Сценарий экологического мероприятия "в гостях у берендея". «В гостях у Берендея» театрализованная игра

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(колокольчик)

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (ландыш)


Педагог: Ромашки, колокольчики, одуванчики, ландыши и васильки. Так хочется нарвать целый букет цветов! Но остановитесь, послушайте.
(Ребенок читает стихотворение).

Слайд 7.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Педагог: Ребята, давайте не будем рвать цветы, ведь некоторых цветов осталось так мало на нашей планете, что они занесены в Красную книгу.

Какие цветы нашей области занесены в Красную книгу? (ландыш, купальница, подснежник).

Педагог: Продолжаем наше путешествие.

Слайд 8.


С цветочной поляны мы продвигаемся в «Чащу леса» . Посмотрите, что это?
(корзинка с шишками и листьями с разных деревьев)
Корзинка, а в ней записка. «Я Белочка. У меня маленькие бельчата. Мне нужно собрать много шишек на зиму, и листочками утеплить своё дупло. Помогите мне, пожалуйста». Поможем?

Слайд 9.

Обратите внимание, сколько деревьев нас окружает.
Лес-это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

С каждого дерева ветер принес мне листики и шишки. Отгадаем загадки с каждого листочка или шишки и узнаем, с каких деревьев они прилетели.



Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(дуб, жёлуди)

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ёлка, еловая шишка )

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками
...(сосна, сосновая шишка)

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(берёза)

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

Потому что это... (клён ).

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,скворцы снуют

И, галдя, её клюют. (рябина, рябиновые ягоды)

Педагог: Ребята, а какую пользу приносят деревья?

Слайд 10.

(Из дерева люди строят дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные инструменты - скрипки, балалайки и др.)

Педагог: Молодцы! Ребята, если деревья приносят столько пользы людям, что люди должны делать?

Слайд 11.

Дети: Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в лесу.

Педагог: А теперь из чащи мы снова вышли на поляну. Она называется «Поляна Доктора Айболита».

Слайд 12. Звучит музыка «В мире животных».

Педагог: Посмотрите, сколько здесь животных!
Они все собираются на этой поляне, потому что Доктор Айболит всех животных любит и помогает им. Сейчас мы узнаем, кто сегодня пришел к доктору Айболиту. Поможем Айболиту вылечить зверей?

В сказочном государстве царя Берендея жили – были животные, которые имели интересные имена. Догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами.

Слайд 13.

    Хобот (слон)

    Будильник (петух)

    Гавчик (пёс)

    Дарюхвостка (ящерица)

    Двугорбик (верблюд)

    Длинношей (жираф)

    Клешня (рак)

    Листоедка (гусеница)

    Колючка (ёж)

    Ночнушка (сова)

    Повторюшка (попугай)

    Пучеглазка (лягушка, жаба)

    Сетькин (паук)

    Стукало (дятел)

    Тельняшка (зебра)

    Фонтан (кит)

    Берлогин (медведь)

    Панцирка (черепаха)

    Мёдоноска (пчела)

    Чирикин (воробей).

Педагог: Молодцы! Вы угадали животных. А сейчас решите математические задачки.

1. Папа-пингвин высиживает яйцо 2 месяца, а потом еще 1 месяц нянчится с малышом. Сколько всего месяцев папа-пингвин заботится о малыше?
(3 месяца)

2. У сурка спячка длится 7 месяцев. 4 месяца он уже проспал. Через сколько месяцев сурок покажется из норки? (3 месяца)

3. Продолжительность жизни летучей мыши – 5 лет, а белки 7 лет. На сколько лет дольше живет белка? (на 2 года)

4. Обезьяна живет 40 лет, а верблюд 35 лет. На сколько лет обезьяна живет дольше верблюда? (на 5 лет)

5.У бегемота нижние клыки достигают длины 50 см. Сколько дециметров в клыке бегемота? (5 дециметров).

6.Во рту у слона 4 зуба. Сколько зубов у трех таких слонов? (12 зубов)

7. 8 лебедей создали 4 семьи. Сколько семей получится из стаи в 20 лебедей, если самок и самцов в этой стае поровну? (10 семей)

8. Овца живет 14 лет, что на 5 лет дольше, чем заяц. Сколько лет живет заяц? (9 лет)

9. После того, как тушканчик вырыл нору длиной в 1 метр, ему осталось прорыть еще 3 метра. Какой длины нора тушканчика?(4 метра)

10. У паука 2 основных глаза, а побочных на 4 больше. Сколько всего глаз у паука? (8 глаз)

Педагог: Молодцы! Все задачки решили.
А как надо относиться к животным, если вы вдруг встретили их в лесу?

