Пирамида около лувра. Пирамида лувра. Прошли мимо белоснежного Зала Скульптур, который восхитил своей красотой

Стеклянная пирамида Лувра является такой же визитной карточной Парижа и Франции, как Эйфелева башня, набережная Сены, Елисейские поля и Версаль. Сооружение еще на этапе строительства стало предметом горячих споров, общественного недовольства.

Сторонники проекта, автором которого стал китаец американского происхождения Йонг Мин Пей, говорили, что здание из стекла только дополнит архитектуру знаменитого музея, привнеся в его облик современность. Их оппоненты возражали, акцентируя внимание на том, что стиль модерн, в котором собирались строить пирамиду, испортит эстетический вид Лувра. И это при том, что многочисленные постройки музея возводились в разные исторические эпохи, и поэтому имели неодинаковое стилистическое оформление.

Споры в обществе, которые горячо обсуждались в СМИ, не стали преградой в процессе сооружения стеклянной пирамиды. В 1989 году строение ввели в эксплуатацию.

Повод и причины строительства

В 1981 г. президентом Франции стал Франсуа Миттеран, который решил превратить Париж в культурный центр Европы. Помочь в этом должен был проект Большой Лувр. Миттеран рассматривал музей, как место, где будут собраны самые большие художественные коллекции с разных стран мира. Проект предусматривал, что все комнаты и служебные помещения будут вынесены за пределы музея, а дворцы и строения Лувра – объединены в один комплекс.

Президент Республики решил объявить открытый архитектурный конкурс, участники которого должны были предложить, как воплотить в жизнь задуманное.

Победу одержал проект Пея, предложивший вынести служебные комнаты в огромное подземелье, над которым будет возвышаться пирамида из стекла.

Среди причин победы Пея на конкурсе, стоит отметить такие, как:

  • В Лувр постоянно скапливалось огромное количество посетителей;
  • Массовые потоки людей не могли пройти через единственный вход в музей.

Решить эту проблему и должно было строительство стеклянной пирамиды.

Результаты проекта Йонг Мин Пея превзошли все ожидания. Во-первых, удалось справиться с проблемой очередей. Это способствовало организованному проведению экскурсий и устранению бесконечных толп народа на улицах, которые окружают Лувр. Во-вторых, были достигнуты цели, поставленные президентом Франции. В-третьих, пирамида стала одним из самых романтических мест в Париже.

Особенности сооружения

Новый вход в Лувр был возведен во внутреннем дворике музея. Пирамида выполнена из стекла и металла, с разных сторон окружена пирамидками поменьше. В архитектурный комплекс входит и еще одно аналогичное строение, которое называется La Pyramide Inversee (служит окном в крыше, которая проходит над подземной галереей перед Лувром). Три маленькие пирамиды в светлое время суток освещают галереи, ведущие в многочисленные залы музея.

Архитектору удалось идеально воплотить в жизнь принципы хай-тека, который призывает использовать минимальное количество деталей при максимальной функциональности каждого элемента.

По внутреннему периметру стеклянная пирамида окружена лампочками, благодаря чему сооружение ночью выглядит очень таинственно и мистически.

Технические характеристики пирамиды поражают:

  • Выстроена из стеклянных блоков;
  • Высота сооружения достигает 21,6 м;
  • Длина каждой стороны основания пирамиды равна 35 м;
  • Стеклянные плиты, из которых сложено строение, имеют неодинаковую форму. 70 блоков являются треугольными, а 603 – это огромные ромбы. Такая форма блоков была выбрана не случайно. Постройка вышла стойкой и прочной к силам природы и подземным процессам. Пирамида полностью повторяет форму знаменитой египетской пирамиды Хеопса;
  • Блоки полностью прозрачные, хотя Пей хотел, чтобы они были затуманенные;
  • Толщина стекла составляет 2,1 см;
  • Угол наклона каждой грани составляет 52 градуса;
  • Вес сооружение составляет 180 т;
  • В основании сооружения лежит огромный многогранник, площадь которого составляет одну тысячу квадратных метров;
  • Во время строительства, которое длилось с 1985 по 1989 гг., было использовано 105 тонн шасси из алюминия и 95 тонн стали.

Свою работу стеклянная пирамида Лувра начала в марте 1989 году, приняв первых посетителей.

Йонг Мин Пей в реализации своего проекта продемонстрировал не только отличное знание стиля функционализма, но и приверженность традиционной китайской культуре и верованиям. Со всех сторон наземное здание сооружения окружено треугольными бассейнами, из которых бьют фонтаны. Такая композиция была призвана не только оживить архитектурный стиль, но и соединить стихию воздуха (символом этого является купол пирамиды) со стихией воды (фонтаны).

Кроме того, чтобы возвести столь простое по внешнему виду, но сложное по конструкции, здание, архитектор пользовался услугами инженеров, технологов, программистов, биологов, метеорологов, физиков и т.д. Так было нужно, чтобы стекло пирамиды стойкой к влиянию времени. В частности, известно, что этот материал имеет свойство желтеть. Чтобы этого не происходило, были применены особые технологии изготовления стекла.

Подземный и наземный миры представлены в сооружении землей и небом. Между собой они соединены винтовой лестницей. Спускаясь по ней, каждый посетителей попадает в небольшой уютный холл Наполеона. Уже находясь внутри, возникает желание поднять голову вверх, чтобы посмотреть на небо.

Пол и стены внутреннего помещения покрыты бургундским камнем белого цвета. На потолке также выложена красивая мозаика, которая символизирует синее небо, слегка закрытое облаками. В холле расположены кафе, гардероб, современный конференц-зал.

Факты о пирамиде

  • Строение полностью повторяет пропорции пирамиды Хеопса;
  • Стеклянная пирамида была местом действия в знаменитом на весь мир романе Д. Брауна «Код да Винчи», поэтому экскурсоводы стали включать сооружение в туристические маршруты;
  • Существует версия, что общее количество плит, из которых сложено здание входа в Лувр, составляет 666 (число дьявола), а не 673 (официальные данные);
  • Возведение и открытие пирамиды было приурочено к 200-летию французской революции.

