Живи и помни критические статьи. Трусость в произведении живи и помни. Сочинение по повести живи и помни распутина. Живи и помни краткий анализ произведения

В 1974 году написал Распутин "Живи и помни". Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин "Живи и помни". Герои произведения (главные) - Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Жизнь Настены в доме мужа

Без лишних раздумий девушка вышла за Андрея: выходить все равно придется, так зачем же тянуть? Она плохо представляла, что ожидает ее в чужой деревне и новой семье. Оказалось, что из работниц (Настена жила и трудилась у тетки) она попала опять в работницы, лишь двор другой, спрос построже да хозяйство покрупнее. Возможно, в новой семье отношение к ней было бы лучше, если бы девушка родила ребенка. Однако детей у нее не было.

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек - уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина - в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Встреча с мужем

Повесть Распутина "Живи и помни" продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин "Живи и помни" написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Самоубийство Настены

Бывшие подруги Настены, заметив ее беременность, начинают посмеиваться над ней, а свекровь прогоняет из дома. Девушка, вынужденная сдерживать свои чувства, скрывать их, выматывается все больше. В риск превращается ее бесстрашие, в растрачиваемые понапрасну чувства. Они ее подталкивают к самоубийству. Настена находит покой в водах Ангары.

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин ("Живи и помни"). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении "Живи и помни" (Распутин) также раскрывается.

Война - трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении - образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин ("Живи и помни") изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения - нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. "Живи и помни" отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина "Живи и помни" экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер -

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
  2. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
  3. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?

Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

II. Анализ повести.

Учитель: Перескажите кратко содержание.

Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове.

Удачна ли иллюстрация? Как художнику удалось передать состояние героя?

– Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженые волосы говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.

Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.

Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

– «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

Учитель: Что почувствовал, когда дошел?

– Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

– Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.

Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

– Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

– Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

– «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

– Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

– Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

– «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

III. Работа по таблице.

Андрей Гуськов Расчеловечивание героя

Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.
Глава 6 Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.
Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.
– Чудной ты с этой бородой. Как леший.
– Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.
Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.
Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.
Глава 13 Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.
Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.
Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.
Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.
Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.

Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?

– Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.

Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.

Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

Учитель: А что мы знаем о его семье?

– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.

Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?

– Все согласные мягкие.

Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?

Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?

– Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.

Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

– Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

– Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

– У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время.

– Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена?

– Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.

Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

– Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

– Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

– Природа пытается ее остановить, задержать.

Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

– Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?

– Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода.

Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

– Настену прощают, и его бы простили.

Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал жизни Настены, такую ее смерть?

– Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.

Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?

– Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).

Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?

– Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Учитель: Что общего?

– Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный.

– Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.

IV. Работа со схемой.

Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?

– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

V. Рефлексия.

Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

VI. Итоги урока.

Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).

Произведение «Живи и помни» Распутина затрагивает 1944-1945 годы, действие в основном происходит во время войны в глухой сибирской деревне. Автор не изображает сражений, тягот фронтовой жизни, он показывает, как война сказалась на жизни и быте деревни. Но в центр повествования Распутин ставит вечный вопрос о нравственном выборе человека. После того как мы проведем анализ повести «Живи и помни» Распутина, эта мысль станет еще более очевидной.

Главный герой повести «Живи и помни»

Андрей Гуськов дезертирует с фронта. Этим поступком определяется не только его дальнейшая жизнь, но и судьба его жены Настёны и родителей. Причины этого поступка исследует писатель.

Анализ повести «Живи и помни» был бы неполным, если бы мы не рассмотрели линию поведения главного героя. Вначале Андрей был хорошим солдатом: разведчики считали его надёжным товарищем, он не раз ходил в атаку, повидал много сражений и испытал тяготы войны наравне со всеми. После ранения герой лечился в госпитале, а когда ехал обратно на фронт, решил ненадолго завернуть в родную деревню. Но зимой за трое суток проделать далёкий путь оказалось непросто. Доехав до Иркутска, Андрей понял, что не успеет вовремя вернуться на фронт. Он вспомнил, как видел расстрел дезертира, и понял, что перед ним только два пути: отправиться на фронт и, возможно, понести наказание за просрочку или спрятаться. Он выбирает второй.

