Бунин жизненный и творческий путь. Самое раннее детство

Первые произведения И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга— юношеский сборник лирики — в 1891 г. Бунину предстоял более чем шестидесятилетний путь в литературе, который окажется поделенным на две хронологически примерно равные части — дооктябрьскую и эмигрантскую. Но хотя жизненная судьба писателя после катастрофических событий 1917 г. драматически осложнится, его творчество сохранит высочайшую степень единства. О Бунине уже при его жизни заговорят как о блестящем мастере не только российского, но и мирового масштаба. Именно ему в 1933 г. первому из русских писателей будет присуждена Нобелевская премия по литературе.

Бунин родился 22 (10 по старому стилю) октября 1870 г. в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместьях Буниных Бутырки и Озерки Елецкого уезда Орловской губернии. Получив домашнее начальное образование, он в 1881-1886 гг. учился в Елецкой гимназии, которую не закончил. Проходил курс гимназии дома под руководством старшего брата Юлия. Сложные материальные условия в семье побудили Бунина рано начать самостоятельно работать. В 1889-1895 гг. он был журналистом в орловской периодике, служащим земской управы в Полтаве, где жил его старший брат; посылал свои первые литературные опыты — стихи и рассказы в столичные газеты и журналы. В эти годы Бунин испытал серьезное воздействие этического учения Л.Н.Толстого, который позднее станет для писателя главным художественным авторитетом.

Переломным в судьбе начинающего писателя стал 1895 г., когда он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву, где у него образовался широкий круг знакомств среди писателей. Особенно важными были знакомство с А.П.Чеховым и сближение с участниками московского литературного кружка «Среда» (в конце века в кружок входили М.Горький, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, Н.Д.Телешов и другие молодые писатели-дебютанты 1890-х гг.). Со второй половины 1890-х гг. Бунин активно печатается, постепенно создавая себе репутацию первостепенного писателя-реалиста. В 1900-е гг. большая часть бунинских стихотворений и рассказов публиковалась в изданиях издательства «Знание», которым руководил М.Горький, дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он считал, талантом своего писательского поколения. Одним из первых предсказал Бунину неординарную литературную судьбу А.П.Чехов. Чеховское дружеское участие очень многое дало молодому писателю, а предсказание скоро стало подтверждаться: вышедший в 1901 г. поэтический сборник Бунина «Листопад» был отмечен академической премией имени Пушкина, появление его новых произведений одобрительно встречалось большей частью влиятельных критиков, а в 1909 г. писатель удостоился чести быть избранным почетным членом Российской Академии наук.

В характере Бунина — нелюбовь к домоседству, настойчивая тяга к перемене мест, стремление постоянно разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. Едва ли не главная жизненная страсть Бунина — любовь к путешествиям. Уже в 1880-е — 1890-е гг. он много путешествовал по России, а в начале нового века объездил Европу, странствовал по Ближнему Востоку, побывал во многих странах Азии. Не удивительно, что в качестве материала для своих произведений Бунин нередко использовал не только впечатления о жизни русской глубинки (эту жизнь он знал и понимал исключительно глубоко), но и свои зарубежные наблюдения.

Расширение тематики при этом не мешало, а скорее помогало зоркости взгляда на жизнь России, способствовало росту исторической и философской масштабности этого взгляда. На фоне русского реализма начала XX в. позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам писатель казался невозмутимым «олимпийцем» — «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории — слишком отстраненными, внешними. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности русской культуре, «роду отцов своих», переживании древности и величия Руси, Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своем дореволюционном творчестве публицистичности (что заметно отличало его от М.Горького, А.И.Куприна, Л.Н.Андреева и от некоторых поэтов-символистов). При взгляде на Россию Бунину всегда была нужна дистанция — хронологическая, а иногда и географическая. Интересно, например, что в Италии, на Капри, Бунин создавал рассказы и повести о русской деревне, а находясь в России, писал об Индии, Цейлоне, Ближнем Востоке.

Заметная особенность творчества Бунина — его универсализм. Писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Переводческая работа сопутствовала писательскому росту: еще до публикации своих первых стихов и рассказов он в 1886-1887 гг. с увлечением переводил шекспировского «Гамлета», в последующие годы — Петрарку, Гейне, Верхарна, Мицкевича, Теннисона, Байрона, Мюссе и многих других зарубежных классиков. Главной переводческой работой Бунина стала «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло, опубликованная в 1896 г. Школа поэтического перевода с ее поиском единственно возможного слова — один из источников бунинского исключительного словесного мастерства. Работа над стихотворными переводами помогла Бунину в совершенстве овладеть и формой классического русского стиха.

