Формирование правильной осанки дошкольника. Нарушение осанки. Формирование и значение правильной осанки

Любой позвоночный столб состоит из позвонков разных видов, среди которых 4-5 копчиковых, по 5 крестцовых и поясничных позвонков, а также 12 грудных и 7 шейных позвонков. Стоит отметить, что после рождения ребенка форма и, естественно, размеры позвоночного столба достаточно сильно изменяются, при этом наиболее быстрый рост позвонков наблюдается на протяжении первых двух лет жизни.

Для позвоночника характерно наличие изгибов, обусловленных физиологией. Так, на первом этапе, примерно в 3-4 месяца, т. е. тогда, когда ребенок только начинает пробовать держать головку самостоятельно формируется так называемый шейный лордоз. Затем, примерно к полугоду, наблюдается появление грудного кифоза, как правило, в это время ребенок уже уверенно сидит. Крестцовый кифоз и поясничный лордоз формируются у ребенка тогда, когда он начинает ходить, а к 6 годам жизни формируется типичная форма позвоночника. Заканчивается формирование характерных изгибов примерно к 18-20 годам.

Нормальная осанка – какая она?

Нормальная осанка предусматривает, что:

  • перпендикулярное, по отношению к площади всей опоры, положение головы и туловища,
  • очертания надплечий и шеи должны быть симметричными,
  • плечи должны находиться на одном уровне,
  • лопатки должны находится на одном уровне,
  • гребни подвздошных костей должны располагаться на одном уровне,
  • боковые поверхности тела должны иметь одинаковую форму,
  • длина ног должна быть одинаковой,
  • скелетная мускулатура должна быть симметричной,
  • симметричными должны быть и обводы стоп.

Все характерные, предусмотренные физиологией изгибы позвоночника в поясничном, грудном и шейных отделах должны находиться в пределах нормы.

При нормальной осанке вертикальная ось должна проходить через середину темени, затем пересекать мочку уха, пересекаться с поперечной осью тазобедренного сустава и пересекать бугорок пятой по счету плюсневой кости. Имеющий такую осанку человек выглядит подтянуто и, как правило, именно такую фигуру называют красивой.

Стоит отметить, что именно правильная осанка способна обеспечить необходимые амортизационные свойства позвоночника, что будет предохранять мозг от всевозможных сотрясений во время движения. Так, при движении происходит толчок по направлению снизу-вверх и в верхней точке сила этого толчка за счет изгибов позвоночника гасится примерно в 25 раз. Кроме этого, правильная осанка существенно улучшает условия работы всего двигательного аппарата и всех внутренних органов, при этом мышцы, которые сохраняют правильное положение осанки, в таком случае наименее напряжены и всегда готовы к длительным нагрузкам.

Причины формирования неправильной осанки

В детском возрасте позвоночник любого человека отличается своей гибкостью и пластичностью, при этом скелет развивается немного быстрее мышечной ткани . Так, на уровне грудного кифоза располагается передняя продольная связка, развитие которой несколько отстает от развития скелета и потому она не в состоянии обеспечить стабильное положение позвоночника. Только после завершения роста позвоночника она достигает необходимых показателей и включается в процесс удержания грудного кифоза. Подобные особенности в сочетании с недостаточной двигательной активностью и неправильными позами приводят к формированию неправильной осанки.

В частности, круглая спина это следствие достаточно частого пребывания в позе лежа или сидя калачиком. В такой позе мышцы передней поверхности бедер укорачиваются , а ягодичные мышцы и мышцы задней поверхности бедер, наоборот, растягиваются , а это увеличивает наклон таза, что, в свою очередь, приводит к поясничной кривизне, которая будет наблюдаться в положении стоя.

Предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника вызвана его уплощением, что является следствием недостаточно наклона таза. Зачастую причиной таких изменений является ранее усаживание младенца, из-за чего поясничный отдел слишком сильно вытягивается и в дальнейшем скорректировать такую фигуру достаточно сложно.

Стоит отметить, что зачастую первые и достаточно незначительные отклонения в формировании осанки остается просто незамеченными и к специалисту ребенок попадает, уже имея серьезные отклонения (), а это существенно затрудняет процесс коррекции осанки.

