Открытый урок литературы м шолохов "судьба человека". Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему Урок судьба человека домашнее задание

Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

28.03.2013 29155 2502

Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Цел и: познакомить (обзорно) с биографией М. А. Шолохова; выявить смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Сообщение учащегося «Страницы жизни и творчества М. А. Шолохова».

3. Чтение статьи учебника (с. 167–170, II ч.) и рассказ учителя об истории создания произведения.

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

– Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

– В каких строчках рассказа выражена его основная мысль? (Читаем последний абзац.)

– Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

– Подтвердите примерами-эпизодами, где проявились стойкость, мужество главного героя, его способность брать на себя ответственность за других.

– Война оставила глубокий след в душе Андрея, и окаменела его душа. (Подтверждаем это строчками текста, обращаем внимание на детали его портрета, манеру говорить.)

– Война закончилась, но что-то все равно тревожит его, не дает спать. Что?

– Почему он решает взять «нового» сынишку? Вероятно, потому, что человек не может и не должен быть в мире один. Жизнь должна иметь смысл, воевать можно с ненавистью, а жить только с любовью. Но к кому? Может ли это быть другая женщина?

– Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

4. Анализ особенностей композиции рассказа.

Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

– В чем особенность его композиции? (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

5. Пересказ (сжатый) основных эпизодов.

– Довоенная жизнь, какая она?

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

6. Анализ эпизода в церкви.

– Как ведут себя герои в этой сцене? Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. о днако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за это чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

– А как повел себя сам герой? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего». т яжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.)

– Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?

– Как автор показал душевное состояние героя, у которого война отняла все? (Герой дважды прерывает свой рассказ, каждый раз вспоминая о жене и детях. Выразительные портретные детали и ремарки выражают состояние героя.)

– В чем смысл названия рассказа?

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

II. и тог урока.

з аписи в тетради.

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван».

Учитель. Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

Домашнее задание:

1) написать мини-сочинение «в ойна в судьбе ребенка» (о Ванюшке);

2) подготовить подборку стихов А. Т. Твардовского о родине.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО «ТТЭК»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ЛИТЕРАТУРА

«Судьба человека»

(по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»).

Преподаватель: Тряскова О.Ю.

Тема: Судьба человека.

(По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Цель урока : помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование : портрет М. Шолохова, текст художественного произведения, ассоциации – рисунки студентов к слову «судьба».

Опережающее задание : прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», подготовить сообщения, написать лирическую миниатюру «Судьба человека», нарисовать ассоциации к понятию «судьба».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа); наглядные (ассоциации), кадры из фильма; практические (работа с текстом).

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Так о чем же таком (глубоком) пишет М. Шолохов?

Запись в тетради темы урока .

II. Мотивация учебной деятельности.

На примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» показать, значимость слов: «любовь», «доброта», «прощение», «сила духа»…

III . Сообщение цели урока, эпиграфа.

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, – не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся .

    История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Перед тем, как обратиться непосредственно к разгадке тайны души, судьбы человеческой, хотелось бы дать слово девочкам. Чтение стихотворения:

Враги сожгли родную хату .

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945

М. Исаковский

2) Знаком сюжет? Таких, как этот солдат и герой Шолохова М. – Андрей Соколов, было множество .

Так почему же М.Шолохов обращается к этому (уже не новому сюжету). Вопрос об истории создания произведения.

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.

Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

3) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой показал М. Шолохов обыкновенного человека, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом .

4) Обратимся к названию рассказа «Судьба человека».

Почему рассказ называется «Судьба человека», а не, например, Судьба Андрея Соколова? (война постучалась в каждый дом, таких солдат много).

Я просила вас дома посмотреть лексическое значение слова «судьба»?

( Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством ).

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение. )

Работа с ассоциациями (см. Приложение № 1).

В каком же значении употребил данное слово М. Шолохов.

( Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов. Хотя фатум, рок все-таки преследуют нашего героя).

V. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.

2. Почему Соколов начинает рассказывать свою историю жизни незнакомому человеку? (психологический момент: надо выговориться; легче рассказать человеку, которого никогда больше не увидишь (разговор в купе попутчиков).

3. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина ( два одиночества ).

