Предосторожность купер краткое содержание. Купер, Джеймс Фенимор: краткая биография, книги. «Последний из Могикан»


Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789. Американский романист и сатирик; классик приключенческой литературы.
Получив первоначальное образование в Нью-Йорке, Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу. Был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио - этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниям Онтарио, встречающимся в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио».
Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман.

Второй роман Купера, уже из американской жизни, был знаменитый "Шпион" (1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе. Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни ("Пионеры", "Последний из Могикан", "Прерия", "Следопыт", "Охотник за ланями"), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник, выступающий под различными именами, энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас). Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 Купер отправился в Европу, где провел семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов, действие которых происходит в Европе. Мастерство рассказа, яркость описаний природы, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем как живые - таковы достоинства Купера как романиста. В начале 1840-х романы Купера были весьма популярны и в России; в особенности читался нарасхват печатавшийся в "Отечественных записках" "Следопыт", о котором Белинский выразился, что это - шекспировская драма в форме романа. По возвращении из Европы Купер кроме нескольких романов из американской жизни, написал еще "Историю северо-американского флота" (1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызваная, отравила последние годы жизни Джеймса Фенимора Купера.
Фенимор Купер, автор 33 романов, стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.

Автор 33 романов. Его стиль сочетал в себе элементы романтизма и просветительства. Долгое время творчество Купера являлось олицетворением американской приключенческой литературы. Конечно, и до него писали подобные произведения. Но Фенимор стал первым писателем, получившим признание европейской аудитории. А его романы прочно вошли в круг интересов огромного количества детей. В этой статье будет представлена краткая биография писателя, а также описаны его ключевые произведения.

Детство

Джеймс Фенимор Купер появился на свет в 1789 году в Берлингтоне (Нью-Джерси). Отец мальчика был крупным землевладельцем. Детство будущего писателя прошло в посёлке Куперстаун, расположенном в штате Нью-Йорк, на берегу озера. Он был так назван в честь отца Джеймса. Конечно же, происхождение наложило отпечаток на формирование политических взглядов героя этой статьи. Фенимор предпочитал уклад жизни «сельских джентльменов» и оставался приверженцем крупного землевладения. А демократические земельные реформы связывал только с разгулом демагогии и буржуазного стяжательства.

Учёба и странствия

Сначала Купер Джеймс Фенимор получал образование в местной школе, а потом поступил в Йельский колледж. После его окончания у молодого человека не было желания продолжать учёбу. Семнадцатилетний Джеймс стал моряком на торговом, а потом и на военном флоте. Будущий писатель пересёк Атлантический океан, много путешествовал. Также Фенимор хорошо изучил район Великих Озёр, где вскоре развернётся действие его произведений. В те годы он накопил много материала для своего литературного творчества в виде разнообразных жизненных впечатлений.

Начало карьеры

В 1810 году, после похорон отца, Купер Джеймс Фенимор женился и обосновался с семьёй в небольшом городе Скарсдэйле. Спустя десять лет он написал свой первый роман под названием «Предосторожность». Позднее Джеймс вспоминал, что создал это произведение «на спор». Жена Фенимора увлекалась Поэтому герой этой статьи полушутя-полусерьёзно взялся за написание подобной книги.

"Шпион"

Война за независимость - вот тема, которой очень интересовался в то время Джеймс Фенимор Купер. «Шпион», написанный им в 1821 году, был целиком посвящён этой проблематике. Патриотичный роман принёс автору громкую славу. Можно сказать, что этим произведением Купер заполнил пустоту, образовавшуюся в национальной литературе, и показал ориентиры её будущего развития. С этого момента Фенимор решил полностью посвятить себя литературному творчеству. В последующие шесть лет он написал ещё несколько романов, среди которых три произведения, вошедших в будущую пенталогию о Кожаном Чулке. Но о них мы поговорим отдельно.

Европа

В 1826 году Джеймс Фенимор Купер, книги которого уже были достаточно популярны, поехал в Европу. Он долго жил в Италии, Франции. Также писатель путешествовал и по другим странам. Новые впечатления заставляли его обращаться к истории как Старого, так и Нового Света. В Европе герой этой статьи написал два морских романа («Морская волшебница», «Красный Корсар») и трилогию о Средневековье («Палач», «Гейденмауэр», «Браво»).

Возвращение в Америку

Спустя семь лет Купер Джеймс Фенимор приехал домой. За время его отсутствия Америка сильно изменилась. Героическое время революции осталось в прошлом, а принципы были забыты. В США начался период промышленного переворота, который уничтожил остатки патриархальности как в человеческих отношениях, так и в жизни. «Великое моральное затмение» - так Купер окрестил болезнь, проникшую в американское общество. Высшим интересом и приоритом для людей стали деньги.