В тоже время на формирование осанки влияет множество факторов, среди которых такие как степень развитости и характер:

  • строения костной системы,
  • нервно-мышечной сиситемы,
  • связочно-суставного аппарата.

Влияют на формирование осанки и особенности быта и, естественно, всевозможные нарушения деятельности организма, особенно перенесенные в детстве заболевания. При этом нужно отметить, что в любом возрасте осанка достаточно нестабильна и возможны изменения как в лучшую, так и худшую сторону. Как правило, у детей наиболее частое нарушение осанки наблюдается в 5-7 летнем возрасте и в период полового созревания. В школьное время осанка нестабильна и зачастую зависит от психики ребенка, развития мускулатуры спины, живота, ног, состояния нервной системы.

Отклонения осанки от правильного положения называют дефектами или нарушениями и заболеванием это не считается. Однако все эти нарушения осанки — это промежуточное состояние между патологией и нормой, и по сути являются предболезнь, так как нарушение осанки серьезно ухудшает условия функционирования внутренних органов, что может стать условием для развития различных заболеваний.

Перечисленные отклонения в осанки обычно возникают вследствие гиподинамии, из-за использования неправильной позы во время отдыха или работы, из-за длительного стрессового состояния. При этом подобные изменения в первую очередь влияют на деятельность опорно-двигательного аппарата, в частности, появляются так называемые «ошибочные» рефлекторные связи, которые приводят к мышечному дисбалансу, который обусловлен слабостью связок и мышц. Серьезное изменение в позвоночнике вызывает развивающееся . Этот недуг, при отсутствии серьезного лечения, дает самую прямую связь

Естественно, болезнь гораздо проще предупредить, чем потом пытаться ее лечить и по наблюдениям специалистов ничто не способствует формированию правильной осанки так, как систематические физические упражнения и воспитание.

Как предотвратить изминение осанки у ребенка

Наиболее легко необходимые положительные навыки вырабатываются в раннем возрасте, потому заняться формированием осанки у ребенка можно еще до школы.

Так, вся мебель ребенка , должна соответствовать его росту. Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, необходимо обратить внимание на:

  • освещение рабочего места ребенка, при этом во время чтения или письма глаза ребенка должны находиться на расстоянии 30-35 см от книги (тетради);
  • позу ребенка во время письма (чтения). Правильная поза требует некоторого напряжения мышц, и дети достаточно быстро устают и начинают, например, опираться грудью на стол, что вызывает затруднение дыхания и препятствует нормальному кровообращению, естественно, возможно появление дефектов осанки.

После начала обучения обратить внимание необходимо на создание необходимых условий для выполнения домашнего задания, игр и любых других занятий. Особенно важно, чтобы ребенок имел удобный, подходящий его возрасту стол и стул. Так, сиденье стула должно располагаться в районе колена стоящего ребенка, а крышка стола должна быть выше на 2-3 см локтевого состава сидящего малыша.

Еще одно важное и коротко — правильно подобранный ранец !!!

Примерно с 4-х лет ребенка необходимо приучать правильно стоять и сидеть , не сутулиться и т. п.

Особенно важно научить ребенка правильно сидеть во время использования планшета или другого компьютерного устройства. НО научить ребенка нельзя! А что же тогда делать? Тогда нужно научить ребенка использовать подручные средства, чтобы правильно сидеть. Это может быть обычная небольшая жесткая подушка.

На пользу пойдут и холодные обтирания, которые помогут держать в тонусе мышцы.

Уделить внимание необходимо и питанию, ведь ребенок должен получить нужное ему количество минералов, белков и витаминов.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки является систематическое занятие спортом . Самым первым и самым результативным среди видов спорта для позвоночника будет конечно – плавание . Но плавание за здоровьем, а не за спортивными достижениями!

Если же не спорт, то элементарный набор упражнений, сможет стать хорошим фундаментом. Это:

  1. общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры. Отрывайте детей от компьютеров!);
  2. упражнения с ношением легких предметов на голове (или другие упражнения на равновесие);
  3. упражнения с использованием элементов жонглирования.

Такие упражнения могут быть паузой в прерывании сидения или длительной умственной деятельности. Такие перерывчики хорошее делать каждые 45-60 минут, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения и упражнения для глаз.

