого Стефана в Меце (илл. 104), собор в Реймсе и Францисканская часовня в Сарбуре во Франции, собор Святого Мартина и Святого Стефана в Майнце (в Германии), церковь Всех Святых в Тудли и Кафедральный собор Чичестера в Англии, церковь Фраумюнстер в Цюрихе, в Швейцарии. Известно, что эскизы к своим витражам Шагал делал в технике акварели. Переведенные в стекло, его работы сохранили эту акварельную воздушность и особую прозрачность. Достигается эффект акварельной размытости за счет того, что деление композиции на сегменты свинцовой рамой и деление ее на цветовые зоны не совпадают. Современный подход к старой технике не мешал тому, что витражи мастера прекрасно вписывались в интерьеры древних соборов.

Последние годы жизни Шагала прошли вполне счастливо. Для мастера был построен недалеко от Ниццы дом с удобной мастерской. В 1977 г. художник получил и самую значительную французскую награду - Большой крест Почетного Легиона. В честь 90-летия мастера была организована большая выставка его работ. Художник, умерший в возрасте 97 лет, до последнего дня продолжал работать.

  • Шагал М. Моя жизнь. М., 1994. URL: https://www.litmir.co/bd/7b-237974 (дата обращения: 17.06.2017).
  • De Goncourt Е. et J. L’ art du dix-huitieme siecle: Watteau: Chardin: Boucher: Latour:Greuze: Les Saint-Aubin. Paris: Rapilly, 1873-1874. P. 383.

МАРК ШАГАЛ

И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…

Исход 20, 1–4.

До Камиля Писсарро, Хаима Сутина, Жака Лифшица, Амедео Модильяни и Марка Шагала не было великих художников-евреев. Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Евреи мастеровые могли вырезать львов из дерева для украшения священных ковчегов или делать витражное стекло мрачных цветов, но не позволялись ни портреты аристократов, ни пасторальные сцены, и вообразить нельзя было классических обнаженных, раскинувшихся в траве.

Один из грандов импрессионизма, Писсарро бесспорно повлиял на своих великих преемников Поля Гогена и Поля Сезанна. Однако наследие Писсарро было слишком большим, не всегда изысканным, а в его последние годы часто оказывалось шаблонным и повторяющимся.

Некоторые критики сходным образом характеризовали и творчество Шагала, и все же его ранний период был поистине необычайно выразительным, уникальным по своей вдохновенности и чем-то большим, нежели просто искусством. Работы Шагала передавали в живописи безнадежно утраченную культуру восточноевропейских местечек, ее самую чистую суть. В его картинах надменно улыбающиеся синие коровы вечно летают над соломенными крышами домов. Деревенские жители празднуют свадьбу, навсегда собранные вместе на праздничном костре, а жених и невеста, стоящие под балдахином, поднимаются почти за пределы картины. Искусство Шагала сохранило на все времена бесследно исчезнувший мир.

В своей мягкой манере Шагал символизировал индивидуальное сопротивление художника политическому угнетению и господству искусства так называемых авангардистов. Он считал негодными научные подходы к искусству. Импрессионизм и строго геометрический кубизм были «чужды» ему.

В первые годы независимости Израиля Шагал стал также международным символом процветающего еврейского художественного творчества. В отличие от Писсарро или Модильяни, которые никогда не занимались еврейской темой, Шагал явно стремился создать из опыта своей юности в России еврейское искусство – сверкающее, новое и современное. (Единственными художниками, которых в этом смысле можно сравнить с Шагалом, были швейцарский композитор Эрнест Блох, сочинивший среди прочего большую рапсодию «Шеломо» для виолончели с оркестром, посвященную царю Соломону, и трогательное «Богослужение»; автор новелл и драматург Шолом-Алейхем и Нобелевский лауреат романист Исаак Башевис Зингер). Фрески и витражи Шагала на библейские темы для церквей во Франции, Швейцарии, Покантико-Хилсе, Нью-Йорке; для медицинского центра «Гадаса» и кнессета в Израиле, Ватикана, нью-йоркской «Метрополитен-Опера» и Секретариата ООН представляют собой публичные свидетельства его гуманистической, полной любви и утешения позиции.

Шагал родился в Лиозно под городом Витебском в царской России, и его настоящая фамилия была Сегал (великий американский композитор Аарон Копленд также проследил свои корни до Витебска). Отец Шагала проработал тридцать лет разнорабочим на селедочном складе. Он так и не сумел оценить удивительные способности сына. Марк поступил сначала в хедер (начальную религиозную школу для маленьких детей), затем в государственную школу. Когда его друг высказал восхищение его работами, Шагал уговорил мать оплатить его уроки у местного портретиста.