Призыв к согражданам

Джеймс Фенимор Купер, книги которого были известны далеко за пределами Америки, решил попытаться «вразумить» своих сограждан. Он по-прежнему верил в преимущества социально-политического строя собственной страны, считая плохие явления наносным, внешним извращением изначально здоровых и разумных основ. И Фенимор выпустил «Письма к соотечественникам». В них он призывал подняться на борьбу с появившимися «искажениями».

Но успехом это не закончилось. Наоборот, на Джеймса обрушилось много тайной клеветы и открытой ненависти. Буржуазная Америка не оставила его призыв без внимания. Она обвинила Фенимора в высокомерии, склочности, отсутствии патриотизма и недостатке литературного таланта. После этого писатель уединился в Куперстауне. Там он продолжил создавать публицистические произведения и романы.

Последний период творчества

В этот отрезок времени Джеймс Фенимор Купер, полное собрание сочинений которого есть сейчас почти в любой библиотеке, дописал последние два романа пенталогии о Кожаном Чулке («Зверобой», «Следопыт»). В 1835 году он издал сатирический роман «Монокины» об обнажённых пороках социально-политического строя США и Англии. В книге они выведены под названиями Низкопрыгия и Высокопрыгия. Также примечательна его трилогия о земельной ренте («Землемер», «Чёртов палец», «Краснокожие»), вышедшая в сороковых годах. В идейно-художественном плане последние произведения Купера весьма неравноценны. Помимо критики буржуазного строя, в них содержатся компоненты консервативной утопии, дающие читателям ложные представления о «земельной аристократии». Но, несмотря на это, писатель всегда придерживался критических антибуржуазных позиций.

Пенталогия о Кожаном Чулке

Эта серия книг является высшим достижением творчества Купера. В неё вошли пять романов: «Пионеры», «Прерии», «Последний из Могикан», «Зверобой» и «Следопыт». Все они объединены образом главного героя по имени Натаниэль Бампо. Он охотник, у которого много прозвищ: Длинный Карабин, Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Следопыт, Зверобой.

В пенталогии представлена вся жизнь Бампо - от юности до самой смерти. Но этапы жизни Натаниэля не совпадают с порядком написания романов. Джеймс Фенимор Купер, собрание сочинений которого есть у всех поклонников его творчества, начал описывать жизнь Бампо с преклонного возраста. Эпопея продолжилась рассказом о зрелом возрасте Натти, потом была старость. И только после тринадцатилетнего перерыва Купер вновь взялся за историю Кожаного Чулка и описал его юность. Ниже мы перечислим произведения пенталогии именно в порядке взросления главного героя.

«Зверобой»

Здесь Натаниэлю Бампо чуть-чуть за двадцать. Врагами юноши становятся индейцы из племени гуронов. Борясь с ними, Натти встречает на своём пути Чингачгука. С этим индейцем из племени могикан Бампо подружится и будет поддерживать отношения до конца жизни. Ситуация в произведении осложняется тем, что белые союзники Натти несправедливы и жестоки к чужеземному народу. Они сами провоцируют кровопролитие и насилие. Драматические приключения - плен, побег, сражения, засады - разворачиваются на фоне очень живописной природы - лесистых берегов Мерцающего озера и его зеркальной глади.

«Последний из Могикан»

Пожалуй, самый известный роман Фенимора. Здесь антиподом Бампо является коварный и жестокий вождь Магуа. Он похитил Алису и Кору - дочерей полковника Мунро. Бампо возглавил небольшой отряд и отправился освобождать пленниц. Также Натти сопровождает Чингачгук вместе со своим сыном Ункасом. Последний влюблён в одну из похищенных девушек (Кору), хотя Купер и не особо развивает эту линию. Сын Чингачгука погибает в бою, пытаясь спасти возлюбленную. Роман заканчивается сценой похорон Коры и Ункаса (последнего из могикан). После Чингачгук и Натти отправляются в новые странствия.

«Следопыт»

В центре сюжета данного романа лежит англо-французская война 1750-1760 годов. Её участники пытаются обманом или подкупом привлечь индейцев на свою сторону. Натти и Чингачгук сражаются на помогая своим собратьям. Однако Купер устами Бампо резко осуждает войну, развязанную колонизаторами. Он подчёркивает бессмысленность гибели в этом сражении как индейцев, так и белых. Значительное место в произведении уделено лирической линии. Кожаный Чулок влюблён в Мэйбл Дунхэм. Девушка ценит благородство и мужество разведчика, но всё же уходит к Джасперу, который близок ей по характеру и возрасту. Разочаровавшись, Натти уезжает на запад.