Слайд 14.


Дети: Не забирать животное из леса, не ловить насекомых, не убивать лягушек и змей.

А теперь мы с вами поиграем. (Берендей играет с детьми в игры) .

Игра «Сова».

Ход игры : Выбирается сова, которая сидит в гнезде и спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают, другие мяукают. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту. Все должны замереть. Кто пошевелится, платит фант (пошипит, как гусь, закукарекает, залает, замычит и т.д.)

Игра с мячом « Я знаю» …..(5 названий цветов, 5 животных, 5 птиц и т.д.).

Игра «Фотоохотник». (Я пришел в лес и фотографирую…..)

А теперь мы покидаем эту поляну и двигаемся дальше.

Педагог: Мы пришли на следующую полянку «Дары леса».

Слайд 15.

Педагог: Летом в лесу появляется большое количество различных плодов и ягод. Давайте разгадаем Ягодный кроссворд , и увидим, какие же дары преподносит нам лес, в котором мы совершаем путешествие.

Слайды 16-21. Ягодный кроссворд.

По вертикали:Черника, земляника, малина.
По горизонтали: Морошка, брусника.

Слайд 22.
Педагог: А теперь задание: «Собери в корзину только съедобные грибы и назови их».

(боровик, подосиновик, лисичка, сыроежка, подберёзовик)
Мухомор, бледная поганка - ядовитые грибы. Надо их топтать?

Слайд 23.


Дети: Не топчи грибы, ягоды или цветы, даже если они ядовитые!
Педагог: Вот, оказывается, как богат лес нашего друга Берендея! Все свои дары он щедро отдает людям: орехи, грибы, ягоды.

Слайд 24.

Педагог: Но наш путь продолжается к следующей поляне - «Птичьи голоса»
Педагог: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листьев, журчание ручьёв и, конечно же, пение птиц . Педагог: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – сейчас узнаем. Лягте удобно, закройте глазки и слушайте внимательно. (Дети угадывают голоса птиц ).
Педагог: Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу, найдите этих птиц на поляне.

Слайд 25.

Педагог : Какую пользу приносят птицы?
Дети: Уничтожают вредных насекомых, радуют своим пением.
Педагог : Если птицы приносят людям столько пользы, что люди должны делать?

Слайд 26.

Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники!
Птиц нужно беречь и подкармливать их зимой.

Слайды 27-28.

Педагог : Вот мы и прошли путь, удачно справились со всеми заданиями и настал черед встречи с хозяином леса. А вот и он.

Слайд 29.

Берендей: Я рад вас видеть у себя в гостях. Сегодня вы узнали много нового о лесе, выяснили, что такое природа и как нужно относиться к ней. Я видел и слышал, как активно вы выполняли задания, разгадывали загадки и кроссворд. Сейчас я вам открою свои тайны.

Слайды 30-42.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? А что вам понравилось больше? Вы были настоящими исследователями. Вы услышали голоса птиц, увидели разные цветы и деревья, ягоды и грибы. А самое главное - вы научились соблюдать правила поведения в лесу!

Слайд 43.

Лес - не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь!

Игра-путешествие «В гостях у Берендея»

Калиберда Валентина Викторовна,

учитель МБОУ СОШ№7 ЗАТО Углегорск

Амурская область

В игре принимают участие 3 команды из параллельных классов по 5 человек. Командам заранее даётся домашнее задание. Часть ребят занята подготовкой игры (исполняют роли), остальные зрители.

Действующие лица : чтец 1, чтец 2, Лесовичок, Берендей, 2 разбойника, глашатай.

Реквизиты : название игры, названия станций, магниты, набор открыток «Сохраним родную природу»; магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, кассета с песней разбойников из мультфильма «Бременские музыканты», 3 тетрадных листа, 3 ручки, муляж яблока, семечки на тарелке, лавровый лист на тарелке, чёрный ящик, видеокассета, часы, знаки.

Для жюри : 1 оценочный лист, 1 ручка, сценарий с ответами.