В жизни писатель чрезвычайно ценил личную независимость. Поэтому, даже сотрудничая с М.Горьким (а в начальную пору своего писательства — и с символистами В.Я. Брюсовым и К.Д.Бальмонтом), он избегал участия в коллективных писательских акциях и сохранял независимость своих художественных принципов. Свойственна была ему и жажда первенства: он мог согласиться в литературе только на роль солиста, зачастую резковато отзываясь о достоинствах своих коллег-писателей, а в эмигрантские годы ревниво относясь к возможным претендентам на место «первого» русского писателя.

В 1910-е гг. Бунин вступил сложившимся художником с устойчивой репутацией одного из лучших в России мастеров слова. Если в 1890-1900-е гг. главное место в творчестве Бунина занимало поэтическое творчество, то позднее на первый план вышла проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Предреволюционное десятилетие — время создания таких бунинских шедевров, как повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Захар Воробьев», «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и др. К этому времени окончательно определяются важнейшие принципы его мировоззрения и творчества, достигают отточенности «фирменные» стилевые приемы.

Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в 1918 г. покинуть Москву, а в 1920 г. окончательно расстаться с родиной. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. Его дневник революционных лет, опубликованный в эмиграции под заголовком «Окаянные дни», лучше всего объясняет причины, заставившие писателя эмигрировать: заметки Бунина отличаются высокой концентрацией страстной неприязни к большевизму. Эмигрантский период жизни и творчества Бунина связан с Францией. Большую часть эмигрантских лет писатель провел в городе Грасс недалеко от Ниццы. В отличие от других русских эмигрантов, Бунин не считал, что художник не может полноценно творить в отрыве от родины. Почти все, что он написал в эмиграции, принадлежит к его лучшим созданиям. Интересно, что если перед революцией он многие рассказы создавал на «зарубежном» материале, то в эмиграции почти все произведения — о России. Шедеврами эмигрантского периода творчества стали повесть «Митина любовь», автобиографическая книга «Жизнь Арсеньева» (одно из самых «бунинских» произведений), сборник рассказов о любви «Темные аллеи» и художественно-философский трактат «Освобождение Толстого». Последняя книга, над которой работал Бунин и которую ему не удалось завершить, — «О Чехове».

Писателя не стало 8 ноября 1953 г. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Иван Алексеевич Бунин (1870 — 1953) — русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Бунин детство провел именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. Затем молодой поэт поступил учиться в Елецкую гимназию. Однако не закончил ее, вернувшись домой. Дальнейшее образование в биографии

Ивана Алексеевича Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие

Рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию.

Основные темы и образы поэзии. Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт — это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика — это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека.

Одна из таких граней — это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. Здесь воспеты мир человека и мир природы.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким, чистым кроем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне.

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас («О счастье мы лишь только вспоминаем…»). Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. («Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано»). Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо — лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно (стихотворение «Раскрылось небо»).

В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус». Звезда Сириус — белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда — символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия — служить вечной красоте.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.

Итак, основные черты лир. поэзии Бунина — стремлений к описат. подробности, яркость конкр. деталей, классич. простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь — родной природы. Богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с рус. прозой, в частности с повелистикой Чехова; тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами, тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.

Сочинения по темам:

  1. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской...

Сочинение

Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в семье орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных. Через четыре года его родители вместе с детьми переехали в свое поместье Озерки на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где прошло детство будущего писателя. Первоначальное образование Бунин получил дома - его учителем был студент Московского университета. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик поступил в первый класс Елецкой гимназии, но в 1886 году был отчислен из нее за неуспеваемость. Следующие четыре года Бунин провел в имении Озерки. Гимназический курс он успешно прошел дома, под руководством любимого старшего брата Юлия. Привязанностью к брату был вызван и приезд Бунина в 1889 году в Харьков, где он ненадолго сблизился с народниками. Осенью того же года он возвращается в Орел, сотрудничает с газетой «Орловский вестник».

