Мир глазами hentiamenti - Сами знаете что. Что означает поговорка «дьявол кроется в деталях»

Дьявол (кроется) в мелочах - поговорка, означающая: При реализации крупного плана, ошибки в мелочах, деталях приводят к провалу.

Пословица применяется также в следующих вариантах - "Дьявол кроется в деталях", "Дьявол в деталях".

Пословица пришла к нам из европейских языков. Она не указана в книге " " (1853 г.) .

Так, на английском эта пословица пишется как - (The / A) Devil (is) in the detail(s)" (дьявол в деталях).

Применяются также варианты: Управление в мелочах (деталях) ("Governing (is) in the Detail(s)"), правда в мелочах (деталях) ((The) Truth (is) in the Detail(s)").

Есть сведения, что пословица имеет германское происхождение (публикация в Вашингтон пост, 8 июля 1978 г.).

Примеры

Крис Андерсон (Chris J. Anderson)

TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям (Chris J. Anderson TED TALKS: THE OFFICIAL TED GUIDE TO PUBLIC SPEAKING), 2016 год, перевод на русский язык Новикова Т. О. (2016 г.):

"Да, есть некие основные принципы. Но при работе с визуальными материалами дьявол кроется в деталях ."

There is an old German saying ... that the devil is in the details .

Many issues remain unresolved. As one... official put it, ‘the devil is in the details , and we don"t know what those details are yet.’

The green paper... gives no detail. And that is part of the trouble. In planning the devil is in the detail . We need to have much more detail before knowing what to make of the green paper.

Мяв, получил несколько личных сообщений от френдов, которые беспокоятся: куда я пропал. Докладываюсь: жив, просто сил не очень много, поэтому стараюсь внешнюю активность не проявлять. Раз уж решился вылезти из своей берлоги, вот свеженький (сентябрьский номер “Italia”) текст об одном из замечательнейших художников ХХ века Джорджо Моранди (точнее, о природе искусства вообще).
И ещё: получил горестную весть об уходе Шеймаса Хини. Попробую о нём написать - один из поистине великих поэтов нашего времени. А пока жую сопли и переслушиваю подаренный мне многодисковый сет с его авторским чтением.