Чтец 1 . Взгляните вокруг – какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травы, цветы, солнце. Всё это – природа.

Чтец 2. Леса, горы, реки, птицы, звери. Всё это – природа. Жизнь наша неотделима от природы. Природа – колыбель человечества. Она кормит, поит и одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Чтец 3 .Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного –

Чтоб люди были к ней добры. (А. Андреев)

Чтец 1 . Чтоб птицы пели, и водилась рыба,

Чтобы в траве высокой мы могли прилечь,

Чтобы увидеть зайца мы с тобой могли бы

Надо человеку всё беречь!

Чтец 2. Чтоб цветам не вянуть и деревьям не гнуться,

Чтоб полнеть озёрам, чтобы рекам течь,

Чтоб под небом синим нам с тобой проснуться –

Надо человеку всё это беречь!

(Выбегает глашатай, который сообщает о прибытии почётных гостей игры. Появляется царь Берендей в сопровождении Лесовичка).

Чтец 3. Кто достоин нашей оды?

Кто хозяин всей природы?

Кто командует тайгой?

Ну, конечно, царь лесной!

Берендей: Я прекрасную природу

Отдал юному народу,

Я снабжаю вас водой –

Вот, что значит царь лесной!

Кто готовит вам дороги,

Чтоб целы были ноги?

Кто ведёт лесной тропой?

Ну, конечно, царь лесной!

Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по станциям.

1-я станция «СТАРТ».

Лесовичок: Нет- нет! Постойте! Команды пропускаются на старт только после того, как они представятся.

(Команды представляются).

Лесовичок: а теперь я зачитаю стихотворения, которые нужно закончить. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Принимается ответ, который назван первым.

1. Огромная кошка мелькает за стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись!

Идёт на охоту коварная … (рысь)

2. В лесу и в болоте,

Нас везде всегда найдёте -

На поляне, на опушке,

Мы зелёные … (лягушки)

3. Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели.

Только к дятлу на обед

Попадает … (короед)

Станция 2 « ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ »

    Каждой команде даётся задание решить ситуацию .

Ситуация для 1ой команды : вы стали свидетелем того, что люди в лесу рвут ландыши, занесённые в Красную книгу. Ваши действия?

Ситуация для 2ой команды : что произойдёт, если уничтожить всех комаров?

Ситуация для 3ей команды : в городе, где вы живете, администрация города решила вырубить дубовую рощу для строительства металлургического завода. Ваши действия?

2. Д омашнее з адание. Конкурс «Что бы это значило?..» (как в КВН).

а) рисунок на экологическую тему (со своим названием);

б) фраза на экологическую тему, которую нужно закончить (со своим вариантом ответа).

Станция 3 «БОТАНИЧЕСКАЯ»

На этой станции участникам предлагается задание и чёрный ящик, в котором лежит ответ. Они должны посовещаться и дать ответ, что лежит в чёрном ящике.

Задание 1 . В чёрном ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушёном и мочёном виде. Этот плод принадлежит к классу двудольных растений. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрёстноопыляемое (опылители-насекомые), весьма морозостойкое, выдерживает морозы до -30°С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжёлые металлы. О каких плодах идёт речь?

Ответ. Речь идёт о яблоках.

Задание 2 . В «чёрном ящике » лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережжённые семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что же за лакомство лежит в ящике?

Ответ. В «чёрном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Задание 3. В «чёрном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и учёных в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «чёрном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это – лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их приятному аромату.

Станция 4 «РАЗБОЙНИКИ».

Вдруг раздаётся свист и перед командами появляются разбойники. Разбойники (поют): а мы разбойники, разбойники - разбойники! Пиф-паф! Пиф-паф! А вы покойники, покойники …(песенка разбойников из «Бременских музыкантов»).

Лесовичок: они пропустят Вас дальше, если капитаны команд решат ребусы.

Е (ЕНОТ) (МЕДВЕДЬ) (ПОДОСИНОВИК)

(ЛИСА)

Станция 5 «ЗООЛОГИЧЕСКАЯ».

Домашнее задание. Рассказ о животном.

Команда предлагает словесное описание животного, не называя его. Команда-соперница должна угадать о каком животном идёт речь.

Станция 6 «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА».

Командам выдаются листы и ручки.