Чего не может простить себе Андрей Соколов? (смотрим фрагмент из фильма – прощание на вокзале – деталь «глаза Ирины »).

4. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?

Эпизод в церкви: случай с предателем, врач, верующий.

У коменданта лагеря Мюллера.

5. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость .) (смотрим фрагмент из фильма – у коменданта Мюллера ).

6. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена – это подвиг?

( Подвиг – русск., героический, самоотверженный пост упок.)

8. Как складывается судьба Соколова после войны?

11. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни.)

12. Может ли человек, озлобившейся на людей, на жизнь, совершить такой поступок. (Смотрим фрагмент из фильма – сцена в грузовике: Андрей Соколов и Ванюша ).

13. Найдите в тексте и зачитайте, как изменилась жизнь А. Соколова и Вани. (Как будто оттаяла душа, спокойнее стало …)

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

14. Зачитывание лучших работ студентов. (Приложение № 2).

VI. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?

Список литературы:

    Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Текстовая часть папки стр.1-5. Портреты. Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».

    С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 2008.

    Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2010.

    www . referatwork . ru

Приложение № 1 .

Ассоциации студентов к слову «судьба», со своим комментарием.

Проанализировав ваши работы, могу сказать, что условно их можно разделить на три группы:

    Судьба – это выбор, причем зависящий от человека.

Образ дороги – три пути – выбор.

    Судьба – это то, что дается нам свыше, рок, фатум.

Судьба – лабиринт – один выход (главное идти в том направлении)

    Судьба – опыт – мудрость – ум.

Если включить мозги – все получится.

Приложение № 2.

Работы студентов (отрывки лирических миниатюр на тему «Судьба человека).

Александр Гуркин.

Хочу начать свою лирическую миниатюру со слов «у каждого свой путь». Хочу поведать вам, что такое для меня судьба человека. Для меня это тяжёлый путь или дорога, со многими изгибами, ямами, поворотами, подъемами и склонами. При этом путь не освещён, ты не видишь дальше своего носа, ты не знаешь, что с тобой произойдет через год, неделю, день, час. Иногда ты даже не задумываешься, что будет через минуту. Каждому предназначен свой путь. И, если сделать рисунок из линий, каждая линия – это судьба одного человека, то получится очень сложная паутина, где можно увидеть, что люди связаны между собой судьбами. Иногда близкие тебе люди выбирают другой поворот, и вы теряете друг друга, не зная, на какое-то время или навсегда. Очень важную роль в судьбе играют друзья, родители, твое окружение, но только ты сам выбираешь свой путь, по которому тебе идти.

Валерия Терехина.

Для меня судьба человека – это его настоящее. Это то, чем и как он живет сегодня. Ведь если сегодня ты находишься в мире и согласии с окружающими, и главное с самим собой – то завтра, послезавтра, после послезавтра – это тоже мир, спокойствие и счастье. Мы сами творцы своей судьбы. А те, кто ноют, стонут, как жизнь не удалась, как все плохо – это лентяи. Да, да лентяи.

Екатерина Свистунова.

Что такое судьба? Я ещё ни разу не задумывалась над этим вопросом. Наверное, это всё, что происходит с нами на всём протяжение жизни. Некоторые считают, что судьба не зависит от человека и что она заранее предначертана. Некоторые вовсе не признают судьбу из-за собственных убеждений или религии. А вот я считаю, что человек сам строит свою судьбу. Всё зависит от желания. Всё в наших руках.

Г.В.Мартыновских, преподаватель русского языка и литературы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

Урок литературы.

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины.

Цель:

обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях;

ознакомить обучающихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

воспитывающие : воспитывать уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Наглядность: компьютерная презентация, текст рассказа в оригинале.

Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга.

М. А. Шолохов.

Ход урока

Вступительное слово преподавателя.

1. Преподаватель читает стихотворение поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи"

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе. Учащиеся записывают тему урока (на слайде)

Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку (стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества). Если это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)

Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

Показ презентации

«Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области» - сообщал о себе М. Шолохов в автобиографии. Там же, в ст. Вешенской, в 1984 году оборвалась жизнь писателя.