Бог или Дьявол кроется в деталях?
Гений кроется в деталях - одна из наиболее бесспорных аксиом искусствоведения. Отличие подлинного шедевра от преходящих конкурентов заключается в убедительности зафиксированного им мира. А она напрямую зависит от выпуклости и символичности деталей. Произведение искусства может быть обращённым к современникам мощным, внятным высказыванием, но длительную жизнь ему гарантирует лишь внимание потомков - как правило, мало понимающих, каков был изначальный импульс творения. Либо - воспринимающих его с неизбежными искажениями, привнесёнными изменившейся картиной мира (или, как нынче модно говорить, «культурного контекста»).
Едва ли не идеальный пример - «Божественная комедия». Современному читателю безразличны нюансы политических баталий эпохи Данте - все эти разборки между гвельфами и гибеллинами - а текст продолжает жить. Гремучая смесь обличительного памфлета (по злободневности для современников сравнимая разве что с «Архипелагом ГУЛАГ», либо воплощающейся в жизнь у нас на глазах антиутопией Пелевина), пронзительной любовной истории и дерзкой, на грани ереси, теологии столетия спустя обрела абсолютную самодостаточность. Любое соприкосновение с подобными универсальными шедеврами - будь то мир Гомера, Микеланджело, Шекспира или Толстого - подобно попытке заглянуть в иное измерение. В нём всё узнаваемо, всё убедительно и достоверно, за единственным исключением - от подлинного, данного нам в ощущениях, этот мир отличен тем, что смертному суждено пребывать в нём лишь гостем. Чтобы, рано или поздно, вернуться к опостылевшей реальности.
Если Создатель впрямь сотворил человека по Своему образу и подобию, то феномен искусства - одно из наиболее очевидных доказательств Его существования. Ибо «образ и подобие» подразумевают, помимо прочего, жажду творчества - точнее, эстафету творения . А в обустраивании мира мелочей не бывает - всякая букашка или былинка должны обладать не меньшей достоверностью, нежели главные герои. Речь о демиургической функции искусства: если творчество есть созидание суверенного мира, то воплощённый тобой мир рано или поздно вступит в противоречие с тем, в котором ты родился. С теологической точки зрения это преступление. Грех сатанинской гордыни, сподвигший Лукавого взбунтоваться против Создателя, обусловлен именно попыткой поставить себя на место Господа . В этом смысле всякий, всерьёз занимающийся искусством, в сущности, восстаёт на Творца всего сущего. Либо тем, что дерзает «улучшить» Его творение (читай - исправить ошибки и недочёты), либо - вовсе пытаясь создать альтернативу. Недаром для европейских романтиков образ Демона оказался столь привлекателен.
Побочным филологическим подтверждением сказанному служит поговорка «Дьявол кроется в деталях», ставящая между гением и прародителем зла знак равенства. Истолковать тождество двух фразеологем поможет погружение в историю. Как ни странно, утверждение о кроющемся в деталях дьяволе имеет недавнее происхождение. Поиск первоисточника приводит к статье германо-американского архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ, чьи работы в значительной степени определили градостроительный облик современного мира. Тут-то и начинается любопытное, ибо датированная 1959 годом статья одного из создателей «интернационального стиля» в “New York Herald Tribune” именовалась “God is in the details”. Незаметная подмена Бога Дьяволом была произведена на все лады перепевающими крылатую фразу американскими масс-медиа, адвокатами и рокерами. Что, если вдуматься, предсказуемо - “The Devil is in the details” с фонетической точки зрения вкуснее и убедительнее. Но стоит не полениться, и мы выясним, что Мис ван дер Роэ в своей статье процитировал великого француза Стендаля - не только блистательного стилиста, но и автора «Истории итальянской живописи» (1817).
Предпринятый литературный экскурс возвращает нас к соотношению целого и детали в искусстве. В разные эпохи художники относились к «мелочам» по-разному. Одни считали, что всё, запечатлённое на холсте, должно стягиваться к смысловому центру, другие шли на композиционные эксперименты - так на полотне Карпаччо маленькая собачка, сидящая слева от святого Иеронима, приковывает внимание едва ли не более властно, нежели её хозяин. Проблема соотношения частного и целого - один из важнейших вопросов, над которым искусство и философия ломают голову от момента рождения. Ибо вопрос этот уходит корнями в проблему соотношения жизни и её Создателя. Либо - политкорректная поправка для агностиков и материалистов - фундаментальных принципов мироустройства.
Перейдём от абстрактных умствований к конкретике. У меня есть друг, замечательный художник. Он не вписан в табель о рангах современного арт-бизнеса, с брезгливым недоумением относится к «актуальному искусству». Сидит у себя в берлоге и - изо дня в день - покрывает краской холсты. Порой они продаются, чаще - ставятся в угол либо раздариваются друзьям. Время от времени я, из лучших побуждений, пытаюсь сподвигнуть его «покрасить» что-то более востребованное публикой. Подбрасываю сюжеты. Он отмахивается: «Ты не понимаешь, всё это литература». Он может неделями работать над холстом, хотя на мой дилетантский взгляд кажется, что картина вообще не меняется. Интуитивно понимаю: человека интересуют тончайшие нюансы соотношения цветов на полотне. Наверное, это и есть живопись - в беспримесном изначальном смысле. По крайней мере, поток юных художников в мастерскую моего друга не иссякает.