В это же время происходит его знакомство с Варварой Владимировной Пащенко, любовь к которой оставила глубокий след в творчестве писателя. Молодые люди прожили вместе до 1894 года, однако их гражданский брак распался, В. В. Пащенко уехала и вскоре вышла замуж. Бунин тяжело переживал разрыв с возлюбленной, его отчаяние доходило до мыслей о самоубийстве. Раннее и столь глубокое страдание не прошло бесследно для его творчества: каждое воспетое им прекрасное мгновение земного бытия всегда наполнено и предельной радостью, и бесконечной мукой. Литературная деятельность Бунина началась с публикации стихов. Первый его поэтический сборник был издан как приложение к «Орловскому вестнику» в 1891 году, а уже в 1903 году один из следующих поэтических циклов - «Листопад»- - был отмечен Пушкинской премией Российской Академии наук. К тому времени писатель уже приобрел известность и как автор рассказов, публикуемых в ведущих российских журналах, и как переводчик «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. Конец 1890-х годов ознаменован в жизни Бунина его дружбой с А. П. Чеховым, верность которой он пронес через всю свою писательскую судьбу. В доме А. П. Чехова состоялось и знакомство Бунина с Максимом Горьким, который ввел его в круг писателей-реалистов, группировавшихся при издательстве «Знание». Годы близкой творческой и человеческой дружбы этих двух писателей завершились взаимным охлаждением и разрывом: слишком разным было отношение Бунина и Горького к событиям общественной и политической жизни России.

В 1898 году Бунин женился на актрисе Анне Николаевне Цакни, ставшей матерью его единственного сына. Однако этот брак не был удачным: супруги расстались через год, а их ребенок умер в раннем детстве. Новый этап творческой биографии писателя начался в 1900 году с выхода рассказа «Антоновские яблоки», признанного вершинным достижением прозы начала века. Следующие несколько лег Бунин много путешествовал по Европе, совершил поездку на Кавказ. Его неудержимо привлекал Восток, и в 1907 году он едет в Египет, посещает Сирию и Палестину. Творческим итогом этого путешествия стал цикл путевых очерков «Тень птицы» (1907-1911). Паломничеству Бунина в страны Востока предшествовала его женитьба на Вере Николаевне Муромцевой (этот брак был освящен церковью лишь в 1922 году). К концу первого десятилетия века имя Бунина приобрело широкую известность. В горьковском издательстве «Знание» выходит первое собрание сочинений Бунина в пяти томах. Ему присуждают вторую Пушкинскую премию, писателя избирают почетным академиком Российской Академии наук. 1910 год можно считать началом периода творческой зрелости Бунина. Издается его первая крупная прозаическая вещь - «Деревня». Повесть вызвала большой интерес читателей и бурные споры критиков: в ней впервые были затронуты темы, которых почти не касалась литература предшествующей поры. Совершив вместе с женой поездку во Францию, Алжир, на Капри, путешествие в Египет и на Цейлон, он по возвращении публикует повесть «Суходол». В последнее предоктябрьское десятилетие Буниным созданы такие шедевры русской прозы, как «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга». Событием в культурной жизни России стал выход в издательстве А. Ф. Маркса Полного собрания сочинений Бунина (1915).

Октябрьский переворот Бунин пережил трагически. Предчувствие близкой и неминуемой катастрофы вылилось в духовный и творческий кризис. В 1920 году Бунин навсегда покинул Россию, унося в сердце бесконечно любимую и утраченную родину.

Говоря об эмигрантском периоде жизни Бунина, необходимо помнить, что на чужбину он попал уже сложившимся художником с определившимися вкусами и пристрастиями. В предреволюционной прозе писателя, как и в его поэтических произведениях, вполне отчетливо прослеживались основные темы и мотивы, особенности письма и формы всего его творчества. Давно сформировалась и сама его личность, страстность натуры совмещалась в нем с аристократической сдержанностью, с удивительным чувством меры, нетерпимостью к любого рода позе и наигранности. Бунин обладал сильным характером и одновременно отличался своевольной изменчивостью настроений. В русскую зарубежную культуру он внес уникальную ауру последнего «деревенского» дворянства с его повышенной приверженностью роду, с его памятью о жизни предшествующих поколений, органическим чувством единства человека и природы. Вместе с тем мироощущение Бунина практически всегда было проникнуто переживанием близкого и неминуемого распада этого уклада, его конца. Отсюда извечное бу-нинское стремление к преодолению границ круга жизни, выход за предначертанные ею пределы. Потребность духовного освобождения сделала самого писателя вечным скитальцем, а его художественный мир наполнила «легким дыханием» самовозрождающейся жизни.