Как доехать до пирамиды

Музей располагается в центральной части французской столицы, на улице Риволи. Доехать сюда можно несколькими видами транспорта:

  • На метро, доехав до станции Palais Royal Musee du Louvre, которая является местом пересечения седьмой и первой линий метрополитена. Некоторые туристы выходят на станции Лувр Риволи (1-я линия);
  • На автобусе: нужны маршруты 95, 21,24, 68-69, 81 и другие. Остановка находится, как раз возле пирамиды.
  • Пешком, если туристы находятся недалеко от Риволи и Лувра.

Адрес: 75001 Париж, Франция

Лувр и пирамида Фаликона

Да, да, есть еще пирамида. Современная.

Наверное, самая известная пирамида во Франции - это пирамида из стекла и стали, которая украшает площадь перед входом в Лувр, в самом сердце Парижа. После того как вышел в свет международный мегабестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи», она стала едва ли не самым загадочным и привлекательным пунктом всех туристических маршрутов. При этом как-то забывается, что, несмотря на все желание автора, количество стеклянных панелей в ней не составляет числа 666 -путеводитель по Лувру называет ничем не примечательную цифру 673 стеклянных панели. Близко, конечно, но для символики подобное расхождение все-таки выглядит очень уж приблизительным, «на авось».

Внешняя пирамида была построена в 1989 г. к 200-летней годовщине Великой французской революции. А в 1993 г. к ней добавили внутреннюю, «перевернутую» пирамиду, которая, находясь на пересечении главных туристических маршрутов, указывает посетителям на вход в Лувр. Обе пирамиды проектировал архитектор Пей. Вершина внутренней пирамиды висит над полом на высоте 1,4 м, грани отдельных стеклянных панелей 30-миллиметровой ширины соединяются при помощи стальных крестовин, каждая из которых имеет длину 381 мм. Прямо под вершиной перевернутой пирамиды находится другая (около метра высотой), являющаяся словно бы «отражением» той, что над ней; их вершины едва не соприкасаются. Этому своеобразному сооружению уделено едва ли не центральное место в романе «Код да Винчи», и по замыслу автора именно здесь находится священная чаща Грааля, или тело Марии Магдалины.

Следует заметить, что пирамида у Лувра не единственная в Париже. Во времена Французской революции всю Францию охватило увлечение Древним Египтом, и страну поразила настоящая мания строительства собственных пирамид. 14 июля 1792 г. на Марсовом поле в Париже, там, где столетие спустя Эйфель воздвиг свою башню, была построена «пирамида Славы» в память о тех, кто погиб при штурме Бастилии. А 26 августа того же года в садах Тюильри перед Лувром вознеслась еще одна пирамида, причем примерно там же, где сейчас находится стеклянная. Эта пирамида была призвана увековечить память о жертвах революции. Планировалось строительство еще нескольких подобных сооружений, однако ни одно из них так и не построили. Одной из таких никогда не реализованных идей было предложение Этьена Булле о строительстве «кенотафа по типу египетского», который представлял бы собой пирамиду с усеченной вершиной и увековечивал бы память о мертвых.

Стеклянная пирамида - вход в Лувр

Вообще, некоторые исследователи убеждены, что правители новой Франции имели тесные связи с масонами и их странноватая любовь к пирамидам есть не что иное, как отражение их увлечения мистическими идеями, уходящими корнями в седую египетскую древность. Характерно, что все эти франкмасоны стремились строить пирамиды в память о мертвых… Это, согласитесь, напоминает Древний Египет, где пирамиды, вполне вероятно, сооружались в том числе и для увековечения памяти об ушедших героях.

И все же во Франции имеется своя собственная «настоящая» пирамида, правда, она не очень широко известна и не очень велика по размерам. Ее основание составляет что-то около 5-6,5 м, и находится она в окрестностях городка Фаликон неподалеку от великолепного средиземноморского курорта Ниццы. Несмотря на свои огорчительно маленькие размеры, в течение долгого времени эта пирамида считалась одной из тех редчайших пирамид, что были найдены в Европе. И коль скоро она относится к этому типу сооружений, то и в отношении нее, очень похоже, действует все тот же неписаный закон: нет совершенно никаких ясных объяснений, зачем ее строили. Правда, существует несколько теорий насчет ее происхождения, и, естественно, среди них имеются те, в которых подразумевается связь с Египтом. Так, например, внук известного археолога Джон Уард-Перкинз думал, что пирамида в Фал иконе могла являться гробницей древнего вождя, за какие-то провинности высланного из страны фараонов. Правда, лично я считаю подобные идеи просто плодом богатого воображения, поскольку на настоящий момент в поддержку данной теории не найдено никаких свидетельств.

На подробных картах нет упоминания о «пирамиде», это местечко там обозначено как «Гротте де Ратапиньята», поскольку пирамида действительно расположена над входом в пещеру, известную под названием «Пещера летучих мышей». Давайте отметим для себя, что пирамида здесь как бы охраняет вход в эту самую пещеру. Напомним, что и пирамида Хеопса и пирамида Солнца в Теотиуакане тоже были построены над естественными пещерами, которые в дальнейшем превратились в органичный элемент общего проекта пирамид. Данный факт позволяет предположить, что «миниатюрная» французская пирамида имеет те же характерные особенности, что и ее великие сестры в других местах земного шара.

Верхняя часть пирамиды в Фаликоне не сохранилась, однако, к счастью, имеются фотографии, где она значительно выше, чем в наши дни. А нижняя часть пирамиды и сейчас еще вполне хорошо видна. Фотографии и сохранившиеся участки сооружения позволяют довольно хорошо реконструировать его общий вид, поэтому мы знаем, что вход в пирамиду находился в юго-восточном углу. Он был достаточно большим для того, чтобы туда мог войти один человек, если, конечно, предположить, что в пещеру, расположенную под пирамидой, в определенные моменты времени дозволялось входить одному человеку.

В наши дни это место широко известно среди местных пожарных, так как им частенько приходится выручать из пещеры туристов, которые отваживаются туда забираться. Дело в том, что для относительно опытного скалолаза спуск в нее не представляет особых затруднений, а вот для подъема на поверхность следует преодолеть горизонтальный козырек на почти отвесной стене, что спасатели с помощью лебедок могут сделать, а вот человек, в полной темноте нащупывающий, куда бы поставить ногу, - нет.