Не так давно он признался, что затеял цикл холстов с двухфигурной композицией. Обычно ироничный и сдержанный, горячился, объясняя: «Многофигурную любой дурак покрасит, а вот правильно соотнести одно с другим - самое сложное, высший пилотаж». И тут до меня дошло, как мы схожи: Ваш покорный точно так же бьётся над тем, чтобы нащупать свежий просодический ход в классическом размере - который в итоге будет оценен (либо вовсе незамечен) десятком коллег-стихотворцев. Во времена советского детства и отрочества это брезгливо именовалось «искусством для искусства». Полагалось занятием если не постыдным, то не очень достойным: формой эскапизма. Если не онанизма. Искусство (с большой буквы «И») считалось некой миссией, «высоким служением», а сам художник (поэт) - фигурой исключительной, едва не героической. Что казалось довольно лестным и находило весомое подтверждение в истрической реальности: от Сталина, вопрошающего Пастернака о Мандельштаме, до Папы Юлия II, насильно принудившего Микеланджело расписать потолок Сикстины. Проще говоря: «поэт в России больше, чем поэт» - а художник в Италии больше, чем художник.
Годы спустя мозги прочистила строка Иосифа Бродского: «Искусство есть искусство есть искусство». Мысль, что стремление стать «больше чем» для искусства не только излишне, но и попросту губительно, вероятно, приходит лишь с опытом. Смолоду всяк бывал заворожен «штурмом и натиском». Но за романтической «штурмовщиной» следует похмелье, из которого на пальцах считанное число выходов. Либо смирить амбиции и «сыграть на понижение» - т.е. переквалифицироваться в потешающую, украшающую и ублажающую публику ремесленную «обслугу». Либо попробовать себя в роли «учителя жизни», что на практике удаётся считанным единицам, а чаще чревато чудовищной карикатурой. Либо - вовсе забросить занятия искусством.
До недавнего времени я считал, что иных вариантов попросту не существует, и лишь недавно открыл для себя самый простой (и потому наименее очевидный) выход из ситуации. Помогло знакомство с творчеством итальянского художника Джорджо Моранди (1890–1964). Данный текст - дань признательности мастеру, которого я, без малейшего преувеличения, считаю одним из самых значительных мастеров ХХ века.
Перенесёмся в Италию начала минувшего столетия. Со времени объединения прошло несколько десятилетий. Итальянцев, как единой нации, пока не существует: Север и Юг относятся друг к другу с подозрительностью, и говорят едва ли не на разных языках. Мировые денежные потоки, столетиями проходившие через банкирские дома Генуи, Флоренции и Милана, переместились в иное русло. Пальма первенства в искусстве утрачена, и даже законодателями мод стали французы. Каждый итальянец с молоком матери сознаёт, что появился на свет в центре мировой культуры - легко ли примириться с мыслью, ты являешься лишь хранителем (если не экспонатом) заштатного провинциального музея? Пусть и очень почитаемого.
Именно поэтому удрал в 1906 году в Париж Амедео Модильяни: достижения французских импрессионистов обещали больше, чем опыт его первых учителей - художников тосканской школы «макьяоли». Модильяни и Моранди - трудно найти художников, более полярных по отношению друг к другу. И биографически: рано ушедший в легенду Модильяни - и безвылазно просидевший в родной Болонье Моранди. И творчески: Модильяни полагал «наивысшим созданием природы» человеческое лицо и стремился «изобразить душу» - Моранди рисовал непритязательные (на первый взгляд) натюрморты, состоящие из предметов домашнего обихода. Оба начинали как скульпторы, и оба оказали формообразующее влияние на дальнейшее развитие живописи. Но если о Модильяни - хотя бы понаслышке, из книг и фильмов - знает каждый, то имя Моранди по сей день известно крайне узкому кругу ценителей. Хотя картины его почитают за честь иметь в коллекции крупнейшие музеи (два натюрморта есть у нас в Эрмитаже), а корифеи мирового кинематографа Феллини (в «Сладкой жизни») и Антониони (в «Ночи»), воздали мастеру дань признательности и восхищения.
Причина проста - при жизни Моранди не был озабочен созданием и поддерживанием мифа о себе. В отличие от коллег по цеху, законно полагавших, что любая известность способствует продаваемости полотен, он не стремился оказаться в центре внимания, жил скромно и уединённо. Запоздалая слава настигла Моранди лишь в последние годы жизни. И тогда «выключенность» из мира обрела черты легенды. Не менее убедительной, чем богемное (впоследствии - гламурное) бытование коллег по цеху.
Краткий пунктир биографии. Моранди родился в Болонье, в семье торгового служащего. Он был одним из пяти детей: помимо рано умершего младшего брата, у Джорджо было три сестры, с которыми художник поддерживал близкие отношения на протяжении всей жизни. Шестнадцати лет отроду юноша попробовал работать в конторе отца, но природная склонность взяла верх, и на следующий год Моранди поступил в Академию Изящных Искусств Болоньи. Первые годы он слыл едва ли не самым прилежным и многообещающим учеником, потом вступил в конфликт с собственными профессорами. Причина - поиски художественного языка. Амплитуда их огромна: с одной стороны, Джорджо попадает под влияние только что открытых Сезанна и Анри Руссо, с другой - предпринимает поездку во Флоренцию и Ареццо, чтобы познакомиться с работами Джотто, Учелло и Мазаччо. Его одноклассниками в Академии оказываются будущие футуристы Освальдо Лицини и Северо Позатти. Моранди ненадолго сближается с футуристами, принимает участие в их выставках в Риме и Болонье. Расплата - недовольство профессуры и выпускной балл, позволяющий работать лишь учителем рисования в начальной школе.