Вся вторая половина жизни Бунина прошла во Франции. В марте 1920 года писатель и его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, оказались в Париже. Главные путешествия и связанные с ними внешние впечатления жизни остались в прошлом. Следующие три десятилетия Бунин провел в кропотливой и взыскательной работе за письменным столом. В эмиграции им были написаны десять книг, что, впрочем, мало помогало бороться с бедностью. Даже сотрудничество писателя с ведущим «толстым» журналом русского зарубежья - «Современными записками» - не избавляло семью Буниных от постоянного безденежья. Поселившись в Грассе, на юге Франции, писатель обрел некое подобие собственного дома. На его скромной вилле «Жаннетта» завязывалась литературная дружба с новыми людьми, в том числе с молодыми писателями М. Алдановым и Л. Зуровым. Несколько лет «Жаннетта» была пристанищем для Г. Н. Кузнецовой, любовь к которой вдохновила Бунина на создание его лучшей, как он сам неоднократно высказывался, книги «Темные аллеи». В 1920-1930 годах возобновились старинные знакомства Буниных - с писателями Б. Зайцевым, В. Ходасевичем, Г. Адамовичем, философами Ф. Степуном, Л. Шестовым, Г. Федотовым. Из тех выдающихся современников, что оказались во Франции, Бунину не были близки Д. Мережковский, 3. Гиппиус и А. Ремизов. В 1926 году Грасс посетил один из самых дорогих Бунину друзей - С. Рахманинов, великий русский композитор, пианист и дирижер, духовное родство с которым писатель особенно ценил.

В 1933 году Бунин становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы - «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Столь высокое признание писатель получил после публикации книги «Жизнь Арсеньева», которая явилась значительной вехой литературного процесса XX столетия. Недолгий период материального благополучия был омрачен для Бунина предчувствием новой исторической катастрофы - мировой войны. Широко известен факт задержания и унизительного обыска писателя во время его поездки через Германию. В 1940 году, после немецкой оккупации Франции, Бунины пытались бежать из Грасса, но вскоре вернулись. Во время Второй мировой войны, живя в нужде, в постоянной тревоге за судьбу России, писатель обратился к теме любви, написав свою «Книгу итогов» - «Темные аллеи». Первым изданием она вышла в 1943 году в Нью-Йорке, а через три года появилось ее расширенное парижское издание, признанное окончательным вариантом.

В конце 1940-х годов Бунин переехал из Грасса в Париж. На некоторое время он сблизился с советскими представителями во Франции, обсуждалась возможность издания произведений Бунина в СССР и даже его возвращения. Однако вернуться на родину Бунин в конце концов отказался. Последние годы творчества писатель посвятил работе над книгой «Воспоминания» и над так и оставшейся незавершенной книгой о Чехове. 8 ноября 1953 года Бунин скончался в своей парижской квартире и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии.

Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (за неуплату денег за обучение) и вернулся в деревню. Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.

Аристократ по духу, Бунин не разделял страсти брата к политическому радикализму. Юлий, чувствуя литературные способности младшею брата, познакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Бунин с увлечением читал Пушкина , Гоголя , Лермонтова , а в 16-летнем возрасте начал писать стихи сам. В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.

С 1889 началась самостоятельная жизнь — со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты "Орловский вестник", молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.

1895 год стал переломным в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А.И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства с Л. Н. Толстым , чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым , М. Горьким, Н.Д. Телешовым.

С 1895 г. Бунин живет в Москве и в Петербурге. Литературное признание пришло к писателю после выхода в свет таких рассказов, как «На хуторе», «Вести с родины» и «На краю света», посвященных голоду 1891 г., эпидемии холеры 1892 г., переселению крестьян в Сибирь, а также обнищанию и упадку мелкопоместного дворянства. Свой первый сборник рассказов Бунин назвал «На краю света» (1897). В 1898 г. Бунин выпускает поэтический сборник «Под открытым небом», а также перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло, получивший очень высокую оценку и удостоенный Пушкинской премии первой степени.

В 1898 (в некоторых источниках указан 1896) женился на Анне Николаевне Цакни — гречанке, дочери революционера и эмигранта Н.П. Цакни. Семейная жизнь опять оказалась неудачной и в 1900 году супруги развелись, а в 1905 году скончался их сын Николай.