В 1906 г. Шагал рискнул поехать в Санкт-Петербург учиться в Императорском обществе поддержки искусств. Позже он познакомился с евреем Львом Бакстом – театральным художником, оформлявшим спектакли «Русского балета» Дягилева, и некоторое время учился у него (в классе Бакста рядом с ним стоял великий танцор Вацлав Нижинский, почему-то решивший, что и он может живописать). Получив стипендию от одного адвоката, Шагал смог выехать из России на четыре года плодотворной работы в Париже. Приобщившись к жизни французской богемы перед Первой мировой войной и к сокровищам Лувра, Шагал почувствовал себя свободным. Во Франции он стал великим художником российско-еврейского происхождения. Его особый вид экспрессионизма – лиричный, фантастичный, рожденный на плодородной витебской почве – проявился в исступленно ярких красках его полотнищ. Шагал бесспорно стал одним из величайших и влиятельнейших художников-колористов XX в.

После персональной выставки в Берлине в 1914 г. Шагал вернулся в Витебск, был призван на службу в императорскую армию и в ходе массового дезертирства российских солдат в конце войны оставил свою штабную должность. Когда в 1917 г. пришли к власти большевики, Шагала назначили комиссаром Витебска по изящным искусствам. Его полотна выставлялись в Зимнем дворце в Петрограде. Его рекламировали как великого художника советской Новой эры. Однако его индивидуализм оказался слишком теплым и человечным для холодного конформизма развивавшегося социалистического реализма, и его сняли с поста комиссара.

После новаторской работы в Еврейском государственном театре в Москве в 1922 г. Шагал вместе с женой и дочерью бежал из России. Его имя было уже хорошо известно в Западной Европе, и он получил финансирование со стороны влиятельного еврейского биржевика Поля Касирера и француза Амбруаза Вояра, заказавших ему офорты на библейские темы. К 1930-м гг. Шагала признали в Европе как одного из величайших современных живописцев. В 1937 г. нацисты запретили его творчество, уничтожили часть его полотен и включили другие в свою позорную выставку «Дегенеративное искусство» (на которой высмеивалась также музыка Курта Вейля) в Мюнхене. В 1941 г. по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства опасавшиеся нацистской угрозы Шагалы бежали в Америку.

После Второй мировой войны Шагал стал благодаря своим удивительным витражам и пользовавшимся большим спросом литографиям одним из самых знаменитых художников в мире. Однако на протяжении многих оставшихся ему лет жизни он не поддался воздействию послевоенных движений – от абстрактного экспрессионизма до поп-искусства и фотографического реализма – и не изменил в сколько-нибудь значимой степени направления и философии своего искусства (за исключением разве что применения цвета). Нельзя сказать, что Шагал повлиял на целые поколения художников, как, например, Пикассо. Как Шолом-Алейхем и Исаак Башевис Зингер не изменили художественной литературы, сочиняя свои произведения в манере Кафки и Гертруды Стайн. Тем не менее шедевры Шагала затрагивали его народ глубокой религиозностью, чувством юмора и магией, почти хасидской страстью к экстазу. Он навсегда обогатил мировую культуру видениями своего Витебска, фантасмагорического и, все же всеми узнаваемого местечка, угнездившегося в сердцевине еврейской души.

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Марк, ты не прав! (Марк Донской / Эльдар Рязанов) В начале 1972 года нешуточный скандал случился между двумя известными кинорежиссерами – Марком Донским и Эльдаром Рязановым. А начался он 16 февраля, когда Главным управлением по художественному кинематографу была принята

Из книги Император Мэйдзи и его Япония автора Мещеряков Александр Николаевич

Из книги Заговор против мира. Кто развязал Первую мировую войну автора Брюханов Владимир Андреевич

2.4. Первое марта 1887 года. Этот, казалось бы, знаменитый революционный подвиг, был освящен участием и героической гибелью старшего брата Ленина.Но, если разобраться, в советские времена о нем публиковалось крайне мало – помимо ставших стандартными скупых хрестоматийных

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1887 CCR. Мортимер.