Единственное соприкосновение Моранди с историческими событиями ХХ века - его призыв на военную службу в годы Первой Мировой. В сражениях Джорджо не участвует, он всего лишь мирно несёт службу в расквартированном в Парме гренадёрском полку. Но месяц в армии стоит глубочайшего нервного срыва - Моранди демобилизуют по болезни. Завершается и его кратковременный роман с футуризмом - впоследствии художник уничтожил большую часть работ этого периода. Дальнейшая его жизнь лишена каких-либо значимых событий. Моранди преподаёт рисунок в школах, а с 1930 года на четверть века становится профессором гравировального искусства в Академии. Из Болоньи он практически не выезжает - разве что проводит летние месяцы в апеннинской деревне Гриццана. Политикой не интересуется, от художественной жизни дистанцируется. Исключением можно считать кратковременное сближение с группой «Метафизическая живопись» (“Pittura metafisica”), объединившейся в 1918 году вокруг журнала «Пластические ценности» (“Valori Plastici”). Но, хотя Моранди принимает участие в их коллективных выставках, от эстетических дискуссий, сопровождающих жизнь всякой авангардной компании, он далёк. Основатели школы - Джорджо Де Кирико, Карло Карра и Альберто Савинио - ведут бурную богемную жизнь, публикуют теоретические работы, делят пальму первенства. Моранди рисует. Де Кирико декларирует, что целью школы является попытка «найти метафизическую грань между миром живого и неживого», вкладывает в полотна всю пропущенную через себя поэзию и философию. Моранди рисует. Он принципиально отметает сюжетные, смысловые, «литературные» (как говорят художники) аспекты, сосредотачиваясь на тончайших нюансах сочетаний цвета и композиции. В итоге именно ему - самому неактивному и почти случайному члену группы - удаётся лучше, чем кому-либо, выразить «метафизику простых вещей». Правда, потратив на это целую жизнь, и продвигаясь вперёд чрезвычайно медленно, постепенно, шаг за шагом.
Де Кирико к тому времени возвращается в лоно академизма, Кара тоже эволюционирует к более реалистической манере, Савинио сначала сближается с сюрреалистами, а потом целиком отдаётся литературной деятельности. А Моранди продолжает рисовать бесконечные натюрморты - словно пытаясь действительно проникнуть в «душу вещей». Для начинающих живописцев богатейшей школой мастерства может стать знакомство с его работами в хронологической последовательности. Со временем из натюрмортов уходят характерные для «метафизической живописи» манекены, и остаётся лишь простое сочетание кухонной утвари: кофейников, чашек, бутылок. А потом и вовсе одних бутылок. Каждый последующий натюрморт, кажется, пытается сделать следующий шаг по отношению к предыдущему - решить некую локальную, но придающую смысл холсту пространственную или цветовую задачу. Моранди один из тончайших колористов за всю историю живописи - но со временем цвет у него начинает играть едва ли не подчинённое значение. Художника интересует уже не цвет, относящийся к материальным формам, а свет. Сначала заполняющий пространство между ними, потом - излучаемый самими предметами. Людей он, кажется, не рисовал вовсе - за исключением собственного автопортрета. Пейзажей у Моранди немного, и они призваны решать те же формальные задачи, что и натюрморты. Композиции из бутылок, составляющие львиную долю творческого его наследия, именуют «бутылями света». Хотя сам художник утверждал: «Я рисую не бутылки, я рисую соборы».
Здесь мы касаемся важного нюанса. По логике, само понятие «живопись» антинонимично натюрморту. Запечатлевая на холсте людей, животных или растения - принадлежащие миру живых - художник стремится подарить им бессмертие. Ибо дар жизни скоротечен и преходящ. Поневоле он прибегает к инструментарию неживого мира - ведь полотно или статуя, сколь бы живыми они ни казались, всё равно остаются мёртвыми холстом и красками, мрамором и бронзой. Вековая тоска по невозможности средствами искусства достичь живой жизни воплощена в мифе о Пигмалионе.
Натюрморт изображает мёртвую природу. Что, на первый взгляд, довольно бессмысленно. Некогда жанр считался маргинальным, служащим лишь украшению быта. Но в ранних натюрмортах Моранди вещи, кажется, оживают - едва ли не как в сказках Андерсена. Каждая обладает собственным характером, находится с соседями в неких таинственных отношениях. Впоследствии эта попытка «очеловечить» вещи уступает поискам в области чистых форм. Моранди признавался, что был заворожён мыслью Галилея: «Книга природа написана на языке математики, её буквами служат треугольники, окружности и другие математические фигуры, без помощи которых человеку невозможно понять её речь». В последние годы жизни мастер стремится запечатлеть уже не вещи - а как бы изнанку вещей. То, в чём заключается общность и различие между объектами живой и неживой природы.
И тут мы возвращаемся к началу рассуждения. Подобный кропотливый эксперимент требует усердия и долгого дыхания, терпения и несуетности, пристального внимания к мельчайшим деталям - тем самым, в которых заключён всё-таки не Дьявол, но Бог. Ибо человек, взваливший на себя этот труд, движим не гордыней состязания с Творцом, но смирением и благодарностью за то, что удостоился стать Его подмастерьем.

