Писатель ю поляков избранное том 1

Современная мировая литература, и российская в частности, заполнена писателями-однодневками, но при этом испытывает дефицит качественных произведений, поднимающих актуальные темы. А еще 38 лет назад в выпуске «Московского комсомольца» появилось небольшое стихотворение никому тогда еще не известного поэта Полякова Юрия. Талант молодого поэта оценили и читатели, и литературные критики, поэтому уже в 1982 году молодой человек регулярно печатался в литературных изданиях.

Детство и юность

Поляков Юрий Михайлович родился в простой московской семье 12 ноября 1954 года. Михаил Тимофеевич Поляков работал на заводе электромонтером, а Лидия Ильинична по специальности технолог. Еще ребенком мальчик любил читать, в подростковом возрасте начал писать стихи. Биография писателя не раскрывает факты о его детстве, поэтому о том, как рос Юрий, практически ничего не известно.

Литературный талант одаренного парня открыла его учительница русского языка и литературы. Учитывая способности и склонности юноши, с будущей профессией он определился легко. Окончив школу, Юрий поступил в Московский областной педагогический институт им. (сейчас Московский государственный областной университет).

Еще студентом Юрий преподавал русский язык и литературу в московской школе. А в 19 лет Поляков записался в Литературную студию при Московском городском комитете Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи в Москве.


Юрий Поляков в молодости (слева)

Получив диплом по специальности русская филология, молодой человек читал курс русского языка и литературы в специальном общеобразовательном учреждении для работающих молодых людей – школе рабочей молодежи. Но вскоре Юрий отправился в армию. Во время службы цепкий взгляд и критичный ум начинающего писателя отмечали все недостатки воинской службы Советского Союза.

В первую очередь поразил Юрия уровень дедовщины в российской армии. Срочную воинскую службу Поляков проходил заряжающим самоходную артиллерийскую установку «Акация» в Группе советских войск в Германии – оперативно-стратегическом формировании войск Вооружённых Сил СССР. Тогда в его голове уже зрел образ будущего произведения.

Литература

Посетив семинар советской поэтессы Ларисы Николаевны Васильевой, Юрий начал оттачивать свое мастерство в написании стихов. Прозе начинающий писатель учился у Вадима Витальевича Сикорского. В 1974 году, когда Юрий еще был студентом филологического факультета, в ежедневном периодическом издании «Московский комсомолец» опубликовали первое стихотворение Полякова, а спустя три года в этой же газете вышел уже целый цикл стихов молодого поэта.


Во время службы в рядах советской армии Юрий вынашивал идею будущей повести, однако, вернувшись в Москву, устроился в школьный отдел Бауманского районного комитета комсомола, отложив на время литературное творчество. Но проработав всего один год, Поляков стал корреспондентом еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».

Со временем талантливый журналист занял должность главного редактора. В 1979 году Юрий начал сотрудничать с общественно-политическим еженедельником «Литературная газета». Работая в публицистике, Поляков не оставлял планов на литературную деятельность. В 1979 году Юрий опубликовал первый поэтический сборник «Время прибытия», а спустя два года вышла книга стихов «Разговор с другом». Но стихи не принесли долгожданной популярности автору.


Еще в начале 1980-х годов Юрий сел за свою первую серьезную работу «Сто дней до приказа». Идею произведения Поляков вынашивал еще со времен службы в армии. В основу повести легла основная на тот момент социальная проблема советской армии – дедовщина. Несмотря на очевидную художественную ценность произведения, военная цензура не пропустила его в печать.

Только в 1987 году, в период нестабильной политической ситуации в стране, после инцидента с немецким самолетом, севшим в самом центре Москвы, – главный редактор литературно-художественного журнала «Юность» принял решение опубликовать повесть Полякова. На возражения цензоров Дементьев ответил в резкой форме, напомнив о событиях с немецким самолетом, послуживших провалом советской армии.


В 1990 году на телевизионные экраны вышел фильм режиссера Хусейна Эркенова, в основу которого легла повесть Юрия. Однако сам автор оценил его невысоко, заявив, что он снят не реалистично, а в стиле сюрреализма. Двумя годами ранее «Ста дней до приказа» в том же издании опубликовали повесть «ЧП районного масштаба», которая также была экранизирована.