«Пионеры»

Это наиболее проблемный роман, который написал Джеймс Фенимор Купер. «Пионеры» описывают жизнь Кожаного Чулка в семидесятилетнем возрасте. Но, несмотря на это, Бампо ещё не утратил зоркости, и его рука по-прежнему тверда. Чингачгук всё так же рядом, только из могучего и мудрого вождя он превратился в спившегося дряхлого старика. Оба героя находятся в посёлке колонистов, где действуют законы «цивилизованного» общества. Центральный конфликт романа заключен в противостоянии надуманных социальных порядков и естественных законов природы. В конце романа Чингачгук умирает. Бампо уходит из поселения и скрывается в лесу.

«Прерия»

Финальная часть пенталогии, которую написал Джеймс Фенимор Купер. «Прерия» повествует о жизни Натаниэля в преклонном возрасте. У Бампо появились новые друзья. Но теперь он помогает им не метким выстрелом, а большим жизненными опытом, умением вести разговор с суровым индейским вождём и укрываться от стихийного бедствия. Натти с друзьями противостоит семейству переселенцев Бушей и индейцам племени сиу. Но авантюрный сюжет завершается вполне хорошо - двойной свадьбой. В финале произведения описывается проникновенная и торжественная сцена последних моментов жизни Бампо и его смерти.

Заключение

Джеймс Фенимор Купер, биография которого была представлена выше, оставил после себя обширное литературное наследие. Он написал 33 романа, а также несколько томов путевых заметок, публицистики, исторических изысканий и памфлетов. Купер сыграл огромную роль в развитии американского романа, придумав несколько его поджанров: утопический, сатирико-фантастический, социально-бытовой, морской, исторический. Для произведений писателя было характерно эпическое отражение мира. Именно это и способствовало объединению ряда его романов в циклы: дилогию, трилогию, пенталогию.

В своём творчестве Джеймс Фенимор Купер освещал три основные темы: жизнь фронтира, море и войну за независимость. Данный выбор раскрывает романтическую основу его метода. Американскому обществу, обуреваемому жаждой наживы, он противопоставляет свободу морской стихии и солдатский героизм. Этот разрыв действительности и романтического идеала находится в основе художественно-идейного замысла любого произведения Купера.

Т. Коул. Сцена из романа «Последний из могикан»

Профессиональной литературной деятельностью Фенимор Купер занялся в тридцатилетнем возрасте. Если верить легендам первый роман «Предосторожность» (1820) он написал на спор с женой. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир ». С малолетства он стал свидетелем роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров , индейцев, фермеров, становившихся крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 году в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был исключен за дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Уже прославившись на писательском поприще, Купер не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах.
Своей славой Купер обязан не трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным моральными запретами, не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830), не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Эта злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что должно было задеть писателя - ведь уже был написан «Шпион» (1821) - патриотический роман из времен Американской революции. «Моникинов» сравнивали с «Путешествиями Гулливера», но Куперу не хватило свифтовской фантазии и остроумия. Купер более успешно противостоял недругам не как писатель, а как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его и Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький , герой Купера «бессознательно служил великому делу... распространения материальной культуры в стране диких людей и - оказался неспособным жить в условиях этой культуры...».
Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним - «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».
В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».
Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом - конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии. С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757-1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.
Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия - племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком. Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса - последнего из могикан. Эта утрата катастрофична. Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму. Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа - мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.
Человек перед судом природы - вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное - схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры - только антураж.
Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Потому и обронил писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение - это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему - тайная вера в продолжение, не имеющее конца.

Литература США

Джеймс Фенимор Купер

Биография

КУПЕР Джеймс Фенимор (1789−1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823). Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838).

КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15 сентября 1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси - 14 сентября 1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк), американский писатель.

Первые шаги в литературе

Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив в этом случае отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.

Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.

Натти Бампо

Своей всемирной славой Купер обязан не так называемой трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), и не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Это вообще злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть - ведь позади остался «Шпион» (1821) - явно патриотический роман из времен американской революции. «Моникинов» даже сравнивают с «Путешествиями Гулливера», но Куперу явно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроумия, здесь слишком явно проступает тенденция, убивающая всякую художественность. Вообще, как ни странно, Купер более успешно противостоял своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Действительно, он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному - Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький, герой Купера «бессознательно служил великому делу… распространения материальной культуры в стране диких людей и - оказался неспособным жить в условиях этой культуры…».