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ШРЁДИНГЕР ЭРВИН (1887 г. – 1961 г.) Эрвин Шрёдингер родился 12 августа 1887 года в Вене. Его отец, Рудольф Шрёдингер, в свое время унаследовал небольшое семейное предприятие – фабрику по производству линолеума. Материальных трудностей семья не испытывала, и Рудольф, человек

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

1887 ГОД 54Сегодня слушалось в общем собрании Государственного Совета внесенное Манассеиным дело об ограничении публичности в судах. К сожалению, мы оказались в меньшинстве - 20, тогда как на противной стороне 31. Разногласие по вопросу, имеет ли право министр юстиции в

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Болгарский кризис 1885-1887 гг. Как отмечалось выше, в сентябре 1883 г. Александр Баттенберг восстановил Тырновскую конституцию, что временно стабилизировало обстановку в Болгарии. Однако внутренняя борьба в стране не прекращалась. Ещё в более накалённой атмосфере находилась

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Чан Кайши (Род. в 1887 г. – ум. в 1975 г.) Организатор военного переворота в Нанкине, глава диктаторского гоминьдановского режима в Китае, генералиссимус, главнокомандующий. «Отец и Учитель» – такими словами начиналось письмо диктатора Чана грозному соседу и властелину 1/6

автора

Манштейн Эрих фон (род. в 1887 г. – ум. в 1973 г.) Генерал-фельдмаршал германской армии, один из теоретиков и практиков блицкрига. Участник Первой и Второй мировых войн, осужден как военный преступник.Автор книг мемуаров «Утраченные победы» и «Из солдатской жизни». 24 ноября

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Монтгомери Бернард Лоу (род. в 1887 г. – ум. в 1976 г.) 1-й виконт Монтгомери Аламейнский.Британский фельдмаршал, участник Первой и Второй мировых войн, главный разработчик операции «Оверлорд» по открытию Второго фронта.Награжден высшими наградами Великобритании и

Из книги Стратегии счастливых пар автора Бадрак Валентин Владимирович

Марк и Белла Шагал И я понял: это моя жена… Мои глаза, моя душа. Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал. Марк Шагал Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке. Вытянулся,

Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

1887 год По стране распространялся христианский рационализм. Проклятия, возглашаемые с церковных амвонов, действовали малоэффектно. Очередной миссионерский Съезд в Москве признал желательным (лучше сказать - необходимым): а) ввести в круг предметов, преподаваемых в

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1887 Там же. Л. 102.

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1887 Ланьков А.»Мандат Неба»…

27.09.2010 10:57

О дин из великих авангардистов ХХ века, художник, живописец, иллюстратор Шагал Марк Захарович родился в 1887 году, 24 июня в еврейской семье недалеко от Витебска. Семья Хацкеля Шагала состояла из двенадцати человек, где будущий мастер прикладных искусств был самым старшим среди остальных детей главы семейства. Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937). Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств». Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С.М. Зейденберга и школы Е.Н. Званцевой, среди которых необходимо выделить театрального художника Добужинского Мстислава Валериановича и Бакста Льва Самуиловича.

Свою творческую деятельность Марк Шагал начал с картины «Покойник (Смерть)». Но уже в 1910 году художник переезжает в Париж, где и знакомиться с местными поэтами и литераторами, среди которых были Гийом Аполлинер, Блез Сандрар, Макс Жакоб, А. Сальмон и другие. Все это время Марк проживал в одной из артистической колонии «Улей». Уже здесь впервые годы своего творчества, Шагал откроет свой неповторимый мир искусства, который позже назовут «сверхнатурализмом», иными словами сюрнатурализм.

В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами. Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе. В следующие года живописец посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». До последнего Шагал причислял себя к русским художникам, тем самым пытаясь подчеркнуть свое родство с великими иконописцами, в лице Врубеля Михаила Александровича и других представителей левого течения.

За время жизни в Париже Марк Шагал наполнил свое творчество такими новаторскими приемами как кубизм и орфизм. В картинах тех лет преобладает геометрическая деформация, конкретные цвета и ритмическая организованность – главные составляющие эмоционального фона произведений искусства русского художника. Главными темами его творчества стала обыденная действительность, через призму которой он восторгался круговоротом бытия. В картинах Шагала четко прорисовывались и сочетались в единое целое целые эпохи: прошлое и будущее, мистика и реальность. Данный подход к искусству сделала Марка одного из основоположников таких направлений как сюрреализм и экспрессионизм.

Марк Шагал. «Я и моя деревня» 1911 год.