Став популярным, Юрий Михайлович в 1990-х годах прошлого столетия выпустил несколько социально-философских романов, которые были высоко оценены как читателями, так и критиками.


Одновременно с литературной работой писатель готовил кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству советского поэта и писателя Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году Юрий Михайлович защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата филологических наук и стал членом Союза Писателей СССР.

В 2001 году Поляков занял должность главного редактора «Литературной газеты», с которой сотрудничал на протяжении 22 лет. Широкую популярность в публицистике писатель приобрел в 2000-х годах после выхода в свет социально-политических очерков «Молчание кремлят».


Среди литературных критиков творчество Юрия Полякова принято относить к стилю гротескного реализма. После распада Советского союза книги Полякова были переведены на иностранные языки, включены в школьную программу, а тексты стихотворений легли в основу песен.

Добившись славы на литературном поприще, Юрий Михайлович отправился покорять российское телевидение. В 2010 году писатель появился на экранах в роли ведущего программы «Контекст» на государственном канале «Россия-Культура». Благодаря активной социальной и политической позиции через два года Юрия Михайловича включили в список доверенных лиц .

Личная жизнь

О личной жизни Юрий Михайлович предпочитает не говорить. Известно, что писатель женат на Наталье Ивановне Поляковой, которая по профессии программист.


В браке у пары появилась единственная дочь Алина, которая пошла по стопам отца и стала филологом. Алина Юрьевна замужем за Максимом Шелудяковым. Дочь Полякова родила писателю двоих внуков – Егора и Любовь.

Юрий Поляков сейчас

Увлекшись политикой, писатель не оставил искусство, но немного изменил направление деятельности. Сейчас Юрий Михайлович пишет пьесы, которые собирают полные залы не только в российских театрах, но и за пределами страны. Сейчас писатель стал активным политическим деятелем, входит в состав Совета по культуре и искусству и в президиум Общества русской словесности.


Осенью 2016 года вышла в свет книга из серии «Жизнь замечательных людей» под названием «Последний советский писатель», посвященная творчеству Юрия Полякова. А в январе 2017 автор представил читателям сборник стихотворений, рассказов и эссе «Перелетная элита».

Летом 2017 года Юрий Михайлович принял участие в литературном фестивале «Волжская волна», который проходил в виде семинаров и круглых столов на пароходе, совершавшем круиз по Волге. Учитывая активную политическую позицию писателя, в ноябре 2017 года он посетил Севастополь, где провел творческий вечер с поклонниками своего творчества. По той же причине Юрию Михайловичу запрещен въезд на территорию соседней Украины.


В этом же 2017 вышла книга «По ту сторону вдохновения», которую сам автор называет «мемуарной публицистикой». В произведении Юрий Михайлович раскрывает секреты успеха своих работ, рассказывает о политических и культурных событиях в России в 90-х в целом и в лицах (например, вспоминает знакомство и смерть знаменитого журналиста ).

Кроме того, Юрий Поляков – частый гость на политических ток-шоу на телевидении и радио. В программе «Особое мнение», которая выходит в эфире радиостанции «Эхо Москвы», писатель появляется едва ли не ежемесячно, обсуждая с ведущим острые политические и социальные вопросы современной России.

Библиография

  • 1979 – «Время прибытия»
  • 1981 – «Разговор с другом»
  • 1985 – «ЧП районного масштаба»
  • 1987 – «Сто дней до приказа»
  • 1990 – «Апофегей»
  • 1994 – «Демгородок»
  • 1995 – «Козленок в молоке»
  • 1999 – «Порнократия»
  • 2005 – «Грибной царь»
  • 2008 – «Гипсовый трубач, или Конец фильма»
  • 2015 – «Любовь в эпоху перемен»
  • 2017 – «По ту сторону вдохновения»

Родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Отец - Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтёр. Мать - Полякова Лидия Ильинична, технолог. Способности Полякова впервые выявила школьная учительница литературы И. А. Осокина. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. На старших курсах стал работать учителем. Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Ларисы Васильевой). Стихи начал писать ещё в школе, а с 1973 году занимался в Литературной студии при МГК ВЛКСМ и Московской писательской организации.
Первую повесть Полякова «Сто дней до приказа», изобличавшую дедовщину в Советской Армии, заблокировала военная цензура. Однако после посадки немецкого лётчика М. Руста на Красной площади главный редактор журнала «Юность» Андрей Дмитриевич Дементьев решил повесть напечатать. Дементьев позвонил в военную цензуру и уведомил о предстоящей публикации. «Но мы её не пропустим», - заявил цензор. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» - ответил редактор. Вскоре повесть «ЧП районного масштаба» была экранизирована, затем вышли фильмы и по другим произведениям.
Поляков резко отрицательно отзывается о «перестройке» и распаде СССР, считая, что в те годы Россия показала миру «как не надо реформировать страну». В ночь с 22 на 23 декабря 2009 года в Переделкино было совершено нападение на дом Полякова, в ходе которого пострадали жена и домработница. По мнению Полякова, нападение связано с его борьбой против попыток рейдерского захвата посёлка писателей. Поляков полагает, что руководство Литфонда планирует выселить писателей, а затем за счёт инвесторов выкупить элитные земли и застроить их коттеджами.
Поляков - член Союза писателей и Союза журналистов Москвы. Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, сопредседатель президиума МООП «Международный литературный фонд», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве обороны РФ, член Общественного комитета содействия развитию библиотек России. В 2005-2009 гг. входил в президентский совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека
В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Поляков был включён в чёрный список российских граждан, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины.

Геометрия любви



Тема возможного разрыва семейных связей и их восстановления очень важна для автора. Что каждый из нас понимает, говоря о семье: «Муж и жена – одна сатана» или «Браки совершаются на небесах»? И что для современного мужчины семья – дар Божий или проклятие, наложенное на него, поскольку он инстинктивно стремится к абсолютной свободе?

Замыслил я побег



Положенный в основу одноименного многосерийного телевизионного фильма роман Юрия Полякова - семейная эпопея, вбирающая в себя историю страны, семьи, отдельной личности. Это сплетение личных драм, которые разыгрываются на широком историческом фоне, начиная с брежневской эпохи через перестройку и вплоть до нашего времени. Это захватывающий сюжет, яркие характеры, социальная острота, тонкий юмор и утонченная эротика, а кроме того, глубокие и неожиданные размышления о тайнах супружеской жизни. Легкий писательский юмор придает неповторимое очарование этой захватывающей и динамичной трагикомедии о «лишних людях» конца двадцатого века.

Возвращение блудного мужа



Повесть `Возвращение блудного мужа`, посвящена вечным проблемам семейного счастья, которые писатель с привычной виртуозностью облекает в зримые художественные образы, завораживая читателя динамично закрученным сюжетом, искрометным юмором и утонченной эротикой.

Грибной царь



Многочисленные любители прозы Юрия Полякова не будут обмануты в своих ожиданиях. Его новый роман - это и психологическая драма с настоящим «героем нашего времени», и классический детектив, где тайна раскрывается на самых последних страницах, и история любви, и сатирический портрет современного общества со всеми его бедами и пороками, спасти от которых может лишь мифический Грибной царь…

Гипсовый трубач или конец фильма



Придирчивый Жарынин отвергает один за другим варианты сценария для его нового фильма. В поисках подходящего сюжета они с Кокотовым перебирают множество историй, все больше отвлекаясь. Кокотову приходится нелегко – трезво мыслить ему мешает внезапно вспыхнувшее чувство, судя по всему, взаимное. Между тем, пытаясь спасти Дом ветеранов от бандитов-рейдеров, писатель и режиссер попадают на прием к высокому чиновнику и даже вступают в переговоры с жуликами.

Козленок в молоке


«Козленок в молоке» – это остроумный сатирический роман о том, как полуграмотного мытищинского мужика можно легко превратить в гениального богемного писателя-авангардиста. Герой романа молод, легкомыслен и немного заносчив. Он влюблен, а потому чувствует себя всемогущим и берется на пари сделать из первого встречного гения, который, не написав пи единой строчки, станет знаменитым писателем… Главное, чтобы об этом, кроме спорящих, не знала ни одна живая душа. Но никто не знает, какую цену придется заплатить за невинный розыгрыш.