4 ноября 1906 года в личной жизни Бунина произошло событие, оказавшее важное влияние на его творчество. Будучи в Москве, он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей того самого С.А.Муромцева, который был председателем Первой Государственной Думы. А в апреле 1907 года писатель и Муромцева вместе едут в свое "первое дальнее странствие", посещая Египет, Сирию, Палестину. Это путешествие не только положило начало их совместной жизни, но и дало рождение целому циклу бунинских рассказов "Тень птицы" (1907 — 1911), в которых тот писал о "светоносных странах" Востока, их древней истории и удивительной культуре.

В декабре 1911 г. на Капри писатель закончил автобиографическую повесть «Суходол», которая, будучи напечатана в «Вестнике Европы» в апреле 1912 г., имела огромный успех у читателей и критики. 27-29 октября того же года вся русская общественность торжественно отмечала 25-летие литературной деятельности И.А. Бунина, а в 1915 г. в петербургском издательстве А.Ф. Маркса вышло его полное собрание сочинений в шести томах. В 1912-1914 гг. Бунин принимал ближайшее участие в работе «Книгоиздательства писателей в Москве», и сборники его произведений выходили в этом издательстве один за другим – «Иоанн Рыдалец: рассказы и стихи 1912-1913 гг.» (1913 г.), «Чаша жизни: рассказы 1913-1914 гг.» (1915 г.), «Господин из Сан-Франциско: произведения 1915-1916 гг.» (1916 г.).

Первая мировая война принесла Бунину "великое душевное разочарование". Но именно во время этой бессмысленной мировой бойни поэт и писатель особенно остро почувствовал значение слова, не столько публицистического, сколько поэтического. Только в январе 1916 года им было написано пятнадцать стихотворений: "Святогор и Илья", "Край без истории", "Канун", "Настанет день — исчезну я…" и др. В них автор со страхом ожидает развала великой российской державы. К революциям 1917 года (февральской и октябрьской) Бунин отнесся резко отрицательно. Жалкие фигуры лидеров Временного правительства, как считал великий мастер, были способны привести Россию только к пропасти. Этому периоду был посвящен его дневник — памфлет "Окаянные дни", впервые опубликованный в Берлине (Собр. соч., 1935).

В 1920 г. Бунин с женой эмигрировали, поселившись в Париже, а затем переехав в Грасс, небольшой городок на юге Франции. Об этом периоде их жизни (до 1941 года) можно прочесть в талантливой книге Галины Кузнецовой "Грасский дневник". Молодая писательница, ученица Бунина, она жила в их доме с 1927 по 1942 год, став последним очень сильным увлечением Ивана Алексеевича. Бесконечно преданная ему Вера Николаевна пошла на эту, может быть, самую большую жертву в ее жизни, понимая эмоциональные потребности писателя ("Поэту быть влюбленным еще важнее, чем путешествовать", — говаривал Гумилёв).

В эмиграции Бунин создает свои лучшие произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» - это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».
В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева". Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа.

С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…" назвал "великодушной мерой". Однако ждановское постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

Хотя творчество Бунин получило широкое международное признание, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, прошел незамеченным. До конца жизни ему пришлось защищать свою любимую книгу от "фарисеев". В 1952 году он написал Ф. А. Степуну, автору одной из рецензий на бунинские произведения: "Жаль, что вы написали, что в "Темных аллеях" есть некоторый избыток рассматривания женских прельстительностей… Какой там "избыток"! Я дал только тысячную долю того, как мужчины всех племен и народов "рассматривают" всюду, всегда женщин со своего десятилетнего возраста и до 90 лет".

В конце жизни Бунин написал еще ряд рассказов, а также на редкость язвительные «Воспоминания» (1950), в которых советская культура подвергается резкой критике. Через год после появления этой книги Бунин был избран первым почетным членом Пен-клуба. представлявшим писателей в изгнании. В последние годы Бунин начал также работу, над воспоминаниями о Чехове, которые он собирался написать еще в 1904 г., сразу после смерти друга. Однако литературный портрет Чехова так и остался неоконченным.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищите. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить… 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа… Как не Позавидовать нашему пpаотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему…" Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе, в цинковом гpобу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Иван Алексеевич Бунин - представитель дворянского рода, который уходил корнями в XV век и имел герб, включённый в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (1797). В числе родственников писателя были поэтесса Анна Бунина, литератор Василий Жуковский и другие деятели русской культуры и науки. Прапрадед Ивана Алексеевича - Семён Афанасьевич - занимал должность секретаря Государственной вотчинной коллегии.