Добро пожаловать в мой мир .

Добрый вечер, дорогие друзья. Они же коллеги, они же читатели.

Последние десять-пятнадцать лет я регулярно испытывал проблемы в общении с людьми. Нет, это не то, что вы подумали (нет, и не это тоже). Дело в том, что мне обычно оказывается крайне сложно объяснить, что я в действительности думаю о себе, вас, людях вообще, обществе, мире, реальности, сознании, языке, мысли, значении, смысле, рациональности, эмоциях и чувствах, тех или иных социальных институтах.

Но поскольку, как сказал дедушка Ленин в своей сточетырёхлетней давности, но всё ещё актуальной статье «Партийная организация и партийная литература», жить в обществе и быть свободным от общества нельзя , то и у меня не получается как-то серьёзно освободить себя от общества. Может быть, это и не нужно. Следовательно, нужно в этом обществе жить;)

И потому я открываю цикл постов, посвященных важным для меня аспектам моего собственного взгляда на мир. Возможно, мой взгляд, в чём-то не вполне «нормальный», а в каком-то смысле и вовсе «неадекватный», окажется кому-то интересен или полезен.

1. В защиту трансдукции

Не так давно я обнаружил, что два варианта известной поговорки про Бога, дьявола, детали и мелочи, прекрасно стыкуются в кентаврическую двуговорку следующего содержания:

Бог в мелочах, а дьявол — в деталях .

Есть здесь некоторые отличия [дьявол — «обезьяна Бога», а мелочи и детали — это не одно и то же], но суть её от удвоения только усиливается: мелочи и детали важны, как бы говорит поговорка. Очень важны.

Но почему?

Хорошо, рассмотрим наш тезис от противного. Мелочи и детали не важны. Важно что-то ещё — некое общее , то, что объединяет , идея или идеология , с конце концов — некая абстракция .

Насколько я могу заметить, этот примат общего над частным может быть описан как ось тоталитарного мышления. Простой пример: я (или мы) считаю, что общее лучше (сильнее, важнее и проч.) частного. И я знаю это общее. А если Вася П. или Федя Т. не знают этого общего, или же не согласны со мной, им же хуже, потому что они частные. И у меня над ними должен быть примат.

И в дедукции [«Все друзья Васи пьют»(1) + «Федя друг Васи»(2) = «Федя пьёт»(3), причем с гарантией 100%], и в индукции [«Федя пьёт»(1) + «Федя друг Васи»(2) ≈ «Все друзья Васи пьют»(3), но с определенной вероятностью; индуктивные умозаключения не обладают априорной истинностью], и даже в абдукции [«Все друзья Васи пьют»(1) + «Федя пьёт»(2) = «Федя друг Васи»(3), так иногда выдвигаются гипотезы], не говоря уже о редукции [«Все друзья Васи пьют»(1) = «Все пьют»(2), это упрощение, которое, впрочем, может быть чем-то обосновано], — в общем, в привычных нам четырех видах умозаключений главное — это общее.

Либо уже в самом начале мы знаем общее (дедукция/абдукция), либо стремимся к этому общему (индукция), либо стремимся к ещё более общему (редукция). Почти всё наше мышление подчинено строгой тотальной схеме — кстати, именно поэтому мы, по большей части, живем в плотном и понятном для нас мире, описываемом рационально и по возможности непротиворечиво, стремимся к гармонии (=общему), на основании обобщенных и отчасти присвоенных образов личного и коллективного знания выстраиваем мировоззрение.

Но есть выбор.

Трансдукция — это скачок мысли от частного к частному.

Интересно, что именно трансдукция появляется в детском мышлении раньше индуктивных и дедуктивных умозаключений («о хрестоматийном „Будьте как дети“ позволю себе не упоминать» (с) ’риторический приём’). Позволю себе процитировать небольшой фрагмент из седьмой главы «Основ общей психологии» Сергея Леонидовича Рубинштейна:

Для характеристики специфической формы этих детских умозаключений, господствующей в дошкольном возрасте, В. Штерн ввел термин трансдукция, отличающий ее как от индукции, так и от дедукции. Трансдукция — это умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее. Трансдуктивные умозаключения совершаются на основании сходства, различия или по аналогии. Отличает их от индукции и дедукции отсутствие общности.

Далее классик отечественной психологии предсказуемо пишет: там, где мышление ребенка получает более прочную основу в практическом знакомстве с действительностью, рассуждение его основывается на известных обобщениях и приобретает индуктивно — дедуктивный характер .

На мой взгляд, человек может, обретя опыт и практику в обобщениях разного типа, как бы перерасти их — и вернуться на уровень реальности, состоящий из уникальных объектов (или субъектов), в принципе не поддающихся обобщению, и не имеющих долженствования к таковому обобщению. Более того, именно тогда он открывает трансдуктивное мышление, способствующее открытию в мире новых граней, или даже полному изменению воспринимаемого и мыслимого мира.

Вот несколько примеров трансдукций:
1. «Все друзья Васи пьют» -> «Не пойти ли мне погулять»;
2. «Федя гоблин» -> «Возможно, он умеет вязать»;
3. «Мир ужасен» -> «Мир прекрасен».