Задание: за 1 минуты написать названия лекарственных растений (как можно больше).

Станция 7 «В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ».

Жюри подводит итоги. Слово Берендею.

Берендей: Ребята расскажите мне о правилах поведения в лесу. (Берендей показывает знаки командам-участницам по очереди, а ребята называют правила). Жюри оценивает.

Жюри подводит итоги.

Презентация – путешествие по «Берендееву царству».

Слово жюри. Объявление итогов игры-путешествия. Награждение команд.

Сводная ведомость (для судей).

5а 5б 5в

Названия команд

1. «Старт»

А) стихотворение-загадка - 1балл

Б) представление команд:

эмблема, девиз, приветствие командам-соперницам, приветствие жюри – 4балла

    «Экологическая»

А) ситуация – 1 балл

Б) что бы это значило?

    Рисунок и ответ 1/1балл

    Фраза и ответ 1/1балл

3. «Ботаническая» -1балл

Разбойники (капитаны - ребусы) – 1балл

    «Зоологическая»

Рисунок (биологич. соответствие) 1 балл

Рассказ о животном и ответ 1/1 балл

5. «Зелёная аптека» 1балл за 1 название

6. Берендей – по 3 знака - 1балл за знак

Всего

Задание для 5-х классов

к игре – путешествию «Чудеса природы».

Состав команды: 5 чел. (выбрать капитана).

Придумать название команды, девиз, приветствие – командам соперницам, эмблему (1 шт.), приветствие жюри.

Повторить материал о лекарственных растениях, правила поведения в природе.

Нарисовать животное на альбомном листе и кратко дать словесное описание животного, не называя его (для команды-соперницы).

Изобразить 1 рисунок на экологическую тему «Чтобы это значило?» на альбомном листе (для команды-соперницы) и назвать его (фразой).

Придумать 1 фразу на экологическую тему, которую нужно закончить (для команды-соперницы) со своим ответом.


Цели:

Развивать интерес детей к природе, стремление к ее познанию;

Закреплять знания о правилах поведения в природе;

Воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу; желание заботиться о своем здоровье.

Образовательная область : «Познание».

Интеграция: здоровье, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка.

Оборудование: рисунки с экологическими знаками, обручи для игры, вырезанные из бумаги цветы и « следы», записи песен и птичьих голосов, корзина с шишками.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения Кузбасса», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по описанию», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе.

Оформление: если позволяют условия, праздник можно провести на лесной полянке, опушке. Если нет, то зал оформить, словно это лесная чаща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В гостях у Берендея.

(Экологический праздник для детей подготовительной группы).

Цели:

Развивать интерес детей к природе, стремление к ее познанию;

Закреплять знания о правилах поведения в природе;

Воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу; желание заботиться о своем здоровье.

Образовательная область : «Познание».

Интеграция: здоровье, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка.

Оборудование: рисунки с экологическими знаками, обручи для игры, вырезанные из бумаги цветы и « следы», записи песен и птичьих голосов, корзина с шишками.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения Кузбасса», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по описанию», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе.

Оформление: если позволяют условия, праздник можно провести на лесной полянке, опушке. Если нет, то зал оформить, словно это лесная чаща.

Воспитатель заходит в группу с письмом в руке.

Воспитатель: Дети на адрес нашей группы пришло письмо. Давайте прочтем его и узнаем от кого оно и что в нем написано.

« Внимание! Всем моим слугам верным, всем, кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили звери всякие, чтобы в реках и озерах водилось видимо-невидимо рыбы. Всем вам низкий поклон и мое приглашение на веселый праздник к лесному царю.

Берендей»

Воспитатель . Ну что от приглашения отказываться нельзя. Отправляемся в лес.

Посланцы лесного царя. Добрые молодцы и красные девицы! Ждет вас царь Берендей на лесной опушке. Но попасть вам туда будет непросто – нужны знания. К Берендею ведут нелегкие пути-дорожки. Вот вам волшебный клубок. Он укажет вам путь.

Воспитатель бросает клубок в том направлении, где стоит макет избушки на курьих ножках.

Баба-Яга. Кто это мне почивать мешает? Уж, не к Берендею ли на праздник вы отправились? Без моей помощи долго плутать по лесу будете. Вот если выполните мои задания-испытания, то укажу вам дальше заветную тропиночку.