Мои релизы - здесь!

Россия, 12.11.1954Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. По его собственному признанию, огромное влияние на Юрия Полякова оказала учительница литературы И.А.Осокина. В 1972 году Юрий Поляков поступил на филологический факультет Московского областного педагогического института., без отрыва от учебы начал работать учителем. Стихи он начал писать еще в школе, а с 1973 года занимался в Литературной студии при МГК ВЛКСМ и Московской писательской организации, посещал семинар поэта Вадима Сикорского. Первое стихотворение Юрия Полякова было опубликовано в 1974 году в газете Московский комсомолец, а через три года там же увидела свет большая подборка стихотворений. После окончания института Поляков недолгое время преподавал в школе рабочеймолодежи, а потом его призвали в армию. После армейской службы он начал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола, а через год перешел в газету Московский литератор, где проработал до 1986 года, из корреспондента став главным редактором.В 1979 году у Юрия Полякова вышла первая книга стихов Время прибытия, а в 1981 году – новая, Разговор с другом. Огромную известность писателю принесли повести Сто дней до приказа и ЧП районного масштаба – написанные в самом начале 1980-х годов, они были опубликованы лишь с началом перестройки: в январе 1985 году ЧП... напечатал журнал Юность, а через два года – и Сто дней.... Вскоре повесть ЧП районного масштаба была экранизирована, и главную роль в фильме сыграл актер Игорь Бочкин. Своинаблюдения над жизнью современного общества Юрий Поляков отразил в книгах Демгородок, Апофегей, Козленок в молоке. Одна из последних работ писателя – любовно-детективная повесть Небо падших.

Юрий Поляков

Плотские повести

ПОДЗЕМНЫЙ ХУДОЖНИК

Но есть минуты, темные минуты…

Н. Гоголь. Портрет

Эта история началась в душный июльский день, когда жара, точно изнурительно пылкая любовница, преследует и мучает, не оставляя в покое ни дома, ни на службе, ни за городом…

Темный, отливающий рыбьей синевой «мерседес» остановился на углу Воздвиженки и Арбатских ворот, в самом, что называется, неположенном месте. Постовой милиционер, радостно помахивая жезлом, заспешил к нахальному нарушителю. Но, увидав номер, содержавший какую-то, наверное, только ГАИ внятную тайну, он поморщился, отвернулся и стал высматривать иную поживу, побезопаснее.

Открылась автомобильная дверца, и наружу вылез плечистый, коротко остриженный парень, одетый в черный костюм, в каких обычно ходят телохранители и похоронные агенты. Нос у парня был сломан самым чудовищным образом. Он поежился, будто из прохладного предбанника попал в жаркую парную, и, почтительно склонившись, помог выбраться из машины молодой женщине, точнее, даме.

Она была хороша! Высокая, стройная, но без этой подиумной впалой членистоногости, которая почему-то выдается теперь за совершенство. Наоборот, ее узко перехваченная в поясе фигура обладала всеми необходимыми слабому полу достоинствами, волнующе очевидными под беззащитным летним шелком. Собранные в узел темно-золотистые волосы открывали высокую шею, перетекавшую в плечи таким необъяснимым изгибом, что просто дух перехватывало.

Выйдя из машины, женщина тут же надела большие темные очки, поэтому залюбовавшийся прохожий мог оценить лишь тонкий прямой нос, нежный подбородок и ярко-алые губы, нарисованные с художественной основательностью - такую могут себе позволить лишь немногие женщины, для которых тратить время и тратить деньги - примерно одно и то же.

В прежние годы подобных красавиц можно было встретить в кино, на улице и в общественном транспорте. По этому поводу кто-то даже сочинил двустишие:

Затосковал? В метро сходи ты!