3 слайд

Описание слайда:

Отец писателя - помещик Алексей Николаевич Бунин (1827-1906) - не получил хорошего образования: окончив первый класс орловской гимназии, он оставил учёбу, а в шестнадцатилетнем возрасте устроился на службу в канцелярию губернского дворянского собрания. В составе Елецкой дружины ополчения он участвовал в Крымской кампании. Иван Алексеевич вспоминал об отце как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, горячем и великодушном одновременно: «Всё его существо было… пропитано ощущением своего барского происхождения». Несмотря на укоренившуюся с отроческих лет нелюбовь к учёбе, он до старости «читал всё, что попадало под руку, с большой охотой»

4 слайд

Описание слайда:

Иван Алексеевич родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в доме № 3 по Большой Дворянской улице, принадлежавшем губернской секретарше Анне Германовской, которая сдавала квартирантам комнаты. В город семья Буниных перебралась из деревни в 1867 году, чтобы дать гимназическое образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Как вспоминал впоследствии писатель, его детские воспоминания были связаны с Пушкиным, стихи которого в доме читали вслух все - и родители, и братья. В четырёхлетнем возрасте Бунин вместе с родителями переехал в родовое поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда.

5 слайд

Описание слайда:

Летом 1881 года Алексей Николаевич привёз младшего сына в Елецкую мужскую гимназию. В прошении на имя директора отец написал: «Желаю дать образование сыну моему Ивану Бунину во вверенном Вам учебном заведении»; в дополнительном документе он пообещал своевременно вносить плату за «право учения» и оповещать о переменах места жительства мальчика. После сдачи вступительных экзаменов Бунин был зачислен в 1-й класс.

6 слайд

Описание слайда:

Учёба в гимназии завершилась для Ивана Алексеевича зимой 1886 года. Уехав на каникулы к родителям, перебравшимся в своё имение Озёрки, он решил не возвращаться в Елец. В начале весны педсовет исключил Бунина из гимназии за неявку «из рождественского отпуска». Старший брат, поняв, что математика вызывает у младшего отторжение, сосредоточил основные преподавательские усилия на гуманитарных дисциплинах. В январе 1889 года издатель «Орловского вестника» Надежда Семёнова предложила Бунину занять в её газете должность помощника редактора. Прежде чем дать согласие или ответить отказом, Иван Алексеевич решил посоветоваться с Юлием, который, покинув Озёрки, переехал в Харьков. Так в жизни писателя начался период странствий. В Харькове Бунин поселился у брата, который помог ему найти несложную работу в земской управе. Получив зарплату, Иван Алексеевич отправился в Крым, побывал в Ялте, Севастополе. В редакцию орловской газеты он вернулся лишь осенью

7 слайд

Описание слайда:

В «Орловском вестнике» в ту пору работала корректором Варвара Пащенко (1870-1918), которую исследователи называют первой - «невенчанной» - женой писателя. Она окончила семь классов елецкой женской гимназии, затем поступила на дополнительный курс «для специального изучения русского языка». В письме брату Иван Алексеевич рассказывал, что при первом знакомстве Варвара - «высокая, с очень красивыми чертами, в пенсне» - показалась ему весьма заносчивой и эмансипированной девушкой; позже он характеризовал её как умного, интересного собеседника.

8 слайд

Описание слайда:

Бунин не скрывал досады из-за слабого внимания критиков к его ранним произведениям; во многих его письмах присутствовала фраза «Хвалите, пожалуйста, хвалите!». Не имея литературных агентов, способных организовывать рецензии в прессе, он отправлял свои книги друзьям и знакомым, сопровождая рассылку просьбами написать отзывы. Дебютный сборник стихов Бунина, изданный в Орле, почти не вызвал интереса в литературной среде - причину обозначил один из авторов журнала «Наблюдатель» (1892, № 3), отметивший, что «стих г. Бунина гладок и правилен, но ведь кто же нынче пишет негладкими стихами?». Определённое признание пришло к Бунину после выхода поэтического сборника «Листопад», выпущенного символистским издательством «Скорпион» в 1901 году и ставшего, по замечанию Владислава Ходасевича, «первой книгой, которой он обязан началом своей известности»