В дальнейшем мы видим, и анализ повести «Живи и помни» это подтверждает, что героем часто руководит сиюминутное желание, он не всегда просчитывает последствия своих поступков. Так, он останавливается у немой женщины Татьяны и живёт с ней несколько месяцев, хотя первоначально не собирался этого делать. Когда ему надоела такая жизнь, решает поехать в деревню и попросту сбегает от Татьяны.

Возвратившись в деревню, Андрей не может прийти в родной дом, повидаться с матерью и отцом, так как уже приходили следователи, разыскивали его. Он оказывается обречённым на одинокую жизнь в холодной времянке в лесу, куда Настёна приносит ему еду, инструменты, приходит навестить и утешить. Андрей ненавидит себя за свой поступок, ненавидит свою жизнь. Ему хочется вернуться к прежнему, радоваться урожаю, наслаждаться свежестью леса, он долго бродит в одиночестве и размышляет о своей судьбе, не находя выхода. Только Настёна скрашивает его существование. Впервые за долгие годы они стали по-настоящему близки друг другу, в их отношениях появилась даже своеобразная романтика, забота и нежность. Что еще нам становится ясно благодаря анализу повести «Живи и помни»?

Преступление Андрея влечёт за собой череду последствий. Погибает укоряемая односельчанами беременная Настёна, умирает, так и не повидавшись с сыном, отец Андрея.

Судьба русской женщины в повести «Живи и помни»

Распутин, наследник классической литературы XIX века, показывает тяжёлую судьбу русской женщины, верность и преданность которой не избавляют её от страданий.

Настёна с детства привыкла к трудной работе, упрёкам и бедности. Только сестра Катька поддерживала в ней необходимость жить, искать работу. Выйдя замуж за Андрея, Настёна не смогла обрести счастье. Муж не проявлял к ней особой любви, а иногда поколачивал, упрекал в бездетности. Свекровь вечно ворчала и нагружала работой. Только свёкр Михеич жалел. Но Настёна покорно выполняла всё, что положено, не чуждалась никакой работы, пыталась угодить домашним. Если вы проводите анализ повести «Живи и помни», не пропустите эту мысль.

Дезертирство Гуськова тяжёлым бременем ложиться на судьбу его жены. Она не отворачивается от мужа после его поступка, всячески помогает ему, меняет продукты, находит деньги, не раз тайком переплывает Ангару, чтобы отвезти Андрею всё необходимое. Распутин выделяет такие черты в Настёне, как самоотверженность, верность, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Автор показывает, как всё невыносимее становится женщине. Андрей обвиняет её, говоря в порыве отчаяния, что из-за неё бросил фронт, желая повидаться. Односельчане осуждают Настёну, заметив беременность и думая, что она предала Андрея. Затем догадываются о правде и начинают выслеживать, в надежде, что она приведёт их к дезертиру. Безвыходность ситуации толкает женщину на самоубийство.

Таким образом, преступление влечёт за собой череду последствий, обрекает на одиночество и отчуждённость от людей. Наказание Андрея - в потере жены и надежды на продолжение рода.

Надеемся, что статья, где был представлен краткий анализ повести «Живи и помни», оказалась для вас полезной. Чаще посещайте наш литературный блог , где сотни статей помогут вам понять суть того или иного произведения.

Повесть «Живи и помни» была написана в 1974 году. В 2008 произведение было экранизировано режиссёром Александром Прошкиным. Главные роли в фильме исполнили Дарья Мороз и Михаил Евланов.