Сама пещера известна с начала девятнадцатого столетия, но только в 1898 г. профессор Жан-Роберт Салифар организовал научную экспедицию для исследования системы подземных ходов, доступных из пирамиды. Итоги экспедиции содержатся в докладе, объемом 657 страниц и содержащем 174 иллюстрации. В докладе говорится о том, что из главного помещения вели три тоннеля, причем один уходил вглубь «на значительное расстояние». Однако, когда в 1901 г. в пещеру спустился известный спелеолог Жюль Гавет, выяснилось, что все три тоннеля были кем-то заблокированы. Что же могло случиться между 1898-м и 1901-м годами? Кто-то, но, очевидно, не Салифар, с определенными целями сделал все, чтобы доступ в тоннели оказался невозможен. Зачем? Хотел ли этот «кто-то» обеспечить здоровье и безопасность посетителей и сделать так, чтобы ни одна живая душа больше не бродила по подземельям, рискуя заблудиться? Или эти неизвестные стремились укрыть нечто, запрятанное в недрах горы?

Теперь что касается целей строительства этой пирамиды. В 1976 г. Генри Брош, автор многих книг, заявил, что эта территория находится на земле, некогда являвшейся собственностью ордена тамплиеров. Могли ли таинственные рыцари этого загадочного ордена быть строителями пирамиды? Такую возможность не отрицает Морис Гинган. Правда, ни один из авторов исследований пирамиды не упоминает о работе Жана Гарона. Этот ученый получил доступ к семейным бумагам некоего барона де Роде. В очень древних документах, которые ученый читал, говорилось о каких-то ценностях, имевших огромное значение и находившихся на хранении у наследников барона. Кое-где пошли разговоры о том, что эти ценности являлись частью знаменитых сокровищ тамплиеров, исчезнувших сразу после того, как этот орден был распущен в 1307 г. Однако после этого и Гарон и другие исследователи выяснили, что территория, на которой находится пирамида Фаликона, не принадлежала тамплиерам, а это означает, что если какие-то сокровища там и хранились, то вряд ли они достались французской короне после ареста руководителей ордена. В любом случае понятно, что пирамиду строили не для того, чтобы прятать там сокровища, и не ради того, чтобы ею пользовались тамплиеры. А вот местом проведения каких-то религиозных обрядов она вполне могла быть. Уже в первой подземной камере имеется достаточно указаний на то, что она использовалась для каких-то ритуальных целей. В ней имеются семь ступеней, а также маленькое возвышение, которое, как считается, могло некогда служить алтарем.

Есть предположение, что в пирамиде находилось святилище бога Митры, культ которого был распространен в Древнем Риме. Этому богу во времена античности поклонялись на всей территории Европы. А рука об руку с этим культом выступали и культ Осириса, и почитание Исиды. Святилища, посвященные и той и другому, найдены далеко на севере, на границе Англии и Шотландии; так что если в Южной Франции кому-то из исследователей довелось наткнуться на храм Митры, то это, скорее, норма, нежели исключение из правил. Святилища, посвященные этому богу, как правило, создавались под землей, так что пещера под пирамидой в Фаликоне идеально соответствует всем требованиям, предъявляемым этим культом к подобного рода сооружениям.

Впрочем, возможно, с самого начала тут поклонялись не Митре. В 1922 г. неподалеку от Фаликона обосновался Этьен Готтленд, который обнаружил, что с пирамидой был связан некий культ. Он обследовал само сооружение и, применив расчеты прецессионного движения земной оси, пришел к выводу, что возраст этого археологического памятника (но не самой пирамиды) составляет примерно 4335 лет, то есть возник он около 2413 г., что приблизительно соответствует египетской Эре пирамид. Это, конечно, крайне неточная датировка и срок приблизительный, но все же очень большой. Если на этом месте все-таки существовало святилище Митры, то пирамида возникла никак не раньше, следовательно, датировать ее можно только от 200 г. до н.э. до 300 г. н.э. Однако о ее реальном возрасте пока можно только догадываться…

С 1922 г. пирамида в Фаликоне стремительно разрушается, а французские власти, похоже, абсолютно не заинтересованы ни в сохранности данного сооружения, ни в исследовании этого места. Естественно, это порождает всяческие спекуляции на эту тему. Во всяком случае, некоторые исследователи полагают, что власти просто хотят, чтобы это место поскорее разрушилось окончательно и было прочно забыто, поскольку по каким-то причинам им «неудобно» само его существование. Еще одна тема для слухов появилась после того, как консультант НАСА Морис Чателейн озвучил собственное предположение, что пирамиду построили в 1260 г. крестоносцы, возвращавшиеся из Иерусалима. Более важно то, что, по его утверждениям, пирамида в Фаликоне представляет собой уменьшенную копию Великой пирамиды в масштабе 1:288. Сам Чателейн по этому поводу заявляет следующее: «Почему крестоносцы, которые построили пирамиду в Фаликоне, выбрали такой масштаб 1/288 - неизвестно, но сходство ее пропорций с Великой пирамидой просто поразительно, особенно если учесть, что, возвращаясь из Иерусалима, крестоносцы не могли видеть оригинал, поскольку не бывали в тех местах» {12} . Впрочем, и на этот счет можно сказать, что пока нет никаких доказательств, что пирамиду в Фаликоне построили именно крестоносцы, как и не было проведено никаких точных замеров, чтобы подтвердить, что масштаб, о котором говорит Чателейн, составляет те самые 1:288. Таким образом, в настоящее время чрезвычайно легко можно отвергать любые теории о возможном происхождении этой маленькой пирамиды, но очень трудно определить, кто, когда и зачем ее соорудил.

Из книги Королева Марго автора Дюма Александр

Глава 8 ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛУВР Когда Екатерина решила, что в комнате короля Наваррского все сделано – трупы стражников убраны, Морвель перенесен домой, ковры замыты, – она отпустила своих придворных дам, так как дело шло к полуночи, и попыталась заснуть. Но удар оказался

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

автора Скляров Андрей Юрьевич

Великая пирамида Великая пирамида недаром считается одним из Чудес Света. С широкой платформы уходит в египетское небо 201 ярус каменных блоков на высоту современного сорокаэтажного здания. Они напоминают гигантскую лестницу, подняться по которой могут только великаны

Из книги Пирамиды: загадки строительства и назначения автора Скляров Андрей Юрьевич

Пирамида Менкаура Пирамида Менкаура – самая малая из трех основных пирамид Гизы. Ее размеры существенно более скромные. Но явно выстроена по тем же принципам и на основе тех же весьма высоких технологий, что и ее величавые соседки.Именно на этой пирамиде наиболее