В тоже время формирование правильной осанки это своего рода выработка определенного рефлекса и потому с этой точки понимания, нет смысла постоянно делать замечания и ругать его если он что-то делает неправильно. Ведь «зажатость» мышц – это результат внутренней зажатости ребенка , его реакция на стресс. Посмотрите на позу ребенка, когда он что-то нашкодничал и вы его ругаете: голова опущена, плечи опущены и как-бы поданы вперед и вниз, мышцы достаточно напряжены….. Это и есть начало искривления позвоночника.

Поэтому – хорошая атмосфера в доме – это залог хорошей и правильной осанки у ребенка.

«Как я уже писал в статьях ранее стресс выражается в симптомах. К симптомам относится курение, халатное отношение к делу, рвота, тошнота, озлобленность, агрессия…»

Elena

Двигательная деятельность человека является основой здоровой и гармоничной жизни. За свою жизнь человек совершает бесчисленное количество всевозможных движений, однако полная двигательная активность приходит не сразу после появления младенца на свет, а несколько лет формируется, в зависимости от развития опорно-двигательного аппарата. По мере развития малыш учится ходить и удерживать свое тело стоя на ногах. В этот момент у ребенка начинается процесс формирования осанки – наиболее привычного положения тела. О проблемах данного развития, а также о формировании правильной осанки узнаем из данной публикации.

Нарушение осанки – причины и следствия

В основе полноценной двигательной деятельности лежит слаженная работа мышечно-связочного аппарата. Многие удивятся, но для осуществления одного единственного шага при ходьбе задействуется более 300(!) мышц. Однако если мышечный аппарат ребенка развит слабо, да к тому же часто подвергается чрезмерным и длительным нагрузкам, происходит искривление позвоночного столба. Так, при боковом искривлении позвоночника у подростка формируется , а в случае увеличения изгиба в поясничном либо шейном отделе – лордоз. Более того, к нарушению осанки приводит развитие плоскостопия, то есть деформация стопы вплоть до исчезновения ее свода.

При нарушении осанки человек начинает сутулиться, что не только портит внешность, но и грозит проблемами с внутренними органами. К тому же из-за развития идет повышенная нагрузка на ноги, из-за чего они начинают быстро уставать и болеть при ходьбе. С развитием недуга плоскостопие может привести к деформации стопы и пальцев ног, что исправляется лишь хирургическим вмешательством.

Формирование правильной осанки

Медики утверждают, что причиной развития неправильной осанки становится слабая двигательная активность человека в юном возрасте. Профилактика предупреждения нарушения осанки – это целый комплекс мер, который направлен на создание необходимых гигиенических условий для ребенка. Данный комплекс должен включать в себя соблюдение режима дня (организм ребенка не должен перегружаться), правильное питание с оптимальным содержанием витаминов, минералов и белков, а также подбор удобной мебели для ребенка, соответствующей его росту.

Более того, ключевое значение в формировании осанки имеет укрепление мышц спины, а также свода стопы. Для этого важно регулярно заниматься гимнастикой, носить жесткие массажные тапочки вместо мягких домашних, а также чаще ходить босиком по гравию и песку. Более того, для повышения тонуса спины ребенку полезны , ежедневные прогулки, а также занятия спортом.

Лечение нарушения осанки

Чтобы предупредить нарушение осанки у ребенка важно регулярно показывать его врачу-ортопеду, который проведет клинический осмотр и даст необходимые рекомендации по укреплению мышц спины и стоп, а при необходимости, направит в кабинет лечебной физкультуры.

В случае диагностирования первой степени нарушения осанки, а также начальной стадии плоскостопия у ребенка, ему необходимо регулярно выполнять комплекс корригирующих упражнений под руководством специалистов по лечебной физкультуре. Подбирается он с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени искривления позвоночника. Входящие в комплекс физические упражнения обязательно должны иметь направленность воздействия (укрепление мышц живота, спины, нижних конечностей) и быть строго дозированными. Регулярное выполнение комплекса упражнении вкупе с соблюдением гигиенических норм дают прекрасные результаты в плане исправления недуга. Берегите своих детей!