9 слайд

Описание слайда:

В 1898 году Бунин познакомился с редактором издания «Южное обозрение» - одесситом Николаем Цакни. Его дочь - девятнадцатилетняя Анна - стала первой официальной женой Ивана Алексеевича. В письме к Юлию, рассказывая о предстоящем браке, Бунин сообщал, что его избранница - «красавица, но девушка изумительно чистая и простая». В сентябре того же года состоялась свадьба, после которой молодожёны отправились в путешествие на пароходе. Несмотря на вхождение в семью состоятельных греков, материальное положение писателя оставалось тяжёлым - так, летом 1899 года он обращался к старшему брату с просьбой выслать «немедленно хоть десять рублей», отмечая при этом: «просить у Цакни не стану, хоть умру». После двух лет совместной жизни супруги расстались; их единственный сын Николай скончался от скарлатины в 1905 году. Впоследствии, уже живя во Франции, Иван Алексеевич признавался, что «особенной любви» к Анне Николаевне у него не было, хотя та была дамой весьма приятной: «Но вот эта приятность состояла из этого Ланжерона, больших волн на берегу и ещё того, что каждый день к обеду была превосходная форель с белым вином, после чего мы часто ездили с ней в оперу»[

10 слайд

Описание слайда:

18 октября 1903 года состоялось голосование комиссии по присуждению Пушкинской премии (председателем был историк литературы Александр Веселовский). Бунин получил восемь избирательных голосов и три - неизбирательных. В итоге он был удостоен половинной премии (500 рублей), вторая часть досталась переводчику Петру Вейнбергу

11 слайд

Описание слайда:

На вечере, состоявшемся 4 ноября, присутствовала двадцатипятилетняя Вера Муромцева, дружившая с хозяйкой дома. После чтения стихов произошло знакомство Ивана Алексеевича с будущей женой. Поскольку Анна Цакни не давала Бунину развода, писатель не мог официально оформить свои отношения с Муромцевой (они обвенчались уже после отъезда из России, в 1922 году; шафером был Александр Куприн). Началом их совместной жизни стало заграничное путешествие: в апреле-мае 1907 года Бунин и Вера Николаевна совершили поездку по странам Востока. Деньги на вояж им дал Николай Дмитриевич Телешов.

12 слайд

Описание слайда:

Первое выдвижение Бунина на Нобелевскую премию по литературе состоялось вскоре после прибытия писателя во Францию. У истоков нобелевского «русского проекта» стоял прозаик Марк Алданов, написавший в 1922 году в одной из анкет, что в эмигрантской среде наиболее авторитетные фигуры - это Бунин, Куприн и Мережковский; их совместная кандидатура, выставленная на награду, могла бы поднять престиж «изгнанной русской литературы». Официальный текст Шведской академии гласил, что «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

13 слайд

Описание слайда:

В октябре 1953 года состояние здоровья Ивана Алексеевича резко ухудшилось. В доме почти постоянно находились друзья семьи, помогавшие Вере Николаевне ухаживать за больным, в том числе Александр Бахрах; ежедневно приезжал доктор Владимир Зернов. За несколько часов до смерти Бунин попросил жену почитать ему вслух письма Чехова. Как вспоминал Зернов, 8 ноября его вызывали к писателю дважды: в первый раз он провёл необходимые медицинские процедуры, а когда прибыл повторно, Иван Алексеевич был уже мёртв. Причиной смерти, по словам доктора, стала сердечная астма и склероз лёгких. Похоронили Бунина на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Памятник на могиле был сделан по рисунку художника Александра Бенуа.

14 слайд

Описание слайда:

«Окаянные дни» - это художественное и философско-публицистическое произведение, которое отражает эпоху революции последовавшей за ней гражданской войны. Благодаря точности, с которой Бунину удалось запечатлеть царившие в России того времени переживания, раздумья и мировоззрения, книга представляет большой исторический интерес. Также «Окаянные дни» обладают важностью для понимания всего творчества Бунина, так как отражают переломный этап как в жизни, так и в творческой биографии писателя. Основу произведения составляет документирование и осмысление Буниным разворачивавшихся в Москве 1918 года и в Одессе 1919 года революционных событий, свидетелем которых он стал. Воспринимая революцию как национальную катастрофу, Бунин тяжело переживал происходившие в России события, что объясняет мрачную, подавленную интонацию произведения.