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Лувр? Эрмитаж? Хочу привести еще один эпизод, который считаю любопытным.- Лувра я не видел, - говорит один из гостей, - но я считаю, что Эрмитаж сильней.- Ну, я не знаю. Ничего особо выдающегося в Эрмитаже нет, - говорит Молотов.- Помещение…- При чем тут

автора Элфорд Алан

Красная пирамида В стремлении подвергать все сомнению я подверг анализу и вопрос о том, действительно ли Снофру построил обе эти пирамиды, или это плод усилий нескольких фараонов; не мог ли Снофру приспособить для своих целей то, что уже существовало в более ранней

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

«Научная» пирамида? Как следует из моего исследования Древнего Египта, пирамиды предназначались прежде всего для путешествия фараонов в небо, а не для их захоронения. Мифы об Озирисе заставляют предполагать, что тело фараона, вероятно, первоначально находилось под

автора Дойч Лоран

Из книги Метроном. История Франции под стук колес парижского метро автора Дойч Лоран

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

Новейшая пирамида Американский телеканал «Нова» предложил профессору Марку Ленеру, египтологу из Чикагского университета, и каменщику Роджеру Хопкинсу построить на плато Гиза маленькую пирамиду, не используя при этом современных технологий.Была набрана команда

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Лувр Парижский Лувр сегодня является одним из старейших и, пожалуй, самым богатым музеем мира. Правда, музеем он стал чуть более ста лет назад, а до этого сложный комплекс дворцовых зданий пережил немало преобразований, нередко драматических. На протяжении многих веков

Из книги OCOБAЯ ПАПКА «БАРБАРОССА» автора Безыменский Лев

Как строилась пирамида «Антикоммунизм - вот основная глупость нашей эпохи», - эти слова Томаса Манна, сказанные много лет назад, сохраняют свою значимость и сегодня. Но великий немецкий гуманист, очевидно, не мог предвидеть, что на определенной стадии глупость станет

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Лувр - Дворец культуры Двадцать восьмого января 1672 года, почти накануне войны, умер Пьер Сегье, герцог де Вильмор, канцлер Франции. Этот сановник, уже давно умственно сдавший и во многом потерявший политическую власть, достойно окончил свои дни, так как под конец

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Лувр Среди огромного количества известных больших музеев самый чудесный и запоминающийся – парижский Лувр. Расположенное почти в самом центре столицы Франции здание интересно как памятник архитектуры, сохранившийся еще с эпохи правления Генриха IV и Людовика XIII. Здание

Все о Лувре: подготовка к посещению, время работы музея и стоимость билетов. Что посмотреть самостоятельно и какую экскурсию по Лувру предпочесть.

Лувр - самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался, каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его. Основанный в 1793 г. он был одним из первых европейских художественных музеев после открытия таковых в Лондоне (1683), Дрездене (1744) и Ватикане (1784). Сегодня это собрание шедевров играет главную роль в культурной жизни всего мира.

Лувр ежегодно посещает более 5 млн человек. В выходные дни бывает особенно тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.

Внешняя и внутренняя отделка

Музейный ныне комплекс был построен еще в XII веке, его функцией была защита города от атак норманнов. Со временем Париж разросся, и его границы вышли далеко за пределы оборонительной крепости. Поскольку Лувр больше не мог служить оборонительным сооружением, было принято решение использовать его в качестве королевской резиденции, в музей он превратился позже — в XVIII веке.

Территория Лувра огромна, гуляя по залам легко заблудиться, даже имея на руках карту. Внутренние дворики музея — отдельная тема для изучения. Фасад дворца имеет весьма оригинальный декор: можно увидеть статуи, подпирающие крышу музея, скульптуры львов, фигуры птиц, животных, ангелов и массу ажурных элементов. Все это придает зданию помпезность и изящество. Каждое строение, каждая башенка Лувра имеют продуманную отделку.

Внутреннее убранство впечатляет не меньше. Во-первых, поражает роскошь, в которой привыкли обитать французские монархи. Позолота на стенах, хрустальные люстры, шикарная отделка пола, стен и потолка - от этого великолепия перехватывает дух. Что уж говорить об экспозиции, ради которой посетители готовы отстаивать очереди и протискиваться сквозь толпу.

В семи отделах, на которые подразделяется современный Лувр, представлено в развитии древнее и античное искусство Средиземноморья, а также европейское искусство, начиная со Средневековья и до первой половины XIX в. История Лувра тесно связана с политическими событиями в истории Франции.

Коллекция картин и статуй музея сегодня настолько велика, что обойти ее за один день физически невозможно. Было подсчитано, что если зайти в Лувр и возле каждого экспоната постоять 30 секунд, то на обзор всех залов уйдет более 7 суток!

Как добраться в Лувр - пешком и на метро

Рядом с Лувром есть две станции метро: Louvre — Rivoli (ветка 1) и Palais Royal Louvre (ветка 1 и 7). Вторая немного ближе, хотя и первая всего в паре сотен метров.

Дойти пешком проще всего по улице Риволи или со стороны набережной Франсуа Миттерана. Лувр расположен настолько удачно по отношению к большинству достопримечательностей, что миновать его вам не удастся при всем желании. Сделать фотографию на фоне знаменитой пирамиды всегда будет возможность.

Очень стильный ход - это отправиться в Лувр в сопровождении гида. На Трипстере такие необычные экскурсии уже пользуются спросом. Например, 3-часовая с гидом Надеждой, ставшая хитом, и 4-часовой, более углубленный, маршрут с Александрой. Последнее название говорящее, не правда ли?

Для самых маленьких путешественников у той же Александры (она дипломированный экскурсовод) есть 2-часовая прогулка: . Ради интереса загляните на сайт, к ней уже больше 30 отзывов - юные ценители искусства явно не остаются разочарованными, а уж родители так и вовсе в восторге.

Плюсы этих экскурсий очевидны - это возможность сэкономить время на просторах Лувра и узнать массу познавательной информации. Гид проведет самым коротким путем к большинству мировых шедевров. Кстати, если у вас есть любимые произведения в Лувре, это даже к лучшему - сообщите о них экскурсоводу заранее, и маршрут будет составлен с учетом индивидуальных пожеланий. Напомню, что на Трипстере вы можете задавать вопросы до оплаты, это очень удобно.

Если любимых экземпляров в коллекции Лувра у вас пока нет, пожалуйста, дочитайте эту статью до конца, и возможно они у вас появятся.