(слайд 3-4)

Между этими двумя датами - большая жизнь полная событий величественных и трагических. Балки, курганы, возвышенности, маленькие речки, прибрежные кусты. Шолоховская земля. А вот и дом писателя. Тихо вокруг...

Мать его была дочерью крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины, а отец, выходец из Рязанской губернии сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. С самого рождения на мальчике лежала своеобразная печать отчуждения: ведь его отец не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорожденным. Родители узаконили свои отношения, когда Шолохов уже был подростком. Свои впечатления о горьком детстве писатель позже отразил в рассказе «Нахаленок».

Шолохову очень хотелось учиться, но ему удалось закончить всего четыре класса гимназии - сперва началась первая мировая, а затем гражданская война, и пятнадцатилетний подросток записался добровольцем в продовольственный отряд. Рассказывают, что однажды он попал в руки банды Махно, но атаман пожалел его по малолетству и отпустил на все четыре стороны. Об этих событиях потом будет написана небольшая повесть «Путь-дороженька». В своей автобиографии писатель вспоминал те годы: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г. и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах.»

В 1922 году, когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», а чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем, каменщиком, счетоводом. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете первый рассказ - «Родинка». Шолохов чувствовал, что ему не хватает образования, и поступил на рабфак, после чего собирался учиться в институте.

Летом 1924 года Шолохов вернулся в родную станицу, где почти безвыездно прожил всю оставшуюся жизнь. Вернувшись на родину, молодой писатель полностью отдается творчеству. В 1925 году в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под названием «Донские рассказы». (сообщение обучающегося о «Донских рассказах»)

(слайды 7, 8, 9,)

И с 1926 г. по 1940 г. Он работал над произведением о первой мировой войне, революции, гражданской войне, где воссоздал сложную историю жизни казака Григория Мелехова и давал характеристику событий первой мировой и гражданской войны на Дону.

Обобщение учителя. Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

В 1934 году в печати появились первые главы романа «С потом и кровью». Издатели переименовали его в «Поднятую целину» в соответствии с цитатой из одной из сталинских речей о «громадном значении обработки целины». Сам Шолохов по поводу этого исправления пишет своему наставнику Е.Г. Левицкой: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название ажник самого иногда мутит. Досадно.»

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

В 1941 Присуждение Государственной премии первой степени за роман «Тихий Дон».

Полученную Сталинскую премию передаёт в фонд обороны.

1943-1944 Печатаются главы романа «Они сражались за родину»

1960 Присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина», передана на строительство новой школы в станице Каргинской. Слайд 14-15

В течение последних 40 лет жизни Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего нового не написал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и 1959-60гг.- вторая книга «Поднятой целины»

Какие впечатления остались у вас от знакомства с личностью Шолохова?

На сегодняшнем уроке мы начнем работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила советскому народу победить в этой страшной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Слайд 18-19

Рассказ «Судьба человека» был напечатан в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году (промежуток в 10 лет между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А. Соколова. Небольшое по объёму произведение отличается колоссальной ёмкостью, оно воплотило часть жизни народа. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию советского народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

Композиция слайд 20

– Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя.

Плен. Исторический комментарий слайды 21-28

(сообщение обучающейся)

Эпизод в церкви

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (текст)

Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

– Какая позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером (чтение отрывка)

Лагерфюрер – комендант лагеря

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям.Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

– Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем )

Слайд 29

Словарная работа :

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

рефлексия

Продолжите фразу: «Познакомившись с историей Андрея Соколова, я понял(а), что…)

Итог урока:

Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"?

Использованные материалы:

    Недобега Наталья Ивановна, учитель русского языка ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа – интернат №7 станицы Казанской Краснодарского края

    Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

    Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ Подгоренской СОШ №1
    Подгоренского муниципального района Воронежской области

Открытый урок по литературе в 9 классе

«Красота души человека»


Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи:

    обучающие :

    развивающие : развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

    воспитывающие : воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Методическое оборудование: портрет М.А. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека», подготовить сообщения.

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Технологии: личностно- ориентированного и развивающего обучения. Использование информационных технологий, проблемного обучения как средства развития мыслительных способностей учащихся .