Баба-Яга. Перво-наперво отгадайте-ка мои лесные загадки.

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки

И коротки, и колки (ель).

Таежная ягодка

Черная, сладкая (черника).

Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

Сам мал, незаметно хожу.

А ношу больше себя ношу (муравей).

Летом серый, а зимой белый (заяц).

Баба-Яга. Ну, меня не проведете, хоть и отгадали вы мои лесные загадки, а я вам еще задание дам. Ведь это только разминка была.

Прислушайтесь. Слышите, птички поют!

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

А, ну-ка, назовите мне птиц, которые живут в нашей Кемеровской области?

Дети называют зимующих и перелетных птиц, говорят о том, как люди должны заботиться о них.

Баба-Яга . Хорошо! Молодцы! А вот мое последнее задание-испытание. Много тут по лесу всяких туристов ходит. Но вот правил поведения в лесу не знают. Видно в детский сад не ходили. Так и выросли неучами. Вот перед вами экологические знаки. Расскажите-ка мне, что они обозначают.

Баба-Яга показывает картинку с экологическим знаком. Дети рассказывают, какие правила поведения в лесу соответствуют данному знаку.

Баба-Яга . Молодцы, ребятки! Порадовали старушку! Укажу вам тропиночку, которая приведет вас в лечебницу доктора Айболита. Идите прямо и не сворачивайте.

Дети идут по тропинке, наступая след в след. Звучит музыка Ю. Чичкова «Это называется природа». Навстречу к детям выходит доктор Айболит.

Айболит. Рад видеть вас, ребята. Вовремя вы ко мне пришли. Я как раз травки полезные собрал.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

А теперь отгадайте и мои загадки. Что это за растения и от каких болезней они помогают?

Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.

(Крапива. Останавливает кровь, отваром моют голову для укрепления и роста волос.)

Он у дороги к дому

Весь в пыли торчит,

И путнику больному,

Ранки заживит.

(Подорожник. Останавливает кровотечение, заживляет ранки, помогает от желудочных болезней.)

Дикой розой называют,

Как лекарство применяют.

(Шиповник. Сироп богат витамином С.)

Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка аптечная. Полоскают горло при ангине, отвар пьют при воспалительных процессах, ополаскивают волосы.)

Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды.

(Малина, клюква, мята, мать-и-мачеха, медуница)

Айболит. Молодцы, ребятки! Вы можете поправит свое здоровье и без таблеток, с помощью трав. Одна у меня будет к вам просьба: не вырывайте растение с корнем, а собирайте их очень бережно и на разных полянках. А теперь ваш путь лежит на цветочную поляну к Цветику-Семицветику.

Дети идут осторожно, чтобы не наступить на цветы. Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы».

Цветик-Семицветик. Здравствуйте, дети! Давно я вас поджидаю. Вот и игру для вас приготовил.

Дети из разрезанных отдельных частей картинки собирают разные цветы, называют их и читают стихи.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы.

А ты?

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки –

Вот-вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Цветик-Семицветик. Я рад был встрече с вами. Не забывайте следующее

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Не рвите цветы охапками! Пусть они радуют нас своей красотой в живой природе.

Навстречу к детям выходит лесной царь.

Берендей. Ну, вот, ребята, и добрались вы до меня.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

1-й ребенок

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2-й ребенок

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3-й ребенок

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилике,

На тропинках солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Берендей. Я увидел, что вы действительно любите родную природу. Вот вам подарок от меня. (Берендей дарит детям корзину с сосновым и еловыми шишками) Эти шишки собирали все мои лесные друзья. Я знаю, вам они пригодятся для изготовления всевозможных поделок.

Берендей. А теперь давайте хоровод водить и песню петь.

Дети поют песню «Хоровод в лесу», слова Н. Найденова, музыка М. Иорданского. Потом играют в подвижную игру «Белки, зайцы, мыши».

Берендей. А теперь пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

Звучит песня «У дороги чибис». Дети возвращаются в группу.