Часы работы и стоимость билетов

Дворец-музей Лувр открыт для посетителей ежедневно, кроме вторника. Время работы: c 9-00 до 18-00, с 9-00 до 21-45 (по средам и пятницам). Лувр закрыт по вторникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря. График работы в другие государственные праздники Франции лучше уточнять заранее на официальном сайте.

Стоимость взрослого билета в Лувр — 17 евро, дополнительно аудиогида — 5 евро. К сожалению, аудиогида на русском языке нет, можно выбрать английский или любой другой популярный европейский язык, которым владеете.

Факты о Лувре, которые должен знать каждый

Дворец имеет массу тайн и загадок, о нем слагают легенды и предания. Из интересных фактов, связанных с Лувром, отметим следующие:

  • Стеклянная пирамида Фарикона, находящаяся в одном из дворов Лувра, является современным строением и своим появлением обязана президенту Франсуа Миттерану. Этот объект, несмотря на молодой возраст, завоевал огромную популярность у туристов. С ним фотографируется практически каждый посетитель дворца. Однако коренное население не любит стеклянную пирамиду, так как считает, что она нелепо выглядит на фоне старинных зданий.
  • Почему огромный музейный комплекс получил название Лувр доподлинно никто не знает. Некоторые историки утверждают, что ранее на этом месте были волчьи угодья, а «лувр» в переводе с французского языка как раз и означает «волчий лес». Версия годная, но большинство исследователей ее не разделяют.

Интересные факты о Лувре, которые стоит изучить перед посещением музея

  • Не все комнаты бывшей королевской резиденции отданы музею и обставлены экспонатами. В здании параллельно трудится Министерство Финансов Франции. Естественно, что туристам вход туда заказан.
  • «Джоконда» - это самая дорогостоящая картина в мире! Ежедневно она собирает вокруг себя толпы фанатов и почитателей живописи. Вокруг картины образуется настолько плотное кольцо, что увидеть само полотно практически невозможно. Именно поэтому туристы зачастую покидают Лувр в разочаровании.
  • В музее хранится более 300 тысяч экспонатов, однако к всеобщему обозрению представлено лишь 35 тысяч. Остальные произведения ждут либо своего часа в закромах Лувра, либо регулярно гастролируют по миру.
  • Во дворце есть три экспоната, которых называют «главными дамами Лувра». Это загадочная Мона Лиза, мраморная Венера Милосская и крылатая Ника Самофракийская. Они всегда окружены «хороводом» воздыхателей.
  • Существует множество гипотез относительно того, что держала Венера Милосская в руках, и куда же все-таки делись ее конечности. На остров, где когда-то нашли Венеру, отправлялось несколько экспедиций с целью обнаружить таки ее руки. Однако это ни к чему не привело. Поэтому специалисты склоняются к мнению, что статуя создавалась без рук изначально - странная задумка мастера.
  • Большая часть соотечественников мечтают побывать в Лувре не столько из-за собрания живописи и даже не с целью полюбоваться на «Джоконду». Бередит сердца собрание сочинений Дюма, прочитанное в подростковом и юношеском возрасте. Волнительно пройтись по коридорам и залам, где в свое время разворачивались события по сюжету романа «Королева Марго».

Коллекция Лувра: что посмотреть

Немногие музеи мира могут похвастаться таким разнообразным собранием живописи. Но Лувру повезло: в его коллекции работы всех европейских школ с конца XIII и до середины XIX вв. Речь о самых разнообразных жанрах и форматах: картины небольших размеров и громадные полотна, фрески и декоративные росписи. История превращения Лувра в музей растянулась на пять веков - это привело к богатейшему собранию, впитавшему различные вкусы, направления и течения. Возникла органичная коллекция, в которой представлено развитие всей европейской живописи.

Несколько лет назад была идея пойти навстречу туристам - однодневным посетителям Лувра - и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины: «Умирающего раба» Микеланджело и «Джоконду» Леонардо да Винчи .

Однако проект так и не был реализован. Администрация музея была непреклонна: «Путешествие по залам дворца является уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации». С этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит массу открытий и первых «очных» знакомств с произведениями искусства мирового значения:

  • «Мадонна с зеленой подушкой» художника Андреа Соларио - типично итальянская живопись XIV века.

  • «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») кисти другого французского романтика Эжена Делакруа - произведение с мировым именем.

  • «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины…» автора Жака Луи Давида, ярого поклонника императора. Вообще особое место в летописи музея занимает Наполеон Бонапарт.

  • Наконец, «Джоконда» или «Мона Лиза» , к которой ведут все дороги Лувра. Улыбка супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, - столетия подряд волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов.
  • «Умирающий раб» Микеланджело, эталонная «Венера Милосская» и победительница «Ника Самофракийская» регулярно завоевывают «золото» в сердцах посетителей даже на фоне такого фаворита, как «Джоконда».

Изучить живопись перед поездкой помогут «12 шедевров Лувра, которые нужно знать» . Статья уже завоевала сердца наших читателей сайта наряду с «Шедеврами Орсе» - музея, посвященного импрессионистам Европы.

Собрание предметов пластического и прикладного искусства также представляет огромную ценность. Благодаря щедрым дарам и грамотным закупкам, в Лувре появились памятники древних цивилизаций. Ими занимаются отделы исламского и восточного, египетского, древнегреческого, этрусского и древнеримского искусства. Археологические находки и шедевры прикладного искусства всех эпох (мебель, ювелирные украшения, вазы, фарфор) выставлены по всем музейным канонам.

Большая часть коллекции античности Лувра представлена скульптурами, некоторые из них пользовались заслуженной известностью во все времена.

Экскурсии в Париже по лучшим ценам

Самые интересные экскурсии в Париже - маршруты от местных жителей. Выбор из более чем 150 (!) прогулок на русском языке: обзорные, гастрономические, экскурсии по Лувру, музею Орсе, в квартал Марэ и на Монмартр, выездные за город, квесты и др.

Стеклянная пирамида - центральный вход

Каких только функций не взяла на себя пирамида, расположенная во дворе Лувра и окруженная фонтанами и тремя другими, меньшими по размеру, стеклянными пирамидами. Это и украшение двора, и главный вход в музей, и средство освещения вестибюля. В 80-х гг, когда шла активная подготовка к двухсотлетию Великой французской революции, Париж перестраивали. Президент Франции Франсуа Миттеран объявил конкурс на лучший проект по обновлению Лувра.