Одними из самых заметных работ Марка Шагала в период проживания в Париже стали такие картины как «Я и моя деревня», «России, ослам и другим» (1911-1912), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Голгофа» (1912). В этот период живописец написал знаменитые картины «Понюшка табаку» (1912) и «Молящийся еврей» (1912-1913), которые возвели Шагала в список одного из востребованных и знаменитых еврейских художников ХХ века.

Летом 1914 года Марк впервые в своей жизни представил свои работы на персональной выставке в Берлине. Все картины, созданные в «парижский период», имели большой успех среди молодых художников и живописцев Германии, которые так стремились походить на знаменитое в те времена экспрессионистское движение.

После успешной персональной выставке Марк возвращается на родину, где его настигает первая мировая война. Данный период времени характерен тем, что в свет выходят картины, созданные на основе личных впечатлений о происходящих событиях в мире и окружающем самого автора персонажей и среды обитания. В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994). В 1915 году живописец со своей семьей переезжает жить в Петроград, где он работает в одном из военных ведомств. Но после свержения царя и второй революции, Марк решает вернуться на родину, где он возглавил управление по делам искусства Витебска и Витебской области. Позже в родном городе Марк откроет училище Народного художества, куда пригласит работать своих первых учителей и друзей по совместной работе в Петербурге. Среди них были такие знаменитые художники как Добужинский Мстислав Валерианович, Пун Иван Альбертович, Лисицкий Лазарь Маркович, Пэн Юрий Моисеевич. В 1918-1920 годы Марк Шагал стал одним из художников, которые принимали участие в декоративном оформлении Витебска в честь празднования Великого Октября.

Марк Шагал. Над городом. 1914-1918.

В период пребывания на родной земле Марк создал одни из лучших своих работ, которые и по сей день считаются вершиной его творческой карьеры. К таким картинам относятся «Над городом», «Венчание», «Прогулка». На сегодняшний день представленные работы пополняют коллекцию музеев всего мира, в том числе и Третьяковскую галерею.

Ситуация которая сложилась в витебской школе, причиной всему стали работы Малевича Каземира Севериновича, заставила Марка переехать в Москву в 1920 году. В течение двух лет художник так и не создал ни одной стоящей картины из-за нехватки личного времени. Его основной работой стал Еврейский Камерный театр, где он создал монументальное панно для зрительного зала. Также Марк принял участие в оформлении спектакля, основанного на повести еврейского писателя Шолом-Алейхем. Летом художника приглашали работать в Малаховку, учреждение для беспризорных малолетних детей, где он пытался учить молодое поколение искусству живописи.

В 1922 году художник направляется в Берлин, чтобы узнать о судьбе его ранних работ, которые выставлялись в Национальном музее Германии. Здесь он знакомиться с новым направлением искусства, которому посвятил несколько месяцев обучения. Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь». Книга была выпущена в 1923 году на русском языке, но перевод на французский заняло восемь лет и в 1931 году Париж узнал настоящую правду о жизни великого художника.

В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это станет новой вехой в творчестве великого художника. За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. В 1927 году русский живописец создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя.

За 10 лет проживания во Франции Шагал был потрясен местными пейзажами и достопримечательностями, и в итоге художник принял решение о получении второго гражданства. В это время на свет появились знаменитые французские пейзажи и портреты местных красавиц.

В 1931 году Марк Шагал посещает Сирию и Палестину. Данная поездка оставила след в жизни художника. До конца своих дней он посвящал большое количество работ, картин, скульптур, рисунков и гравюр на тему Библии. По личной просьбе Воллара, художник посвятил 66 офортов в период с 1933 по 1939 годы, а позднее в 1952 году Марк создал дополнительно 39 офортов, посвященных рождению и жизни Христа Спасителя.

Марк Шагал. Белое распятие. 1938.

В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, по личному приказанию Пауля Иозефа Геббельса были сожжены почти все работы русского художника еврейского происхождения. Геноцид евреев и приближающая война отразилась на творчестве Марка Шагаля и в эти тяжелые для него времена были созданы работы, темой которых стало распятие. Картины «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос» были созданы в этот переходный период.

После начала полномасштабных военных действий в Европе в мае 1941 года Марк Шагал со своей семьей приезжает в США по приглашению Музея современного искусства Нью-Йорка. Здесь же в 1943 году художник повстречался со своим старым другом, народным артистом СССР С.М. Михоэлсом, который прибыл в США для сбора денежных средств в помощь союзникам.