Цель :

Приемы: беседа, прослушивание музыкальных произведений о войне, анализ эпизодов, выразительное чтение текста, просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека», выразительное чтение наизусть стихов.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, кинофильм С. Бондарчука «Судьба человека», иллюстрации к рассказу.

Музыкальное сопровождение: просмотр музыкального ролика «От героев былых времен», музыка из фильма «Грозовые ворота».

ХОД УРОКА

Ход урока

I .Организационный момент. (Просмотр музыкального ролика «От героев былых времен».
1. Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" (Музыка из фильма «Грозовые ворота»)

Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали:
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале -
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?

II. Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

I II . Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека». В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

Слово учителя.
Действительно, во все времена человек спрашивал себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?»Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ «Судьба человека». Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе.
Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою» (эпиграф) + (На экране)
Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965).

2. Работа над рассказом Слово учителя.
- Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера. Воспринимали этот рассказ по-разному, о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье», - говорил писатель.
-И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.
-Давайте обратимся к содержанию рассказа
- Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

- А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- В чём своеобразие композиции рассказа?
-Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.
- В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?
(учащиеся называют основные вехи судьбы героя)

1. Довоенная жизнь;
2.Уход на фронт и прощание с семьёй;
3. Плен;
4. Гибель семьи;
5.Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном;

Класс разделен на группы, получены задания в соответствии с индивидуальными способностями учащихся.

- Какой была довоенная жизнь А.Соколова? (текст)
(читают Коновалов Д, Белова Н)

- Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создаёт обобщённые картины: «Придешь с работы…», «Приходилось выпивать… , такие кренделя выписываешь…»Отобранными штрихами и чёрточками рассказывает об изменениях в жизни героя: «Вскорости у нас дети пошли»; «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой» и т.д. Глаголы, в основном, прошедшего времени.

(выступление Саргсян Э, Баранчикова В)

Словарная работа – Сыроватко И

Оформитель – Савина У.

Итог учителя:

- А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения)

Уход на фронт и прощание с семьёй - Война катастрофически изменила жизнь Соколова . Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

- Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический)

Чтение эпизода (Хакимов Р, Беляков А)

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..

Чтение эпизода

Анализ эпизода

Словарная работа

Оформитель

4. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения. Плен - Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен. - Как Соколов попал в плен? (текст)

Чтение эпизода

Словарная работа –

Оформитель –

Анализ эпизода

- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
-
В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)
-
Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)
- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям . Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

Гибель семьи
- Ещё одно испытание - гибель семьи.

Чтение эпизода (

Словарная работа –

Оформитель –

Анализ эпизода

Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

(выразительное чтение эпизода)

- Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком . Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. «Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть».

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору «стало не по себе» от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату-шофёру». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

Чтение эпизода (

Словарная работа –

Оформитель –

Анализ эпизода

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

8.Слово учителя.

- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

всё?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы»; Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: «Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит». Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?”»Сердце героя «окаменело от горя» на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение («...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.»)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого « глазёнки - как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).
- Реализация индивидуального задания
(Народ часто слово «вытерпеть» употреблял в значении «преодолеть». В толковом словаре Даля слово «терпеть» определяется как «крепиться», «мужаться», «держаться», «стоять не изнемогая», «не унывая». Эти слова в устах А.Соколова не означают безропотности, покорности. Это слова настоящего мужчины, солдата, мужественного и сильного. Слово «вытерпеть» - ключевое, дополненное сначала словом «снести», затем – «преодолеть».)
- Но не только вытерпеть, но и суметь сохранить доброе, чуткое сердце, способность подарить любовь и ласку людям.
- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные не одному какому - либо социальному слою, но - народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека»).
- Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое сочинила Маша Дегелевич. В нём она выразила своё видение войны.
Итог урока: V. Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.
VI .Домашнее задание.
1. Написать сочинение «Андрей Соколов – главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

(беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

з 2. Прочитать рассказ Шолохова «Наука ненависти» и письменно ответить на вопросы:

    Что общего в военных испытаниях героев рассказов «Судьба человека» и «Наука ненависти» и что отличает их друг от друга?

    Имеет ли значение то, что один рассказ написан в разгар войны, а другой – после Победы?