Победило необычное решение в стиле модерн. Разработал проект американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. По замыслу стеклянная пирамида Лувра должна была соединить землю и небо, а помимо этого, вместить служебные помещения, рестораны, торговые галереи, магазины и т. д. Прототипом сооружения стала, как нетрудно догадаться, пирамида Хеопса.

30 марта 1989 года состоялось торжественное открытие. Весит основная стеклянная пирамида 180 тонн, высота 22 м. Основа ее 35 м в длину, угол наклона - 52 градуса. Пирамида Лувра состоит из 673 стеклянных пластин толщиной 21 мл: 603 из них имею форму ромба, а 70 - треугольника.

Строительство пирамиды, а также подземного лобби под ней, помогло решить проблемы с очередями: оригинальный вход в Лувр уже не справлялся с ежедневным потоком. Пропустив вещи через ленту и пройдя рамку безопасности (не рекомендуется брать с собой колющие/режущие предметы и жидкости, вызывающие подозрение), посетители на эскалаторе попадают на уровень цокального этажа. Внизу, даже если вы не планируете посещение музея, можно купить сувениры или альбомы, посвященные шедеврам Лувра, посетить парфюмерные магазины или антикварные лавки.

Центральный вход в Лувр — цокольный этаж

Опытные туристы используют возможность бесплатного входа в вестибюль, чтобы посетить туалет, спрятаться от дождя, перекусить в кафе или выпить капучино.

С цокольного этажа можно пройти в один из трех флигелей, где и размещены экспонаты: флигель Ришелье - на севере, флигель Сюлли , тянущийся вокруг Квадратного двора, и флигель Денон , протянувшийся вдоль стены. На информационной стойке возьмите бесплатную карту-путеводитель по Лувру на русском языке. Пригодится тем, кто настроен осматривать музей без гида. На карте есть подробные планы залов, разделов и комнат, где находятся знаменитые шедевры.

Два совета: подкрепитесь перед посещением Лувра в одном из ресторанов быстрого питания и сдайте верхнюю одежду в гардероб, а уже затем покупайте билет.

Стеклянная пирамида Лувра: украшение фасада или безвкусица?

Подсветка пирамиды

Проект освещения разработал американский дизайнер Клод Энгл: по внутреннему периметру он установил галогенные лампы. Через 15 лет прежние лампы были заменены металлогалогенными, обладающими меньшей мощностью, но большей светоотдачей. Благодаря «холодному» освещению, конструкции придали еще более современный вид. Правда, часть парижан по-прежнему полагает, что конструкция выглядит неуместно перед выстроенным в классических традициях дворцом. Зато гости столицы, как правило, очарованы сочетанием классики и современности, считая такой микс залогом успеха.

Где остановиться: отели в районе Лувра

Поселиться в районе Лувра - это, пожалуй, третий стильный ход, который стоит сделать в Париже. Не думайте, что я буду вам предлагать пятизвездочные отели уровня Grand Hôtel Du Palais Royal с видом на Тюильри или Hôtel Regina Louvre , где останавливается Анджелина Джоли. Предложения по заоблачным ценам вы и сами легко найдете. Здесь вы увидите топ-3 идеальных по соотношению цена/качество мини-отелей, расположенных максимально близко к музею.

Но обратите внимание, что какой бы адекватной ни была стоимость, в округе №1 она по определению выше, чем в других районах Парижа.

#1. Hotel Prince Albert Louvre

Отель «3 звезды» в пяти минутах от Лувра и сада Тюильри. Интерьер выдержан в классическом стиле (к статье на дворцовую тематику он подходит идеально!), номера по традиции небольшие, но все есть. Улица тихая, с магазинами и ресторанчиками. Есть лифт, бесплатный wi-fi и парковка.

#2. Hotel Louvre Bons Enfants

Расположение - лучше не придумать. Почти напротив Лувра и сада Тюильри. Номера небольшие, но чистые, уютные и по-парижски стильные; подкупает качество кроватей и матрацев. Персонал очень приветливый, завтраки стандартные для Парижа.

#3. Hôtel Elixir

Современный трехзвездочный отель расположен близко к Лувру, но со стороны торговой улицы Риволи. Переулок Jean Lantier тихий, посторонние шумы не мешают спать. Рядом булочная и обалденная кондитерская! Если достанется номер на 5-м этаже с балконом, в качестве бонуса получите панорамный вид.

Booking.com - от 8 000 руб.

Случился юбилей. 20 лет как в музее появился самый спорный его элемент – пирамида. У нас 10 интересных фактов о работе американского архитектора китайского происхождения, творящего в Париже, Пея (Ieoh Ming Pei).

1. Пирамида относится к проекту "Большой Лувр " и является самым спорным его компонентом. В 1981 году Франсуа Миттеран, только избранный президент-социалист, запустил этот проект. Основной целью была модернизация дворца-музея, чтобы расширить крыло Ришелье, в котором тогда находилось министерство финансов. Также пирамида была призвана расширить вход в музей и избавить его от очередей. Открыт объект был 30 марта 1989 года.

2. Пирамида является третьим самым популярным художественным объектом среди посетителей музея после Моны Лизы и Венеры Милосской. Некоторые до сих пор считают, что современная архитектура является оскорблением для музея и сокращает к тому же обзор на двор Наполеона. Другим же понравилось сочетание старого и нового. В свое время подобные обсуждения приобрели во Франции политический характер, расставив по разные стороны баррикад правых и левых.

3. Ieoh Ming Pei, выпускник Массачусетского технологического университета и магистр Гарварда, – архитектор Пирамиды. Он же является автором таких проектов как башня John Hancock и библиотека Джона Кеннеди в Бостоне, Башня банка Китая в Гонконге, Немецкого музея в Берлине. Его последнее достижение: Музей исламского искусства в Дохе (Катар).

4. Многогранник имеет площадь поверхности 1000 квадратных метра, высота составляет 21,65 метра, сооружение включает в себя 95 тонн стали, 105 тонн шасси из алюминия и 673 стеклянных вставки.. . хотя последний пункт некоторыми оспаривается (см. пункт 5).