Период проживания в Америки был связан в основном с театром, где он отлично справлялся с оформлением сцен и зрительного зала. В его работы были занесены такие спектакли как «Алеко», «Жар-птица» и многие другие.

Осенью 1944 года внезапно умирает его муза, супруга Белла Шагал, впоследствии чего художник посвятит ей несколько работ, к ним относятся «Моей жене посвящается», «Вокруг нее». Но долго оставаться в США Марк не желал и в 1948 году он возвращается во Францию.

Изданные ещё до войны иллюстрации к книге «Мертвые души» Гоголя были награждены специальным гран-при на Бьеннале в Венеции.

По прибытию во Францию Марк Шагал выбрал тихое местечко на юге страны близь Ниццы, где и поселился. А в 1952 году он второй раз жениться. В этот раз его избранницей стала Валентина Бродская, которая разделяла взгляды и видение современного искусства со своим будущим мужем. Свое свадебное путешествие молодожены провели в Греции и Италии. Брак смог открыть в художнике второе дыхание и события последних лет отразились на его работах.

С 50-х годов Марк начинает плотно работать с обширными циклами цветной литографии. Он берется за иллюстрации к книге древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя», который были выпущены в начале 60-х годов.

Поселившись на юге Франции, Марк Шагал стал больше времени уделять таким видам искусства как керамика, мозаика, скульптура. Начиная с 60-х годов, художник стал принимать заказы от правительства Израиля. Благодаря работе Марка Захаровича сегодня парламент в Иерусалиме имеет уникальную мозаику и гобелен, сделанная руками знаменитого живописца. На протяжении десяти лет, основной работой художника были синагоги, общественные здания Европы, Америки, Израиля и многие другие.

В 1964 году президент Франции Шарль де Голь лично попросил Марка Шагаля принять заказ на оформление плафона парижской Гранд-Опера. Два года спустя для метрополитен-опера, расположенного в Нью-Йорке, было создано два панно. В том же 1966 году художник построил недалеко от Ниццы дом-мастерскую, где и поселился со своей супругой. Только в 1973 году русский живописец смог посетить Москву и Ленинград.

На протяжении всей жизни Марк Шагал был удостоен немалым количеством различных наград, но среди всех их стоит выделить один: Большой крест Почетного легиона Франции. Данное призвание было удостоено художника в 1977 году. В том же году, в честь 90-летия великого живописца, исключением из правил в Лувре была обустроена выставка, наполненная работами мастера.

А ранее, в 1973 году в Ницце был открыт персональный музей «Библейское послание», который впоследствии получил статус национального. Здесь и по сей день, представлены работы художника, чье имя навсегда останется в истории как одного из основоположника сюрреализма.

Марк Шагал. Большой цирк. 1956.

В 1990 году на знаменитых торгах Sotheby’s была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80,8*100,3 см. Картина была написана Марком в 1923 году. Тогда работа мастера было продана за рекордные $13,5 млн. Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства. Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем. Конечно, данный период времени не относится к эпохи шагалевского времени, но и на тот момент художник активно работал: занимался литографией, создавал стенные росписи, иллюстрировал книги. Согласно данным торгов дома Sotheby’s картина «Большой цирк» была продана за рекордные $12,25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции. Также стоит отметить, что в коллекции Марка существуют большое количество работ, которые оцениваются в разном ценовом диапазоне, что делает их привлекательными для инвесторов с ограниченным бюджетом. Если же вы стали обладателем одной из таких удачных находок, то стоит помнить, что ежегодно цена на картины утраивается, и вы сможете неплохо заработать через несколько лет.


Ко дню рождения Марка Шагала (1887 - 1985)

"Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас."


Марк Шагал


6 июля 1887года в Витебске, в простой еврейской семье в Витебске родился мальчик по имени Мойша, ставший одним из самых известных мастеров художественного авангарда 20 века, известный всему миру как Марк Шагал.


6 июля 1887 года в Витебске родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем - гимназию. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.


Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники - эта простая и трудная, но такая "основательная" жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.



Завет Одиссея. Фрагмент. 1910, мозаика


Летом 1909 года в Витебске художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.


... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа..." .


Марк Шагал, "Моя жизнь".



"Серые любовники". 1917


Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.




Дом в Сером, 1917


Марк Шагал при содействии Луначарского получает предложение: уполномоченный по делам искусств в Витебской губернии. К годовщине Октябрьской революции Шагал , как оказалось, отличный организатор, с огромным энтузиазмом разукрасил Витебск, "выводя искусство в массы". Также в это время публикуется его статья "Революция в искусстве".