Трансдуктивное мышление — одна из немногих чисто логических возможностей превратить мир, который мы вынуждены воспринимать, из совокупности жестких онтологий в открытое пространство, в котором нет ничего невозможного. Другой момент, что правильно выбрать вектор для трансдукции — дело сложное, но это уже предмет другого разговора.

И — последнее. Трансдуктивное мышление освобождает человека от любого диктата общего в мышлении. Отныне вы не должны никому мыслить тем или определенным образом, потому что это уже никогда, никому и ниоткуда не следует.

Возвращаясь к нашей двуговорке, в детялях дьявол для тех, кому подавай идею! идеал! цель! им детали не нужны, они им мешают, они неважны для них, к черту детали.

Для обладателя способности к трансдуктивному мышлению — только для него, да ещё и по большому блату, открывается Бог в мелочах .

Попробуйте.

Я как-то попробовал;)

Upd. : если Вам кажется, что: а) это какая-то чушь; б) это всё нелогично; в) это всё непонятно, — не беспокойтесь. Возможно, Вы ещё не готовы взглянуть на мир моими глазами. А может, Вас больше устраивают Ваши?


У французов есть такая поговорка: "Дьявол скрывается в деталях" .

Именно от деталей зависит, будет ли работа сделана хорошо или плохо. Вы можете иметь представление о том, что надо сделать, в общих чертах - но дьявол скрывается в деталях.

Если Вы готовите банальнейший кисель, то результат будет сильно зависеть от того, льёте ли Вы воду в крахмал, или же сыплете крахмал в воду - ошибка приведёт к тому, что в киселе будет полно комочков. А сходная ошибка при разбавлении концентрированной кислоты - если Вы станете лить воду в кислоту, а не наоборот - и вовсе может оставить Вас без глаза. Такова важность деталей.

В маркетинге и продажах от деталей точно так же зависит многое. Даже если Вы знаете в общих чертах, что нужно сделать, мелкие детали вроде разницы в один час или разницы в одно слово могут обусловить успех или неуспех всей акции.

  • Например, одна и та же презентация деловой книги и автограф-сессия может дать совсем разные результаты в зависимости от того, проводится ли эта презентация в 16:30, когда целевая аудитория ещё на работе, или в 17:30, когда люди в галстуках как раз выходят с работы и заглядывают в книжный магазин. И уже тем более будет иметь значение, находится ли этот магазин в деловой части города или на отшибе.
Нередко люди видят, что кто-то добился успеха с контекстной рекламой, промо-акциями или новым проектом, и тогда они пытаются скопировать этот успех.

Но из-за непонимания того, как на самом деле работают вещи, из-за невнимания к деталям, этим людям не удаётся скопировать даже то, что делалось прямо у них на глазах.

  • Например, недавно один провинциальный блоггер пытался скопировать известный американский мини-проект. Автор оригинального проекта заработал себе на виллу с бассейном и "Ламборджини", а заодно и прославился. Подражатель тоже заработал - долларов 30 или 40 - и до сих пор не понимает, почему не преуспел.
Проблема в том, что не понимая, в чём суть чужого успеха, эти люди пытаются скопировать лишь внешние признаки. Как туповатый герой из истории про учителя кунг-фу и ученика, который не понимал, почему же приёмы ему не удаются - ведь он надувает щёки точь-в-точь как учитель. А в детали они не вникают. Но дьявол-то как раз в деталях.

А уж если у проекта есть подводная часть, которая не на виду - тут и вовсе тушите свет. Невнимательный к деталям имитатор даже не догадается о её существовании.

  • Например, один из моих учеников использует приёмы партизанского маркетинга, чтобы удержаться на плаву в бизнесе, где половина конкурентов уже разорилась, а вторая половина потуже затягивает пояса. Для конкурентов он даёт рекламу в газетах, а на самом деле привлекает клиентов совсем другими способами, которые почерпнул из моих семинаров. Все конкуренты копируют его объявления в газете, кто слово в слово, кто по смыслу - и ни один ещё даже не догадался, что дело секрет успеха вовсе не в газетной рекламе.
Когда люди говорят о моей книге «Больше денег от Вашего бизнеса» - даже те, кому она помогла поднять продажи на десятки процентов, нередко удивляются: "Эй, я же знал всё это и раньше? Что нового было в книге?" А новыми были как раз детали. Те самые детали, те мелкие подробности, которые человек упускал раньше - и его реклама не работала, а продажи не ладились.

Поэтому будьте внимательны к деталям, господа. И будьте вдвойне внимательны, если Вы хотите перенять чей-то опыт, будь то учитель или конкурент - или, наоборот, если это Вы кого-то учите. Будьте внимательны к тонкостям, к нюансам, к мелким подробностям, к интонациям и жестам, к заголовку рекламного модуля и к цвету кепки промоутера, ко времени работы магазина и к размеру кнопки "Купить" на сайте. Дьявол - в деталях.