5. Наиболее устойчивый миф вокруг пирамиды заключается в том, что это работа дьявола. Теории заговора основаны прежде всего на том, что она построена именно из 666 стеклянных пластин, и эта цифра обычно ассоциируется с сатаной. Эта история упоминается и в книге «Код да Винчи» Дэна Брауна. Официальная цифра остается неизменна – 673.

6. Пирамида является одним из самых оживленных мест в Париже. С момента своего создания, количество ежегодных посетителей Лувра в возросло от 3 до 8,5 млн. в 2008 году. Не обошлось без проблем. Директор музея Анри Луарет назвал услуги под пирамидой – билеты, информация, раздевалки, туалеты, «очень недостаточным».

7. Проект «Большой Лувр» и открытие пирамиды было приурочено к 200-летию Великой французской революции.

8. "Великая пирамида" не одинока. Она находится в окружении еще трех небольших подобных созданий, а пятая перевернутая пирамида, построена в Карусели Лувра .

9. Пирамида – не была единственным вариантом проекта «Большой Лувр ». Мэрия Парижа объявила конкурс, в котором участвовало множество архитекторов и с более традиционным взглядом, и с более радикальным. Победила же, как известно пирамида.

10. При строительстве возникла проблема – сложности с изготовлением ровных прозрачных белых пластин. Архитектору предложили сделать грани с зеленым оттенком. Но тогда бы это нарушало прозрачность, и это было не допустимо. По словам Пея, пирамида должна выглядеть как бутылка Кока-Колы. И в общем он своего добился.

Совет от авторов: уважаемые туристы, пирамида – далеко не единственный вход в Лувр. Не нужно стоять огромную очередь. Есть еще несколько входов. Например, со стороны улицы Риволи, или из метро со станции « Musée du Louvre» (выход на Карусель). А еще проще, заранее приобрести билеты по интернету и вовсе не стоять в очередях. Вот вам и официальный сайт музея.

Конечно, приятно войти во дворец-музей, через пирамиду, но никто вам не запрещает выйти через нее!

Наверное, нет такого взрослого человека на нашей планете, который не слышал о Лувре и хотя бы раз в нём не хотел бы побывать. Ведь Лувр относится к числу самых популярных, самых больших и самых посещаемых музеев мира.
До 10 миллионов посетителей каждый год переступают его порог, чтобы своими глазами увидеть творения величайших художников и скульпторов мира. Эти творения давно уже стали достоянием всего человечества.

Знаменитая «Джоконда» (Мона Лиза)

Ведь, редко кто не слышал о картине Леонардо да Винчи «Джоконда» (Мона Лиза). Увидеть её в оригинале мечтают многие, а такое возможно только в Лувре. Из-за потемневшего состояния и появления трещин картину уже давно не возят по выставкам мира.
В Лувре вы увидите и прекрасную Венеру Милосскую, и великолепного Аполлона. А ещё Нику — крылатую статую Победы, и множество других чудесных экспонатов, которых здесь более 350 тысяч. Говорят, чтобы всё рассмотреть, понадобится не менее месяца, а может и больше.

Шедевры Лувра

Да и само здание Лувра, с его стеклянными пирамидами и семью треугольными бассейнами, вызывает большой интерес. Теперешний музей шедевров не всегда был таким, с конца 12 века он принадлежал французским королям и был их резиденцией. Тогда и построили центральную часть дворца-крепости.
Шли годы, менялись короли, менялся и вид Лувра. К существующему тогда зданию, изменившему вскоре свой грозный вид, пристроили два крыла, и громадная цитадель стала похожа на грандиозную подкову.
Когда смотришь на Лувр, возникает чувство восторга от его величия. Одним взглядом сразу всё и не охватишь, недаром его считали самым длинным зданием Европы. Чтобы обойти Лувр по периметру, надо прошагать около 5 километров. По занимаемой площади (160 106 кв. м.) он числится в мире третьим.

Могущественный и прекрасный Лувр

Стеклянные пирамиды

Современный вид Лувр приобрел лишь в 1989 году, когда в его огромном дворе построили стеклянную пирамиду, ставшую центральным входом в музей.

Теперешний вид главной пирамиды Лувра

Пирамида вначале вызвала у жителей Парижа мнение неоднозначное, впрочем, как и . Но к новому виду Лувра быстро привыкли, и пирамида стала очень необходимым элементом престижного музея, разгрузив вход от больших очередей. Здесь находятся дополнительные кассы, подсобные помещения и туалеты.
По виду она напоминает пирамиду Хеопса, состоит из 673 стеклянных сегментов, хотя у авторов знаменитых бестселлеров для остроты восприятия указано 666 таких сегментов. Как вам такое число? Наверное, поэтому многие парижане считают пирамиду творением не от мира сего.
Спроектировал её американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Ему принадлежат не менее знаменитые и другие проекты.
Большая пирамида совсем не одинока в Лувре, есть ещё три поменьше. Все они прекрасно освещают музей.
Признаться, я очень хотела увидеть ещё и пятую — перевёрнутую пирамиду, так впечатлившую меня после прочтения нашумевшего в свое время романа Дэна Брауна «Код да Винчи». Перевёрнутая пирамида находится в подземной части Лувра.

Перевернутая и крохотная пирамиды в подземном зале Лувра

Она тоже стеклянная и как будто свисает с потолка, которого нет. А точно под ней находится совсем крохотная пирамидка. Если верить автору знаменитого бестселлера, под этой пирамидкой были захоронены останки Марии Магдалины — Святой Грааль. Глядя на пирамидку, вспомнились мне стихи из книги:
— Среди творений мастеров она лежит, чтобы навек под звёздами почить.

Знакомство с шедеврами Лувра

Наша группа, по указанию экскурсовода Лувра, присоединилась к очереди у самого входа в Большую пирамиду. Через несколько минут мы уже спускались по эскалатору в подземную галерею музея.

В стеклянной большой пирамиде Лувра

Прошли мимо белоснежного Зала Скульптур, который восхитил своей красотой.

Зал Скульптур Лувра

Вскоре очутились в Нижнем каменном зале. Мощные стены и каменные башни говорили о средневековой крепости, которую не так давно раскопали.
Крепость возвели в 1190 году для укрепления оборонного вала вокруг Парижа. С неё Лувр и начал свою историю. Правда, как музей он стал только с 1793 года, после Французской революции.
С Нижнего зала по лестнице мы прошли в южную часть крыла Денон. Это самая популярная у посетителей часть Лувра. Два этажа крыла Денон восхищают итальянской и классической скульптурой и живописью великих мастеров. Здесь размещены самые знаменитые жемчужины Лувра.