Самоанализ открытого урока по литературе «Красота души человека»

(по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Данный урок проходил в 9 классе. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Следовательно тип урока –комбинированный.

Цель урока :

    Совершенствовать различные виды речевой деятельности;

    Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;

    Обогащать словарный запас;

    Развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, сравнение;

    Развивать внимание, память, мышление, воображение;

    Формировать умение сравнивать внешний вид, поступки и характеры героев;

    Формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

    Развивать положительные личностные качества.

Образовательные задачи урока: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";

Развивающие задачи урока:

    развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы)…………….

    развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию умения выбирать главное, обобщать;

    развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

    Развивать интерес к предмету.

Воспитательные задачи урока:

    Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

    Воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Реализация данных целей осуществлялась через использование различных форм работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

  • Выбору именно таких форм способствовал применение мной на уроке элементов технологий:

    личностно – ориентированного развивающего обучения, цель которой – развитие личности ребёнка, то есть из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. На многих структурных этапах урока мною создавалась занимательная поисковая ситуация. (Класс предварительно разбит на группы , где каждый учащийся выбрал задание по уровню сложности для себя

    технологию проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению),

    развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития),

    ИКТ технологии ( компьютерная презентация , отрывок из фильма). Для развития у школьников способности понять проблематику произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию другого человека и выразить собственное мнение

Методы :

Словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

-- "Логическая цепочка" Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить

Использовались средства обучения : портрет М.А. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», иллюстрации, нарисованные ребятами, словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека», презентация

Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека», подготовить сообщения. Класс разделен на группы, в которой каждый учащийся выбрал задание по уровню сложности для себя:

    Выразительное чтение текста,

    Организация словарной работы в виде сочинения – рассуждения на нравственные темы (стойкость, дух товарищества, преданность отечеству, мужество)

    Анализ выбранного эпизода

    Иллюстрации по заданной теме

Активность была высокая. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.

Данный урок открывает цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

Методическая разработка урока предлагает педагогам и обучающимся познакомиться с содержанием произведения, продолжить работу над темой «Человек и война», начатую ранее. Показывает, как преломляется история в судьбе конкретного человека, как война превращает счастливую жизнь в трагедию. В ходе урока совершенствуются навыки работы обучающихся над текстологическим анализом произведения; проводится работа над выразительным чтением обучающихся; воспитывается культура ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения и оценивать работу одноклассников.

На протяжении всего урока используются приемы и методы, активно способствующие появлению эмоционального отклика на изучаемый материал, который становится личностно значимым для обучающихся.

Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Учебник : Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.

Цель урока: знакомство с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

  • формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
  • формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Планируемые результаты

Личностные УУД : готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умениепланироватьучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: умениеискать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.

Оборудование : портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», карточки с вопросами для работы в парах, карточки с отрывками из произведений русских писателей и поэтов, таблицы с опорными словами.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет серьезный, важный разговор, касающийся судьбы человека. Такое емкое словосочетание, и так мало времени, чтобы извлечь урок из нашей сегодняшней беседы.

(Слайд 1)

У каждого из вас на парте лежат рабочие листы. Их вы будете заполнять по ходу урока, а в конце занятия поставите себе оценку.(Приложение 1)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Давайте попробуем, как обычно, определить ключевое слово в этом словосочетании.

Краткая справка, подготовленная учеником

Толковый словарь объясняет нам это слово так:

«Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий». От старославянского–«суждение, решение, справедливость, приговор ».

Значит ли это, что судьба – это наказание? Но ведь приговор, как собственно и решение, и суждение могут быть верными и неверными, справедливыми и ошибочными. А кто посылаем нам ту или иную судьбу? А еще говорят, что Бог посылает человеку ровно столько, сколько он сможет вынести. Почти об этом говорит нам и русская пословица: «Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст».

Мудрость народа, заключенная в его пословицах и поговорках, не раз обращалась к теме судьбы, подчеркивая тем важность этого понятия для человека. Украинская пословица «Судьба карает и именитого, и бедняка» предупреждает о том, что судьба не избирательна, а награждает и наказывает одинаково всех.