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. Поэтому формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в области физического воспитания детей и подростков. При фиксации нормальной (правильной) осанки в основной стойке голова держится без наклона в сторону, грудная клетка развернута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений – с минимальными по сравнению с другими вертикальными стойками усилиями. При благоприятных условиях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной.

В силу различных причин вероятны более или менее стойкие отклонения в осанке от нормы, особенно в первый период ее становления и в период старения. Как известно, дефектами осанки часто являются чрезмерный поясничный лордоз («прогнутая осанка»), чрезмерный грудной кифоз («сутулая осанка»), наклонная осанка, изогнутая осанка.

Нарушением осанки считается также отсутствие или наличие недостаточных изгибов в сагиттальнойплоскости («плоская спина»). У детей, обладающих «плоской спиной» , отмечается склонность к образованию боковых искривлений позвоночника – сколиозов.

Нередко плохой осанке сопутствует частичное или полное плоскостопие – опущение продольного или поперечного свода стопы. Плоскостопие очень часто остается незамеченным, а это дефект достаточно распространен. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения.

Различают нормальную, плоскую и полую стопу.

По данным ряда массовых обследований, проведенных в последние годы в различных демографических регионах, те или иные дефекты осанки отмечаются у 40 – 50% школьников от общего числа обследованных. Часто их порождают не патологические причины, но и в таких случаях они представляют собой отнюдь не безвредные аномалии. Укореняясь, они могут не только существенно

ухудшать биомеханические свойства опорно-двигательного аппарата, но и неблагоприятно сказы-

ваться на функциях внутренних органов и со временем наносить немалый ущерб здоровью. Кроме того, наличие неправильной осанки может приводить к не менее тяжелым моральным переживаниям, связанным с осознанием своей физической неполноценности.

Степень нарушения осанки может быть различной: неустойчивые функциональные изменения, которые выражаются в неправильных позах тела и исчезают в положении прямой стойки; устойчивые функциональные изменения, не сглаживающиеся при изменении положения тела; фиксированные нарушения, связанные с изменением не только мышечной, но и в костно-связочной системе двигательного аппарата. Для исправления последних требуются длительные и систематические занятия лечебной (корригирующей) гимнастикой.

Чаще всего изъяны в осанке предотвратимы и поддаются исправлению с помощью постоянного контроля и специальных упражнений на формирование правильной осанки.

Задача учителя – воспитывать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Научиться контролировать осанку необходимо как можно раньше. Поэтому учитель физической культуры должен сделать все зависящее от него, чтобы в начальных классах обучить детей держать тело в правильном положении. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение плеч и головы. В старших классах на эту работу потребуется больше времени и энергии, так как нарушения осанки требуют настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а также со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны контролировать осанку ребенка дома.

Как же проверить свою осанку? Простейший способ проверки осанки, который легко осуществить в домашних условиях, следующий. Встать у вертикальной плоскости (у стены или у двери с ровной поверхностью), касаясь ее затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками. При этом подтянуть свое тело так, чтобы голова оказалась в таком положении, когда козелковая точка находится на одной горизонтали с нижней границей носа, и чтобы у вертикальной плоскости прилегали плечи, лопатки, икроножные мышцы. Положение в лицевой плоскости проверяется по вертикальной линии, нарисованной на зеркале. Для более тщательной проверки осанки используются специальные методики.

Большое значение для сохранения правильной осанки имеют позные рефлексы. Как их применять для формирования осанки, можно увидеть на следующем примере. Нужно принять положение основной стойки, выпрямиться, расправить плечи, поднять подбородок. После того как это положение зафиксировано, резко опустить голову, наклонив лицо вниз. При таком движении вы заметите, как неожиданно и быстро сломалась вся ваша выпрямленная поза тела: непроизвольно свелись плечи, согнулась спина, прогнулась поясница, а живот выпятился. Такое изменение позы тела связано с тем, что опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении. Если голову поднять вверх, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот втягивается. При таком положении головы человек непроизвольно принимает позу правильной осанки. Однако для тренировки правильной осанки недостаточно обучиться только тому, чтобы уметь красиво поднимать голову. Надо еще потренироваться носить ее гордо, независимо от своих эмоций. Для этого тренируют «мышечный (мускульный) корсет», т.е. те группы мышц, которые держат тело в позе правильной осанки, а таких мышц более 300. Общепринятые каноны правильной осанки обусловлены медицински и биомеханически. Это те позы, которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерное распределение механической нагрузки на части скелета, а также минимальные энергозатраты на поддержание равновесия. За эталон красивой осанки, которой надо подражать, обычно принимают осанку балерины, гимнастки. На постановку осанки у балерин, как на один из важных показателей профессионального мастерства, уходят годы упорного труда.