Главная героиня повести – молодая женщина по имени Настёна. Сирота воспитывалась в доме своей тётки, не зная ни любви, ни даже просто хорошо обращения. С ранних лет Настёна была вынуждена много работать, чтобы не быть нахлебницей в чужом доме. Когда Андрей Гуськов предложил девушке выйти за него замуж, она, не задумываясь, приняла его предложение. Настёна никогда не любила мужа, но была уверена в том, что в браке обретёт счастье, которого не имела в детские годы. За несколько лет совместной жизни в семье Гуськовых так и не появилось детей. Андрей обвинял в этом жену. Настёна постоянно чувствовала себя виноватой.

Глава семьи уезжает на фронт. Молодая жена получает письма от супруга. Но однажды к ней пришли милиционер и председатель сельсовета. Андрей пропал без вести, его подозревают в дезертирстве. Когда из бани пропал топор, молодая жена сразу поняла, что муж вернулся домой. Через некоторое время встреча супругов всё-таки состоялась. Она показалась Настёне наваждением, кошмарным сном.

Суеверная женщина была уверена в том, что человек, встреченный ею в бане, был не её мужем, а оборотнем. Настёна долго сомневалась в реальности всего произошедшего ночью, полагая, что ей это всё только приснилось. Впоследствии Андрей объяснил жене, что он не убийца и не предатель. Он не совершил никакого преступления. Причиной его дезертирства стала слишком ранняя выписка из госпиталя. Гуськов должен был отправиться обратно на фронт, несмотря на то, что его лечение ещё не было окончено.

Андрей понимает, что его действия будут расценены властями, как одно из самых страшных преступлений, но не хочет каким бы то ни было способом исправить ситуацию. Настёна тщательно скрывает от односельчан незаконное возвращение супруга. Молодая женщина по-прежнему не любит своего мужа. Лгать её заставляет чувство долга. Долгожданная беременность становится неожиданной радостью для Гуськовых. Ради мужа и будущего ребёнка Настёна готова терпеть ещё большие тяготы.

Безвыходная ситуация
Беременность принесла не только радость. Отсутствие мужа и наличие ребёнка могут означать только одно: Настёна изменила Андрею. Если же это не так, значит, Гуськов вернулся, что, в свою очередь, указывает на его дезертирство. Настёна согласна на то, чтобы её считали неверной женой, если это поможет спасти мужа.

Молодая женщина сталкивается с ненавистью и презрением окружающих. Узнав о том, что сноха беременна, свекровь немедленно выгоняет её из дома. Отчаяние приводит Настёну к самоубийству. Молодая женщина бросается в Ангару.

Настёна Гуськова

Не получив в детстве любви и ласки, главная героиня мечтает о собственной семье, где она была бы хозяйкой. У Настёны нет времени ждать настоящую любовь. Она хочет как можно скорее уйти из тёткиного дома и принимает предложение руки и сердца от нелюбимого мужчины.

Основная черта характера главной героини – это чувство долго. Настёна знает о том, что должна быть замужем, должна иметь детей, должна быть верной и преданной женой своему мужу. В этом её предназначение, и она не видит свою жизнь по-другому. Когда Андрей оказывается в беде, Настёна прилагает все усилия для того, чтобы помочь ему. Молодая женщина всё также не любит своего мужа. Но Андрей её единственный близкий человек, которого она не хочет терять.

Мечта о настоящем счастье кажется Настёне особенно близкой после того, как она узнаёт о своей беременности. Теперь у неё будет полноценная семья, и она уже не станет считать себя ущербной женщиной. Но в какой-то момент главная героиня понимает, что и на сей раз счастье пройдёт мимо. Долгожданный ребёнок был зачат не в самое подходящее время. Он принесёт горе вместо радости.

Чувство долга заставляет Настёну жестоко страдать. Она выполнила свой долг перед мужем, но предала при этом родину. Видя, как в другие семьи приносят похоронки, Настёна упрекает себя за то, что вдовой вместо неё стала другая женщина. Её муж жив только потому, что погибли чужие мужья. Настёне это кажется несправедливым.

Оказавшись в безвыходном положении, главная героиня видит единственное решение своей проблемы. Тем не менее, автор не хочет, чтобы Настёну считали самоубийцей. Пытаясь оправдать свою героиню, он говорит о том, что молодая женщина просто очень устала. Она искала отдыха, а не смерти.