(Слайд 2)

На доске:

Мне особенно близки, в контексте сегодняшнего разговора, следующие пословицы:

  • японская «Сделай всё, что можешь, а в остальном положись на судьбу»;
  • таджикская «Судьба подобна благородной арабской кобылице: она не терпит трусливого всадника, но мужественному покоряется».

Однако слово «человек» в названии несет не менее сильную смысловую нагрузку, и начать мне хочется наш урок именно с него.

Человек подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. Корни – это то, над чем мы должны работать и сегодня.
Произведение «Судьба человека» Шолохова возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

  1. Сообщение темы. Постановка учебных задач.

Прочитайте, пожалуйста, отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (текст на каждой парте).

«…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа,-любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к рассказу «Судьба человека»?

(Все эти слова говорят о красоте души русского человека, красоте души Андрея Соколова).

- Попробуйте сформулировать тему урока (высказывания обучающихся,запись темы на доске).

«Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова«Судьба человека»

(Слайд 3)

  1. Знакомство с историей названия рассказа «Судьба человека».

История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л.Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А.Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

  1. Знакомство с творческой историей рассказа (слово подготовленному ученику).

В 1946 году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако для написания рассказа потребовалось 10 лет. В канун 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».

Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…

«Пожалуй, главное здесь – любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все – тяжелое и радостное – что несет с собой жизнь…– писал критик. – Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».

  1. Выявление первоначального восприятия.


  1. Аналитическая беседа по материалам урока.

– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
- Произведение не оставляет равнодушными никого потому, что в нем описывается судьба тяжелая, богатая на жесткие испытания. Более того, внимательный читатель найдет в этом произведении секрет выживания человека. Поиском этого секрета мы и займемся сегодня с вами.

- Многие писатели в разное время, и каждый по-своему изображали настоящего человека. Каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы рассказа «Судьба человека».

Ребята, давайте обратимся к первым страницам рассказа.

Портрет мужчины и мальчика

Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

Народная мудрость: «Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

– «Словно присыпанные пеплом» – то есть, какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

Жизнь до войны

Как жил герой до войны?

Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему?

Какие слова употребляет, рассказывая о своей семье?

(Работа кипела в руках. Не хуже других. Дети радовали. Всё в порядке).

Война. Прощание с семьёй . Прокомментировать сцену.

При каких обстоятельствах герой попадает в плен ? Как этот эпизод характеризует героя?

– Плен – это война . Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы, в душе секрет выживания.

Что ожидало героя после возвращения из плена? (смерть семьи, гибель старшего сына)

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих.В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).

Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства.Он продолжал жить).

  1. Работа в группах. Анализ значимых эпизодов рассказа.

На какие части можно разделить рассказ?

Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? (сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой).

1 группа : Сцена в церкви

(Слайд 4)

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.

Что происходит ночью в церкви?

С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

Как ведут себя герои в этой ситуации?

Какая позиция ближе всего Соколову?

Как повёл себя сам герой?

Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

Вывод : эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

(Слайд 5)

2группа: Сцена « Поединок с Мюллером»

(Слайд 6)

Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?

Какую сцену видит Соколов?

Что предложил ему Мюллер?

Как повёл себя наш герой? Почему?

Кто же победил в данном поединке?

Вывод : диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

(Слайд 7)

3 группа : Сцена усыновление Ванюшки

(Слайд 8)

Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Кто кого нашёл?

Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? - Как это характеризует Андрея Соколова?

К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

Вывод . Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.

(Слайд 9)

(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).

  1. Анализ финала рассказа (выразительное чтение эпизода учителем).

(Слайд 10)

Беседа:

Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?

Как вы думаете, выстоит ли Андрей Соколов?

Что ждёт впереди героя и его сынишку?

В каком значении слово « судьба» использовано в названии рассказа?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять.В битве с судьбой он проявил великую силу характера и красоту души настоящего русского человека).

10.Рефлексия.

Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.

(Слайд 11)

  1. Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
  2. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
  3. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…
  4. Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
  5. Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…
  6. Подведение итогов.

- Почему произведение названо «Судьба человека»?

В чём красота души героя Шолохова?

Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

На доске вывешивается таблица со словами.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»