А какие мелкие детали жизненно важны в Вашей работе?

Детали скрывает дьявол

Дьявол кроется в деталях — не следует доверять первому впечатлению, делать выводы по бросающимся в глаза фактам, принимать на веру казалось бы заслуживающие уважения сведения. Объективное суждение появляется лишь с изучением всего относящегося к делу: в том числе мелочей, деталей, восприятие которых может в корне изменить уже сложившееся мнение

Но от чего в деталях кроется именно дьявол, а, допустим, не косолапый мишка или Снежная королева?
Потому что дьявол, как известно, существо хитрое, умное, коварное и насмешливое. Его хлебом не корми, дай потешиться над человеческой глупостью, леностью и легковерием. Ведь копаться в деталях, анализировать мелочи, собирать крохи со стола познания — занятие нудное, сложное и долгое. Чем ему предаваться, проще довериться кому-то: соседям, газетам, ТВ…

Происхождение, авторство поговорки «дьявол кроется в деталях» не известны. Но существует китайская, которая ей вторит «поймай самого маленького чертика, и он приведет тебя к своему главному»

Примеры деталей, которые скрывает дьявол

Шестидневная война

Факт
Летом 1967 года Израиль атаковал Египет и в течение шести дней разгромил его в так называемой «Шестидневной войне»
Вывод
Израиль — агрессор, который должен нести ответственность за содеянное
Детали

  • 1967, 7 апреля - Воздушный бой над Голанами между сирийскими и израильскими истребителями. 6 сирийских самолётов сбиты. Самолёты Израиля пытались помешать сирийской тяжёлой артиллерии, расположенной на Голанах, обстреливать еврейские поселения расположенные в внизу в Галилее
  • 1967, 21 апреля - Через две недели после воздушного боя заместитель министра иностранных дел СССР Малик заявил, что Израиль подвергает риску «само существование государства»
  • 1967, 4 мая — министр информации Сирии заявил: «(эта битва будет) продолжена более серьёзными сражениями, пока Палестина не будет освобождена, а сионистское присутствие не закончится»
  • 1967, 11 мая - Израиль предупредил СБ ООН о том, что в случае продолжения провокаций со стороны Сирии (она выдвинула тяжёлую артиллерию в демилитаризованную зону), он сочтёт себя в праве прибегнуть к самообороне
  • 1967, 12 мая - Посол СССР передал египтянам информацию о концентрации сил ЦАХАЛа у границы с Сирией, хотя Израиль мобилизацию не начинал. Телеграмма посла в Москву звучала так: «Сегодня мы передали египтянам информацию касательно концентрации израильских войск на северной границе для внезапного нападения на Сирию. Мы рекомендовали правительству ОАР предпринять надлежащие шаги» (ОАР — объединенная арабская республика (Сирия и Египет)
  • 1967, 13 мая - Посол СССР в Израиле Д. С. Чувакин посетил Премьер-Министра Израиля Леви Эшкола и выразил ему «протест против угрожающей концентрации израильских войск на сирийской границе». Ошеломленный Эшкол заверил посла, что никакого нападения на Сирию не планируется, и предложил ему совместную поездку на север — немедленно, прямо сейчас, чтобы самому убедиться. Посол отказался.
  • 1967, 14 мая - Египет начал вводить в Синай пехотные и танковые части
  • 1967, 15 мая - (Египет объявил чрезвычайное положение. Две танковые дивизии демонстративно прошли по Каиру и отправились к мостам через Канал
  • 1967, 16 мая - Президент Египта Насер потребовал от войск ООН в Синае перебазироваться в сектор Газы
  • 1967, 17 мая — Насер потребовал эвакуировать войска ООН из Газы, Синая и вообще от границ с Израилем.
  • 1967, 18 мая - Войска ООН, патрулировавшие линию прекращения огня 1948-1956 годов, покинули свои базы в Синае и Газе
  • 1967, 18 мая - Обращение египетского генерала Муртаги к армиии: «Египетские войска заняли позиции согласно заранее разработанным планам. Дух наших войск высок, ибо наступил день, которого они давно ждали — священной войны»
  • 1967, 19 мая - Египетские войска вошли в Шарм э-Шейх, обосновались в бывших местах дислокации войск ООН в Газе и Синае
  • 1967, 20 мая - Всеобщая мобилизация в Израиле. Занятия в школах сокращены, автобусы все направлены в распоряжение армии, оснащались всем необходимым бомбоубежища, рылись окопы и траншеи, понимая, что правительству понадобятся деньги, тысячи граждан заблаговременно заплатили налоги, в министерство обороны хлынул поток пожертвований, включая драгоценности и обручальные кольца
  • 1967, 21 мая - Насер закрыл для израильских судов Тиранский пролив: «Тиранский пролив является частью наших территориальных вод. Ни одно израильское судно не будет впредь пропущено через него. Одновременно мы запрещаем доставку через пролив в Израиль стратегических товаров на судах других стран». Акабский залив делили между собой Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Израиль, следовательно, пролив не мог быть объявлен территориальными водами кого бы то ни было — это нарушало все конвенции по морскому праву
  • 1967, 22 мая - Египет объявил о военном союзе с Ираком
  • 1967, 24 мая — Начался трехдневный визит министра иностранных дел Израиля А. Эвена по странам Западной Европы и в США с просьбой вмешаться в разгорающийся конфликт. Без результата
  • 1967, 24 мая - Египет начал блокаду Тиранского пролива
  • 1967, 24 мая - Иордания завершила мобилизацию и открыла свою границу для войск Саудовской Аравии и Ирака
  • 1967, 26 мая - Президент Египта Насер в речи, обращенной к египетским профсоюзам, сказал, что «война, если она разразится, будет тотальной, и целью ее будет уничтожение Израиля»
  • 1967, 30 мая - В Египет прибыл король Иордании Хусейн. Он подписал с Насером пакт о совместной обороне и передал свою армию в распоряжение египетского генштаба. В тот же день иракские танковые части вступили в Иорданию и перешли на Западный берег, а иракская авиация перебазировалась на ближайшие к Израилю аэродромы. Саудовская Аравия сконцентрировала свою армию на иорданской границе в районе Акабского залива. В Египет был отправлен алжирский экспедиционный корпус.