Сразу после рождения ребенок начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок должен пройти следующие уровни формирования движений:

уровень А – ребенок лежа на животе поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равновесие тела и базовый порог напряжения мышц;

уровень В – формирование мышечно-суставных связей, предопределяющих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует этапу обучения ползанию и сидению. Начинает формироваться механизм одностороннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в дальнейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;

уровень С – формируется к концу первого года жизни и позволяет ребенку хорошо ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков;

уровень Д – создается вертикальная модель тела, при которой мышечный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах.

По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночника. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. К моменту рождения, когда ребенок лежит на горизонтальной плоскости, у него имеется лишь одна кривизна позвоночника – крестцово-копчиковый кифоз. На уровне А происходит формирование шейного лордоза. При переходе ребенка на уровень В формируется грудной кифоз. Поясничный лордоз возникает, когда ребенок начинает вставать и ходить – уровень С и Д. Таким образом, уже к 7 годам здоровый ребенок приобретает нормальную форму позвоночника с лордозами в шейном и поясничном отделах и кифозами в – грудном и крестцовом.

Однако длительное время до 5-7 лет эта форма позвоночника не закрепляется. У подростков в пубертатном периоде снова происходит изменение осанки, вследствие чего походка юноши и девушки становится неопределенной, вразвалку. С наступлением половой зрелости формируется окончательная осанка, свойственная данному человеку.

Итак, один какой-либо тип осанки не может удовлетворить все периоды её формирования, так как в разные возрастные периоды изменяются пропорции тела ребёнка. А в связи с этим изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку. В результате фигура ребёнка меняет свои общие контуры, а осанка приобретает свои особенности.

Поэтому традиционно принято описывать осанку дошкольника, младшего школьника, юноши и девушки, в исходном положении стоя, так как это стандартизует и облегчает оценку. Особенности осанки определяются положением головы и пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей.


Оптимальная осанка дошкольника: голова немного наклонена вперёд, туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи развёрнуты, лопатки слегка выступают, живот выдаётся вперёд, намечается поясничный лордоз. Ноги выпрямлены. Угол наклона таза – от 22 до 25˚.

Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы выражены умеренно, остистые отростки расположены по одной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается.

Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчёркнутый лордоз, у юношей – кифоз.

Очевидно, что оптимальная, с точки зрения биомеханики и физиологии, осанка должна сохраняться и в положении сидя, и при выполнении основных движений (ходьба, бег и др.).

Для сохранения симметрии тела в положении стоя (осанки) требуется известный мышечный тонус. Но, кроме того, при этом действуют также пассивные эластические структуры – связочно-сумочный аппарат суставов. При биомеханическом анализе внутренних сил различают (рис. 3):

1) заднюю систему костно-суставной опоры, мышц и связок, включающую дужки, остистые, поперечные и межпозвонковые сочленения и соответствующие связки;

2) систему переднего отдела позвоночника, образованную телами позвонков и соединяющими их связками вместе с межпозвонковыми дисками.

Если отделить переднюю часть позвоночника (тела позвонков) от задней его части, образуемой дужками, то длина позвоночника, образуемого дужками, увеличится примерно на 14 см вследствие расслабления связок (Стейндлер).

Физиологическая осанка зиждется на основных законах симметрии человеческого тела. Существует физиологическая (временная) и патологическая асимметрия человеческого тела.

Основная особенность нормального позвоночника заключается в его способности к быстрому активному и полному возврату из асимметричного положения к полной симметрии.

Для определения патологической асимметрии существуют ориентировочные плоскости. Центр тяжести, расположенный на уровне второго крестцового сегмента, является исходной точкой, по которой можно определить всякое отклонение тела от нейтрального положения. Для этого следует провести через эту точку три ориентировочные плоскости под прямым углом друг к другу (рис. 2).