Там обитают афродиты…

Но пришли новые времена. Одни красавицы уехали за обеспеченным счастьем в дальние страны, другие заселили телевизор, а третьи заточены теперь в подмосковных замках, окруженных трехметровыми заборами, и в город приезжают разве что в дорогих машинах с непроницаемыми стеклами. Очевидно, их мужья и любовники ни в коем случае не желают делиться со всем остальным миром ухваченной по случаю красотой. Нет, конечно, на столичных улицах еще можно иной раз увидеть совершенство, разглядывающее витрину бутика, но в подобных редких случаях автор этих строк, к примеру, чувствует себя орнитологом, обнаружившим на ветке дворового тополя жар-птицу.

Костя, вы останетесь здесь!

Но, Лидия Николаевна, Эдуард Викторович меня уволит…

Я вас тоже могу уволить!

Увольняйте!

Она пожала плечами, вздохнула и сказала уже не так строго:

Но вы можете хотя бы постоять в стороне? Вы же всех распугаете!

Это входит в мои обязанности.

Костя! - она уже почти просила.

Ладно. Но если что-нибудь…

Все будет хорошо!

Женщина поправила волосы и пошла к подземному переходу.

Куда это она? - поинтересовался, высунувшись из машины, водитель.

Хочет, чтобы ее нарисовали, - объяснил Костя с развязностью, с какой обслуга, оставшись наедине, обсуждает хозяев.

В такую жару?!

Чудит! - телохранитель недоуменно хрюкнул перебитым носом и двинулся вслед за ней.

Лидия Николаевна - чуть боком, из-за высоких каблуков, но все равно грациозно - спустилась вниз и подошла к тому месту, где на складных стульчиках сидели художники с большими папками на коленях. Возле каждого на треногах красовались рекламные портреты, обязанные очаровывать и заманивать легкомысленных прохожих. На рисунках были изображены в основном знаменитости: например, Алла Пугачева, так широко разинувшая поющий свой рот, точно хотела проглотить микрофон. Но если с большим трудом можно все-таки предположить, что великая эстрадница когда-то ненароком, из озорства и забредала в этот переход, то обнаженный по пояс, мускулатурный Сталлоне едва ли появлялся тут со своим огромным ручным пулеметом. А уж Мадонна с младенцем и подавно…

В подземном переходе веяло бетонной прохладой, и, наверное, поэтому художники, обыкновенно мающиеся в ожидании клиентов, были заняты работой: с внимательной иронией они вглядывались в лица граждан, застывших перед ними на складных стульчиках, и чиркали по ватману остренькими карандашиками, угольками или пастельками. И только к одной треноге вместо рекламной фантазии был прикреплен небольшой простенький портрет девочки-школьницы, улыбающейся и в то же время страшно расстроенной.

«Наверняка, паршивка, получила двойку, - подумала женщина, - а родителям наврала, что пятерку. Может, даже в дневнике переправила, как Вербасова. За это ее повели сюда - рисоваться, а она сидит и переживает…»

Художника около треноги не оказалось. Лидия Николаевна снова вздохнула и стала прогуливаться по переходу, сравнивая изображение на листах с лицами оригиналов, замерших в ожидании сходного результата и еще не ведавших о предстоящем разочаровании. Никто из подземных художников явно не обладал чудесным талантом портретиста, способного, как сказал поэт Заболоцкий, «души изменчивой приметы переносить на полотно». Некоторые из них, заметив богатую скучающую клиентку, явно заторопились. Один, напоминавший Сезанна, но только лысиной и бородой, даже крикнул:

Минуточку, мадам, я заканчиваю!

Посадив на лист несколько совершенно необязательных штрихов, он схватил баллончик с лаком для волос и попшикал на портрет, потом несколько раз взмахнул ватманом в воздухе и вручил его растерянной юной провинциалке, позировавшей, намертво зажав между ног большую дорожную сумку. Лидия Николаевна не случайно обратила на девушку внимание: именно такой, испуганной и больше всего на свете боящейся остаться без багажа, она сама почти десять лет назад приехала в Москву из Степногорска.

Разве это я? - удивилась провинциалка.

А кто же еще? - хрипло засмеялся псевдо-Сезанн и выхватил из ее пальцев заготовленные деньги.

Не похоже…

Как это - не похоже? Вы просто никогда не смотрели на себя со стороны!