Андрей Гуськов

В отличие от своей жены, Андрей не обременён чувством долга. Его вполне можно назвать безответственным человеком. Андрей живёт для себя и ради себя. Он признаёт только собственную правду. В отсутствии детей главный герой, в первую очередь, винит свою жену. Он не считает себя ни дезертиром, ни предателем. Андрей убежал из госпиталя потому, что его хотели отправить на фронт раньше времени. Он просто спасал свою жизнь и никого не собирался предавать. Кроме того, он всего лишь крестьянин, а не воин. Андрей родился не для того, чтобы убивать других людей.

Гуськов эгоистично принимает все жертвы своей жены, даже не задумываясь о том, на какие страдания обрекает её своими действиями. Переложив все свои проблемы на слабую хрупкую Настёну, Андрей делает то, что считает нужным. Страдания жены для него ничего не значат. Она – женщина, её удел терпеть. Несмотря на то, что беременность жены только усугубила сложившуюся ситуация, Андрей не чувствует никакого раскаяния и не винит себя в том, что зачал ребёнка в таких непростых обстоятельствах. Он наконец-то получил то, чего так давно хотел.

Главная идея

Желание следовать долгу может быть оправдано не всегда. Стремление постоянно отдавать безвозмездно не менее губительно, чем постоянное стремление безответно принимать жертву. Нарушая энергетический баланс и дающий, и берущий остаются в проигрыше.

Анализ произведения

Жизнь простых русских людей представил в своей повести Валентин Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание этого произведения едва ли способно передать всю палитру чувств, испытываемых героями) – не уникальная история. Женщин и мужчин, подобных Настёне и Андрею, в годы Великой Отечественной войны было немало.

Автор не осуждает своих героев, не выносит им суровых приговоров. Настёна отказалась выдать властям нелюбимого мужа. Она хотела быть счастливой, несмотря ни на что. Не стоит осуждать и Андрея. Он родился не для того, чтобы убивать и разрушать. Миссия простого крестьянина – созидательный труд. Андрей не считает себя предателем потому, что всегда служил родине другим способом: он возделывал землю, как это делали его предки. Главный герой уверен в том, что не он предал родину, а родина в чём-то предала его. Он долго воевал, был ранен и надеялся на отпуск, во время которого он мог бы побыть со своей семьёй, залечить ранения. Но вместо этого Андрею вновь придётся отправиться на ненавистную войну.

Ужасы кровавой бойни пробуждают в человеке инстинкт самосохранения – один из самых древних человеческих инстинктов. Чем меньше шансов на жизнь остаётся у человека, тем сильнее его желание остаться в живых.

Владимир Лавров

Валентин Распутин написал повесть о трагической любви женщины к дезертиру. Не он первый обратился в современной литературе к этой сложной ситуации. Вспомним, например, «Лицом к лицу» Ч. Айтматова. Без труда можно обнаружить точки сближения, роднящие их прозу. Военное лихолетье породило заботы, беды, невзгоды, общие для киргизского аила и сибирской деревни Атамановки, протянувшейся по берегу Ангары. Была работа на последнем пределе сил, были черные известия о гибели сыновей, мужей, отцов. Были большие осиротевшие семьи, которые с трудом сводили концы с концами. Их тяжелая и горькая жизнь - самый страшный укор и уже вершащийся суд над предательством. Наконец, писателей соединяет осуждение дезертирства не только как тягчайшего государственного преступления, но и как нравственного одичания.