Список литературы

  1. Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст]: сценарии праздников/ М.А.Бесова – Ярославль, 2000. – С.196.
  2. Бердникова, О.В. Растения нашего края [Текст]/ О.В.Бердникова // Пед Совет – 1997, №12. – С.7-9
  3. Болдина, С.М.По лесным тропинкам [Текст]/ С.М. Болдина// Пед Совет – 1996,№2. – С.12-13
  4. Прописнова, Т.З. Круглый год нас праздник ждет [Текст]: сценарии утренников для дошкольников/ Т.З. Прописнова – Ярославль,2007. – С.143-177.
  5. Женило, М.Ю.Сценарии праздников [Текст]/ М.Ю.Женило – Ростов-на-Дону, 2001. – С.99-104.

Приложение

Игра Цветы»

Она напоминает игру «Пятнашки». Сначала по считалке определяют водящего. Каждый игрок выбирает себе название любимого цветка и произносит его вслух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Тот, в свою очередь, от него убегает. Если он чувствует, что водящий его догоняет, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок, прежде чем до него дотронется водящий, встает на его место.

Правило. Нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

Игра «Белки, зайцы, мышки»

Все участники игры делятся на равные группы игроков. Группам даются названия «белки», «зайцы», «мышки». По считалке выбирается водящий.

На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим, «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный.

Стихи о цветах

Ромашки

Возле леса, на опушке –

В белых платьицах подружки,

Спрятав солнышко в кармашке,

Смотрят на людей ромашки.

Незабудки

Вот уже вторые сутки

Я смотрю на незабудки,

И от этого такими

Глазки стали голубыми.

Ландыш

На исходе месяц май,

На пороге лето.

И земля уже давно

Солнышком согрета.

Вот свои ладошки смело

Ландыш раскрывает

И на тонкой ножке белой

Головой качает.

Наши птицы

Воробей

Воробышек-воробьишка

В пестром зипунишке

Тут и там мелькает,

Крошки собирает.

Подлетай скорей сюда,

Здесь отличная еда!

Синичка

Удивительная птичка –

Эта шустрая синичка,

В черненькой береточке,

В желтенькой жилеточке.

Дзинь- дзинь-дзинь!

Весной поет,

Будто разбивает лед.

Скворец

Ах! Какие молодцы –

Эти черные скворцы!

День-деньской летают,

Мошек собирают

Для своих птенцов-скворчат,

Что в скворечнике кричат:

Есть хотим!

Дятел

Дятел долбит: тук-тук-тук –

У березки гибнет сук,

В нем завелся короед…

Сук спасен. Ему ж – обед.

Звери

Медведь

Спит зимой медведь в берлоге.

Он не бродит по дороге.

Лапу, знай, себе сосет,

Ждет, когда весна придет.

Лиса

Распушила хвост лисица.

И замерзнуть не боится.

А чтоб не было беды,

Заметает им следы.

Лось

Бродит лось среди берез,

Он, хотя и не замерз,

Носит на рогах, как шапку,

Снега белого охапку.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ермошихинская основная общеобразовательная школа»

Локтевского района Алтайского края

Экологическое мероприятие:

экскурсия в природу «В гостях у Берендея»

(для учащихся 5-6 классов).

учитель географии МКОУ

«Ермошихинская основная

общеобразовательная школа»

    Введение стр. 3

    Основная часть

(методическая разработка внеклассного мероприятия) стр. 4-12

    Заключение стр. 13

    Приложение стр. 14

Введение.

Алтайский край – один из самых экологически чистых регионов страны. Уникальные ландшафты, многочисленные водоёмы, редкие виды растений и животных, свежий воздух делают его природу по-настоящему неповторимой. Наш край – единственный в России регион, где располагаются реликтовые ленточные боры. Целиком всю их протяжённость видно лишь из космоса. Ежегодно Алтайский край участвует в общероссийских Днях защиты от экологической опасности. По результатам и масштабам мероприятия в 2010 и 2011 годах край занял второе место в России. Теперь курс взят на развитие экологической культуры у населения. Ведь природа наградила нас всем, что мы имеем, и было бы просто глупо уничтожать такие уникальные ресурсы.

2013 год Указом Президента РФ объявлен Годом охраны окружающей среды. Поэтому экологические мероприятия для школьников являются очень актуальными на сегодняшний день. Не обязательно быть экологом, надо просто заиметь привычку сознательно не наносить вреда окружающей среде.

Данная методическая разработка представляет собой экологическое мероприятие – экскурсию в природу «В гостях у Берендея» и предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора.