Интерьер с цветами. ок. 1918


В полную силу под его руководством в Витебске работает Свободная академия, ставшая крупным творческим центром. В ней преподают многие известные художники, местные и приезжие. Но, однажды, вернувшись из Москвы Шагал обнаруживает, что Свободная Академия превращена в Академию Супрематизма. Это было первым итогом усиливавшегося недовольства со стороны новой власти.

Введение в еврейский национальный театр, 1920


ЛЮБОВЬ, ЦВЕТЫ С КАРТИН МОИХ ЗОВУТ МЕНЯ.....


Годы мои - как рассыпанная листва.

Кто-то раскрашивает мои картины,

И ТЫ озаряешь их своим светом.

Улыбка на ТВОЕМ лице

Всё яснее сияет из-за облака -

И я тороплюсь вернуться туда,

Где ТЫ, задумавшись, меня ожидаешь.

........................................ ...........................

Закат - и мое тело в ночь вступает.

Любовь, цветы с картин моих

Зовут меня вперед и сзади окликают.

Мою ладонь без свечки не оставь,

Когда наполнит темнота сей дом:

Когда в темноте ТВОЙ свет вдали увижу?

Как зов услышу ТВОЙ,

Когда останусь на постели

И хлад безмолвный тело охладит?

........................................ ..........................

Как нежен зову лучей, завет его:

Не слезы лить, а, уложив в котомку надежду,

Продолжать свой путь земной

........................................ .........................

Теперь туда - туда, в края надзвездные,

Где ночь светла, а не темна.....


Марк Шагал




Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности - это их совместный с Беллой полет.


"Деревенская Мадонна", 1938-42




Шагал остался русским художником, не растворившим, а обогатившим свою национальную составляющую. Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски - ярче. В отличие от многих русских эмигрантов, лишившихся вдали от родины самобытности, жизненной силы или вдохновения, Шагал лишь обрел в Париже новую жизнь: его Россия, его Витебск, его молодость всегда были с ним, воплощенные в его обожаемой Белле. Она неизменно вдохновляла его, оставаясь музой, подругой, помощником и любимой женщиной - единственной и неповторимой.


"Три свечи". 1938-40


Шагал прожил с Валентиной три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных.

Автопортрет с кистями

Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером, так что благосостояние семьи постоянно росло. Но это привело к тому, что Шагал, по мнению многих, стал слишком заботиться о материальной стороне.

Портрет Вавы. 1953 - 56


Однажды Пикассо поддел его в беседе: "Я знаю, почему ты не выставляешься в России, - ведь там нельзя заработать!" Кроме того, с подачи Валентины "самый еврейский художник столетия" начал сторониться еврейства - перестал рисовать раввинов, грозил подать в суд на человека, предлагавшего включить статью о нём в еврейскую энциклопедию. Старый друг Шагала рассказывает, что на улице между собой они разговаривали на идише, но в присутствии прохожих Шагал мгновенно переходил на французский.


Часы с голубым крылом. 1949

В 1972 Шагал, спустя полвека, снова оказывается в России: он открыл выставку в Москве и, пользуясь случаем, подписал панно, созданные когда-то для еврейского театра. Много лет панно, подписанные лишь на иврите, хранились в запасниках Третьяковской галереи, дожидаясь возвращения своего творца, чтобы снова увидеть свет. В Ленинграде художник снова встретился с двумя своими сестрами


Колено Вениаминово 1960-62. Витраж


До последних дней Шагал работал без устали, создавая один шедевр за другим. Книжные иллюстрации и церковные мозаики, гравюры и гобелены, витражи и гуаши - они полны детской радости жизни, молодых ярких красок и воздуха, не знающего силы тяжести. Невозможно поверить, что их автору уже давно перевалило за восемьдесят. Он не прекращал работы до последнего дня.



"Лунник ". 1967



"Букет цветов". 1982

Марк Захарович Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.


В Витебске показали мультфильм "Марк Шагал. Начало".


Два месяца его будут показывать посетителям выставки в шагаловском Арт-центре

В Витебске 5 июля показали новый мультфильм о Шагале. 13-минутная лента снята кинематографистами Национальной киностудии «Беларусьфильм». Посетителям Арт-центра Марка Шагала ее будут показывать два месяца.





Ещё: Марк Захарович Шагал (1887-1985)


Оригинал записи и комментарии на