Вместе с тем, очевидное сходство сюжета еще более оттеняет, подчеркивает своеобразие каждой из повестей. Не вдаваясь сейчас в подробное исследование творческой манеры писателей, останавливаюсь лишь на одном различии. Повесть Ч. Айтматова динамична, события разворачиваются в ней круто: то и дело возникают кризисные ситуации, резкие сшибки характеров. Непременно учтем, что события, о которых говорится в айтматовской прозе, падают на пору ожесточенной битвы на Волге. Решался исход войны. Это обстоятельство подспудно усиливало драматический накал рассказа. У В. Распутина речь идет о весне 1945 года, о времени, исполненном ожидания победы. Конец войны был очевидным, гадался его день. Смягчив остроту, действенность сюжета, писатель переносит центр тяжести в сферу духовных переживаний. Сложность же и сила их таковы, что буквально в первых эпизодах повести обозначатся два почти автономно существующих мира. Призрачное каждодневное существование персонажей будет все более противостоять глубине и подлинности их чувств, настроений, воспоминаний. Отсюда особая атмосфера рассказа, сотканная из тончайших внутренних движений, предчувствий, почти ясновидческой силы предсказания событий.

Начинается повесть с того, что кто-то украл у Михеича, свекра героини, топор и лыжи. И Настёна сразу понимает все: прятался топор под плашку, в укромное, известное лишь близким людям место. А до этого события уже приезжал председатель сельсовета с милиционером и справлялся об Андрее Гуськове. Но мало ли что может быть в пору великого смешения человеческих судеб. К тому же примем во внимание живительное свойство человеческой психики, всегда тянущейся к лучшему. Часто даже вопреки реальным обстоятельствам. У Настёны же возникает такая неколебимая уверенность, что понесет она в баньку каравай хлеба для беглеца - и почти не удивится, когда он исчезнет. А потом пойдет на свидание и дождется Андрея. И лишь после первых разговоров, после грубой, воровской близости, после того, как начнут прощаться, впервые возникнет сомнение в правдоподобии всего происходящего. Так расколется мир, и как бы ни стремились герои воссоединить его, пропасть все более будет расширяться, приближая катастрофу.

По сути дела, Андрей Гуськов убил себя в тот миг, когда принял отчаянное решение не возвращаться из госпиталя на фронт, а бежать домой - сначала в Иркутск, а потом в Атамановку. «Постояв немного, он спустился к Ангаре и по льду, не видя из-под яра деревни, добрел до своей бани. Там, едва притворив за собой дверцу, он упал навзничь на пол и долго лежал неподвижно, как мертвец». В сравнении - не только смертельная усталость, но и намек на гибельность судьбы. У айтматовского Измаила до последнего часа жила звериная жажда жизни, яростное желание спастись любой ценой. У Гуськова - безразличие ко всему: к родной деревне, к старикам-родителям, прежде всего - к своей судьбе. И только встречи с Настеной словно разморозят на время душу. Правда, в долгих, затаенно-тревожных разговорах они будут всячески остерегаться даже намека на сегодняшнее существование, уйдя в мир воспоминаний о первых годах любви.

Однако В. Распутин беспощадно раскрывает гибельность, мертвящую силу даже этого возрождения, показывает страшную взаимосвязь утончения чувств и жажды уничтожения. Вот бродит Андрей вокруг родной деревни, с радостной, сладкой болью узнавая, вспоминая дорогие места. Видит мельницу, которая так много говорит о празднике, высшем торжестве хлебороба. «Гуськова засветили эти воспоминания, он улыбался, душа его, казалось, отогрелась и ублажилась». И вдруг после этой просветленности, возрождающей душу радости вспыхивает лютое желание уничтожить, спалить мельницу, чтобы даже памяти не за что было уцепиться. С садистской жадностью он будет долго и пристально смотреть на умирающую косулю. Зверски и бессмысленно растерзает телка. Погубив себя, Гуськов несет гибель окружающим, все время сознавая, что он - убийца. И как последний итог, как самые дорогие жертвы - Настена и их будущий ребенок. А ведь какие надежды возлагал Андрей на них. Казалось, что сын (он верил, что непременно будет сын) все оправдает, все спишет. Потому что кровь не пропадет, что в нем продолжится жизнь отца. Значит, не зря топтал землю. Гибель Настены замыкает круг. Больше выхода нет.