    В общей сложности Израилю противостояла объединённая арабская армия численностью 530 тысяч человек, имевшая 2 500 танков и 940 боевых самолётов. Вооружённые силы Израиля после всеобщей мобилизации насчитывали 264 тысячи человек, 800 танков и 300 самолётов

  • 1967, 30 мая — В Аммане глава ООП (Организация Освобождения Палестины) Ахмед Шукейри заявил: «Когда мы освободим Палестину, то поможем уцелевшим евреям вернуться в страны исхода. Но я сомневаюсь, что кто-то вообще уцелеет»
  • 1967, 2 июня - Совещание правительства Израиля о сроках начала войны. Решено, что атака начнется не раньше понедельника, 5 июня
  • 1967, 5 июня — Начало Шестидневной войны. 40 самолетов поднялись в воздух с израильских аэродромов и пошли на запад, в сторону моря. Первая волна израильской авиации провела над египетскими аэродромами ровно 7 минут. Через три минуты эти аэродромы оказались накрыты второй волной…

Вывод: так называемая «агрессия Израиля против Египта» — следствие антиизраильской политики арабских стран, поддерживаемых Советским Союзом. Атака 5 июня была превентивным ударом, не соверши которого Израиль проиграл бы надвигающуюся войну

Распад СССР

Факт
1991, 8 декабря — главы Белоруссии, России и Украины, собравшись в белорусском селе Вискули, констатировали прекращение существования СССР
Вывод
Ельцын, Кравчук, Шушкевич «развалили Советский Союз»
Детали

  • Эстонская ССР провозгласила выход из состава Союза 20 августа 1991 года
  • Литовская ССР провозгласила выход из состава Союза 11 марта 1990 года
  • Латвийская ССР провозгласила выход из состава Союза 21 августа 1991 года
  • Азербайджанская ССР провозгласила выход из состава Союза 30 августа 1991 года
  • Грузинская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 апреля 1991 года
  • Российская Федерация провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года
  • Узбекская ССР провозгласила независимость 31 августа 1991 года
  • Молдавская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 августа 1991 года
  • Украинская ССР провозгласила выход из состава Союза 24 августа 1991 года
  • Белорусская ССР провозгласила выход из состава Союза 8 декабря 1991 года
  • Туркменская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 октября 1991 года
  • Армянская ССР провозгласила выход из состава Союза 23 сентября 1991 года
  • Таджикская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 сентября 1991 года
  • Киргизская ССР провозгласила выход из состава Союза 31 августа 1991 года
  • Казахская ССР провозгласила независимость 16 декабря 1991

Вывод: президенты Украины, Белоруссии, России Кравчук, Шушкевич, Ельцын, подписавшие Беловежские соглашения, не разваливали Советский Союз, а лишь утвердили то, что уже существовало в реальности

«Дьявол кроется в деталях» — свидетельство того, что единой правды, общечеловеческой истины не существует. Есть множество правд, зависящих от точек зрения, коих миллионы, то есть именно от тех самых деталей, в которых кроется дьявол