Пенталогия

Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним - «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».

Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом - конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.

С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757−1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.

Чингачгук

Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия - племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком. Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса - последнего из могикан. Эта утрата катастрофична. Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму. Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа - мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.

Боль писателя

Человек перед судом природы - вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное - схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. - это только антураж.

Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение - это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему - тайная вера в продолжение, не имеющее конца.

Фенимор Купер – известный американский писатель и публицист, родившийся 1789 года. Воспитывался в семье довольно богатого судьи. Когда родился Джеймс, семья переезжает в штат Нью-Йорк. Вскоре они обжились и основали небольшой поселок, получивший название Куперстаун. Позже он постепенно перерастает в город. В юношеские годы поступает в Йельский университет, но вскоре он бросает учебу и отправляется на морскую службу.

1811 год является для будущего писателя благополучным. Он знакомится с красивой девушкой, к тому же она француженка, и вскоре делает ей предложение. Это событие довольно сильно повлияло на литературную деятельность Купера. Известно, что первое свое произведение он написал, благодаря своей любимой жене. Он поспорил с ней, что сможет написать произведение, и оно будет не хуже всех современных авторов на тот момент. Уже в 1820 году мир увидел «Предосторожность», которая попала пол отрицательную критику.

Известно, что Фенимор Купер редко бывал в Англии, следовательно, ему традиции и социальные ценности этой страны были малоизвестны, что не скажешь по его произведению. После этого в жизни писателя наступает период активного творчества, он много работает над созданием повестей, романов, целых серий книг. По жизни Купер был разносторонним человеком, он никогда не занимался тем, что ему не нравилось или не нужно было вообще. Купер довольно много путешествует по Европе, знакомится з многочисленными народами и их традициями.

Фенимор Купер - выдающийся американский писатель и публицист. В его активе огромное количество исторических приключенческих романов о жизни общества в период войны Америки за независимость и прогресс. В его литературном активе - такие известные романы, как: «Последний из Могикан», «Зверобой», «Пенталогия о кожаном чулке» и многое другое. Вся Америка зачитывалась им и была благодарна за такую искренность и любовь, с которой он описывал девственную природу Америки. Людям очень нравился его талант рассказчика. Особенно детям. Хотя, казалось бы, его романы насыщенны кровавыми сценами и сценами насилия. Местью, предательством и любовью. Темы не для детей. Однако их привлекало не это. Дети любят приключения, любят запоминающихся, сильных героев. И Фенимор Купер дал им это. Он создал персонажей, которые несли с собой свет в общество, которые говорили о свободе, душевности, любви и сострадании.

Фенимор Купер за свою жизнь написал 33 романа и по праву вписан в историю как первый американский писатель, чьи труды были признаны во всем Старом Свете, даже в России. Все великие писатели, такие как Бальзак, Теккерей, преклонялись перед талантом Купера. Хотя сам он начал свой литературный путь, когда ему уже было за 30 лет, и чисто случайно. Говорят, что свой первый роман "Предосторожность" он написал, потому что поспорил со своей супругой.

Он сын богатого землевладельца, который затем стал конгрессменом, с самого детства был свидетелем того, как жадно и жестоко пробивала себе путь Америка. Этот драматизм впился в сознание юного американца и стал для него путеводителем во взрослую жизнь. Это чувство, эти воспоминания не покидали его, и совсем скоро стало ясно, что их необходимо выплеснуть наружу.

В 14 лет Купер стал студентом Йельского университета. Однако проучиться ему суждено было недолго. Его выгнали за какую-то провинность и он, не теряя времени, поступил на службу во флот. Там он служил и набирался знаний целых 7 лет. В период с 1826 по 1833 года он объездил всю Европу. Жил в таких странах, как: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды. Путь в Россию так и не открылся для писателя. Через 10 лет после турне, в свет начали друг за другом выходить романы Купера, которые и создали новую жизнь вокруг него. Трилогия о «Земельной ренте», которой он начал свой путь, рассказывала о дельцах и земельных аристократах, которые вели не чистый бизнес. Эта трилогия принесла автору всемирную славу и признание. Многие американские семьи, те, которых строила земельная система, были рады услышать в произведениях Купера свой, давно умолкший голос.