Прекрасная Венера Милосская

Чего стоит только Венера Милосская и окрылённая Ника! Туристы всегда спешат в первую очередь их увидеть, а затем и великолепные творения Микеланджело, Рафаэля, Эль Греко, Тициана, Боттичелли. И, конечно же, картины Леонардо да Винчи! Они сокровище Лувра.

Всё лучшее, что сотворил Леонардо да Винчи, находится именно в Лувре. Его «Прекрасная Ферроньер», «Святой Иоанн Креститель» просто восхищают. Но огромное любопытство у всех вызывает «Джоконда» (Мона Лиза). Для этой совсем небольшой по размерам картины (76,8 х 53 см.) отведена целая стена в специальной небольшой зале Саль дез Эта. В залу можно попасть только с Большой галереи.

Одна на стене

Картина висит в углублении стены и закрыта двойным пуленепробиваемым стеклом во избежание повреждения. Были случаи, что её пытались облить кислотой и краской из баллончика. Бросали в неё камень и глиняную чашку, пытались поцарапать гвоздём и даже крали. Поэтому у неё такая теперь защита. И хотя в зале висят прекрасные картины Тициана и Боттичелли, посетители толпятся именно возле «Джоконды».

Одни недоумевают – почему такая всегда шумиха вокруг неё? А другие молча стоят и подолгу не сводят восторженно глаз с женщины с загадочной улыбкой. Её лицо окутано еле уловимой дымкой, а таинственная улыбка то исчезает, то опять появляется, в зависимости под каким углом смотришь на картину. Да и сама Мона Лиза кажется больше, если смотреть на неё с левой стороны. Картина нарисована на панно из тополя, в манере сфумато, которой чудесно владел автор картины. По книге Дэна Брауна «Код да Винчи» — Мона Лиза соединяет в себе два начала – инь и янь. Она, как сказал знаменитый критик Уолтер Патер, мифическое воплощение вечной женственности. Она чудесна и неповторима!

О шедеврах Лувра можно говорить бесконечно. Но лучше их увидеть своими глазами, чего я вам и желаю.

Лувр, «Джоконда» и стеклянные пирамиды : 43 комментария

  1. Екатерина Башкурова

    Вау, очень интересно и здорово. Когда еще я доберусь до Лувра… Так хоть посмотреть фотографии.
    Я отношусь к тем гражданам, которые недоумевают, почему вокруг Джаконды такая шумиха? Ну женщина и женщина, улыбки даже не вижу, мне кажется какая-то насмешка, а не улыбка… ИМХО 🙂
    Но посмотреть все равно хочется на нее в подлинике))

  2. Татьяна

    И я мечтаю посетить Лувр и «протестировать» восприятие Джоконды на себе)) Иногда на меня производит сильнейшее впечатление какая-нибудь малоизвестная в широких кругах картина, а шедевр воспринимается довольно ровно…
    Понравилось, что Джоконда размещена отдельно. Недавно смотрела Сикстинскую Мадонну в Дрездене, и мне абсолютно точно мешали две картины по обеим сторонам Мадонны.

  3. Анна

    Вчера смотрела фильм про строительство Версаля. Немного в нем говорилось и о Лувре. Эти два дворца олицетворяют монархию Франции. С ними связаны многие истории.
    И конечно же, такой огромный музей не обойти за 1 день.

  4. Незнакомка

    Как будто побывала с вами, Таня, в Лувре, побродила по залам, полюбовалась шедеврами…Интересная виртуальная экскурсия!

  5. Елена

    По Лувру надо ходить неделями — как по питерскому Эрмитажу. Я там очень много времени провела, и все равно нет ощущения, что посмотрела все.
    А зал, где «Мона Лиза» принес мне одни огорчения. Очень много народу, душно, безумное количество любителей селфи (по-моему, большая часть людей стояла спиной к «Джоконде», просто фоткаясь на ее фоне), еще и объявления — мол, осторожно, тут орудуют карманники. Не удалось мне в этом зале настроиться на лирический лад, хотя пыталась неоднократно — приходила еще и еще, надеясь, что народу станет поменьше.
    Зато Ника — просто восторг души. В первый раз, когда я была в Париже, Нику реставрировали. Зато потом — какое счастье было это увидеть своими глазами!

    1. Автор записи

      А мне повезло с Лувром. Наша группа попала туда с утра и в будний день. Народу было не так и много, да и возле Моны Лизы тоже особо не толпились, поэтому можно было портрет хорошенько рассмотреть. Ну, а Ника конечно шедевр, жаль, что без рук и головы.

    2. Людмила

      В первый раз к Джоконде я так и не попала, а во второй, через пять лет, к ней и Венере шла целенаправленно, держа в руках план-схему всех уровней и залов Лувра. Впечатления от портрета Моны Лизы, как и у Елены: ни постоять, ни посмотреть, ни даже пробиться поближе было невозможно,- в зале толпа народа. И все, естественно, хотят заснять — если уже и не себя, любимого, на фоне шедевра, то хотя бы через головы поднятыми руками сам шедевр. А он такой маленький в большом зале… и под стеклом)
      Наверно, если попасть с самого открытия в утренние часы, то и там можно спокойно всё посмотреть. Но разве попадёшь…

  6. Ольга Парфенова

    Это огромная мечта всей жизни посетить Лувр.

  7. Светлана

    Когда говорят о Лувре сразу вспоминаются книги Александра Дюма. Для меня — это женщины в красивых платьях, бал, блеск украшений.

  8. Ирина

    Татьяна, спасибо за рассказ и чудесную экскурсию по Лувру. На стеклянных пирамидах теперь фото, так непривычно видеть это. А Венеру вы отлично сняли!

  9. Lora

    Читала статью и вспомнила роман Дэна Брауна «Код да Винчи», мне нравятся романы этого писателя, к тому же в его романах много интересного о таких местах, как Лувр, Ватикан и прочих…

  10. Лара

    Бесподобное путешествие вы нам организовали, Таня! К тому же для людей, лишь читавших о чудесах Лувра, о Париже, это просто великолепная экскурсия, подтвержденная интересными фотографиями!

  11. Анна

    В большой толпе трудно проникнуться настроением, глядя на картины. Здорово прийти в Лувр, когда в нем мало народа. Да вот бывает ли такое время?