Рассказывая о судьбе Андрея Гуськова, В. Распутин еще раз продемонстрировал обличительную силу психологического анализа. Не прибегая к прямому назиданию, публицистической инвективе, к сатире, он тем не менее вершит суд над героем.

Однако, как бы ни был поучителен рассказ о драме Андрея Гуськова, главный герой и наиболее весомая победа В. Распутина-художника - Настена. Здесь в свои права вступает трагедия, причем не в метафорическом, а прямом смысле этого слова. Настена - характер удивительной чистоты и цельности. Главная черта ее - доверие к жизни, ожидание счастья, которое непременно встретится на пути. И хотя в короткой жизни Настены было и голодное детство, и людская несправедливость, и тяжелые дни, она сумела сохранить ясный душевный свет. Вплоть до той поры, пока не войдет в темную баню заросший, усталый, почти незнакомый человек, ее, Настены, муж. Тайное возвращение Андрея - для нее катастрофа такой силы, что ни измерить, ни оценить до конца она ее не сможет. Где-то в глубине души вспыхнет точное и беспощадное предчувствие - это конец. Но разве можно с таким страшным итогом сразу смириться?! Сколько еще раз будет возникать наивная и предательская надежда - все это неправда, слишком затянувшийся дурной сон, злой рок, но не настоящая реальная жизнь. Но никакие заклинания не смогут перечеркнуть, отменить реальность. Все есть. Старое зимовье, где нашел приют беглец. Затаенные встречи. Уже возникающие догадки Михеича, односельчан. Должен быть ребенок. И только не знаешь одного - как быть дальше, как жить...

Таиться от людей, от себя, уйдя в зыбкие надежды, в которые и сама-то не веришь... Забываться ненадолго. Платить за краткую минуту радости томительно длинными часами и днями, прожитыми в обмане и неправде. А то ли дальше будет. И как больно встречаться с овдовевшей подругой, видеть ее голодных детей. Раньше этого чувства не было, раньше они были равны перед общей бедой, не обошедшей ни один дом в Атамановке. Возвратился в деревню первый фронтовик, а Настена и радоваться уже не может со всеми, потому что муж ее так не вернется. Наконец придут майские дни Победы, которые еще больше отдалят Настену от людей. Для них война кончилась, для нее затаилась, как последний снег в лесном овраге. «Лишь бы удержаться, не вылететь на повороте, не остаться позади - с людьми легче», - думает Настена, смутно и прозорливо догадываясь, что уже давно отброшена от общей жизни. И рядом с этим нарастает, укрепляется чувство: «Близок, близок суд - людской, свой ли? - но близок. Ничего на этом свете даром не дается».

Именно суд, а не осуждение. Настена - натура слишком сильная и независимая, чтобы испугаться молвы, людского недоброжелательства. Да ведь она уже и бросила вызов, не убоявшись кривотолков. Есть нечто более властное, от которого не избавишься, чего не переступишь. Муки совести, суд совести, неумение жить во лжи. Так неотвратимо надвигается тот миг, когда воды Ангары расступятся и сомкнутся над Настеной. И это станет единственным выходом, спасением, победой.

Так завершится трагическая история, поведанная нам современным писателем, повесть, которая свидетельствует о нелегком и настойчивом поиске, ведущемся В. Распутиным. Сравнительно недавно выступил он в литературе. Выступил спокойно и счастливо. Вокруг его произведений не разгорались критические баталии. Повести «Последний срок», «Деньги для Марии» были доброжелательно встречены читателем и критикой. Однако единодушие оценки - не только благо. Оно может породить соблазн успокоенности. Распутин избежал этого искушения. Уже история одной поездки «Вверх и вниз по течению» стала свидетельством сложных внутренних сдвигов, искания нового качества, обострения драматизма мышления. Повесть «Живи и помни» - новая ступень в работе иркутского прозаика. Разговор обретает здесь большую масштабность, ведется по крупному счету. О главном в человеке. О его вечном и благотворном диалоге с совестью. О необходимости постоянной нравственной проверки.