Дальше на свет появляются морские романы и сатиры. Появляются два публицистических романа «Домой» и «Дома». После выхода этих романов, критики надулись против него, и начали обвинять в антипатриотизме, что на самом деле было неправдой. Купер прекрасно понимал, что обвинения эти не имеют должных оснований. Он любил свою страну. Любил так, Что не желал мириться с тем коварством и несправедливостью, что существовали на территории страны. Некоторые романы Купера сравнивают с «Путешествием Гулливера» Джонатана Свифта. Однако Куперу не хватает той степени остроумия, которая была в Свифте.

Купер боролся за свои права, и порой на судах защищал свою честь и свое слово. В борьбе за свои идеалы он выиграл не один процесс. Сила его духа и правды не имела должных соперников, и, в конце концов, праздновала торжество правды над ложью. Репутация Купера в мировой литературы прочно зиждется на созданных им героях, которые несли с собой правду, национальные мотивы. Пенталогия о Натти Бампо была написана за долгие 17 лет, став затем величайшей классикой мировой литературы. Даже Горький писал о Купере, как об одном из величайших героев, которых когда-либо видела старая Америка.

Фенимор Купер и его наследие

Фенимор Купер - великий автор старой Америки. Его романы, «Пионеры» (1823), «Последний из Могикан» (1826), «Зверобой» (1941) и «Следопыт» (1940) являются по праву лучшими произведениями о диком западе. Племена американских индейцев в романах Фенимора Купера живут как дикие призраки, неуловимые, с могущественными традициями. События в первом романе текут непоследовательно. В «Пионерах» старый охотник Натти Бампо, доживает последние мгновения жизни. Он не понимает и не желает понять те нравы и законы, пришедшие на смену старым традициям уже отошедшего мира. В следующем романе «Последний из Могикан» действие разворачивается на 40 лет раньше. Идет война между англичанами и американцами. Индейцы примыкают к солдатам, дабы тоже влиться в войну за свободу своих земель.

В работе «Просвещение и словесность в Америке» (1828), Фенимор Купер в форме письма обратился к аббату Джиромаччи с жалобой, в которой говорил, что в историческом контексте первым появился печатник. Сам писатель же появился куда позже. Писатель - это свободный романтик, чья жизнь порою принадлежит исключительно его летописям и чувствам. Сам Купер был таким. Он был подвластен сильным, могущественным эмоциям. И даже Пушкин в своей статье «Джон Теннер» заметил, что созданные на страницах куперовских романов индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Однако стоит отойти недалеко и сказать, что Купер никогда не стремился к изображению точных портретов. Он предпочитал выдумку поэта вместо правдивости факта.

Однако все же, каким бы поэтом в душе он не был, он чувствовал обязательство перед историей, ощущал, как неукоснительный факт, который нужно ценить и почитать. История это святая обязанность. В писателе чувствовался острый конфликт, изрыгающийся наружу на страницах его произведений. Этот конфликт между реальностью и мечтами, природой, в которой заключалась высшая истина и прогрессом, который потихоньку сводит природу на нет, убивает душу мира. Этот конфликт ярко выражен в сюжете «Кожаного чулка», где ведется повествование о Семилетней войне между Французами и Англичанами за право называться владыками Канады. В романе много путешествий и детективных тайн, есть интрига и любовь. Все это прекрасно отыграло свою роль и роман стал шедевром детской литературы, хотя на самом деле, это никак не детская литература. В этом романе, одним из главных героев выступает знаменитый индеец Чингачгук, чей образ у автора получился слегка размытым. Это говорит о том, что на первом месте для писателя были общие понятия - род, племя, история, уклад жизни, традиция и другое. И именно со смертью Ункаса, - сына Чингачгука, утрата чувствуется с еще большей силой. Словно обрывается нить времен, когда новое сменяет старое.

Купер очень болел любовью к природе. И отголоски этой болезни легли на страницы «Последнего из Могикан», где тема звучит коротко и передает всю суть. Природа судит человека. Человек никогда не поднимется над природой, пусть даже в его арсенале весь мировой прогресс. Природа будет всегда для него недосягаема. Перечитывая роман Фенимора Купера, ловишь себя на мысли, что автору было неимоверно больно осознавать то, что старая Америка вынуждена уйти, ведь того требует новый уклад. Общество меняется и страна вместе с ним. Однако эта новая Америка уже при рождении оказывается мертвой. Писатель в будущем писал, что он разорвал отношения со своей страной, разошелся, как расходятся пары, живущие в браке не одно десятилетие. И потому даже такой разрыв, не убивает былой любви, былой заинтересованности и сострадания. Для Купера Америка была все такой же таинственной и дикой, как много лет назад. И он её продолжал любить.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Купера Фенимора представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.