Заочная экскурсия в загадочный мир Берендея представляет собой соревнование 2-х команд в смекалке, остроумии, находчивости, хитрости, ловкости, умении. Каждую станцию представляют «специалисты»: Старичок Лесовичок, Самоделкин, Доктор Айболит и др., роль которых (в соответствующих костюмах) играют учащиеся 7-9 классов. Учитель здесь исполняет роль ведущего и, в случае необходимости, консультанта. Задача обучающихся – пройти все станции и набрать наибольшее количество баллов. За каждый верный ответ – 1 балл, за каждый неверный – минус 1 балл. При отсутствии ответа – 0 баллов.

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни…

Станция 1. «С природой на Вы».

(правила поведения в лесу).

Все ли из вас знают правила поведения в природе? Назовите их. (Команды по очереди, не повторяясь, должны назвать правила.)

Например:

    Не собирать букеты цветущих растений, т.к. растения без цветков не образуют плодов и семян.

    Не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать кору, т.к. при этом растения легко поражаются микробами и засыхают.

    Ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

    Разводить костры в специально отведённых местах, использовать для этой цели лишь сушняк.

И т. д.

Станция 2. Поляна «Аленький цветочек».

Рассказать легенду или сказку о цветах, деревьях, травах.

(См. приложение №1)

Станция 3. «Царство Самоделкина».

Сделать поделку из природного материала.

Станция 4. Полянка «Соловушка».

Станция 5. «Айболит».

Вопросы задаёт Доктор Айболит.

Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности? В нашем

крае?

Какое лекарство готовят из ландыша? (Ландышевые сердечные капли)

Какое растение заменяло партизанам вату? (Мох сфагнум)

Какое растение имеет самые большие цветы в нашей флоре? (Кувшинка)

Какой цветок зацветает первым и притом без листьев? (Мать-и-мачеха)

Станция 6. Поляна «У старого пня».

а) Не могли б ответить вы

Почему здесь нет травы?

А её так много рядом,

Не окинешь даже взглядом.

(после пожара)

б) Здесь идёт борьба за свет

У берёзы с юной елью.

Дайте правильный ответ –

Кто своей добьётся цели?

(ель)

в) Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь.

Я люблю в тени таиться

И названье мне …

(кислица)

г) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны?

Хоть растём лишь вдоль дорог

И нас топчут сотни ног.

(подорожник; имеет упругие жилки)

д) Горный клевер имя нам.

Мы растём охотно там,

Где места других повыше.

Почему? Хотим услышать.

(клевер имеет длинные корни, способные достать

влагу)

е) Кто из вас подумать мог,

Что чужой мы тянем сок,

Что от роду племя злое,

Хоть и имя нам людское?

(Иван-да-Марья; имеет на корнях присоски для

вытягивания влаги из чужих корней)

ж) Разреши такой вопрос:

До сучков ты здесь дорос,

А пройдут 15-ть лет

Ты достанешь их иль нет?

(да, ведь деревья растут за счёт верхушки)

Станция 7. «Грибное лукошко».

Вопросы задаёт Старичок Мухомор.

Назовите съедобные грибы.

Назовите несъедобные грибы.

Какой гриб самый ядовитый?

(бледная поганка)

Какие грибы можно выращивать круглый год в теплице?

(шампиньоны)

Из предложенных муляжей грибов выберите и назовите известные вам.

Станция 8. «Подводный мир русалки».

Вопросы задает Русалочка.

Какая рыба носит имя человека?

(Карп)

Какая рыба имеет форму змеи?

(Угорь)

Какая рыба вынашивает детёнышей во рту?

(Африканская пресноводная рыба тиляпия)

Какая рыба не имеет чешуи?

(Сом)

Станция 9. «Рыбалка».

Проводится конкурс на лучшего рыбака. Фигурки рыб вырезаны из плотной бумаги, на каждой подписано количество очков, которые рыбак получает в случае её улова. На рыбалку отводится определённое время. Задача рыбака состоит в том, чтобы зацепить удочкой «рыбку» за скрепку на её спинном плавнике и подтянуть к себе.

Станция 10. «Станция старичка Лесовичка».

Назовите самое большое дерево на Земле.

(Эвкалипт имеет высоту более 100 м)

Сколько лет живёт брусника?

(300)

Почему дрожит осиновый лист?

(Он имеет длинный черешок)

Название какого цветка такое же, как конфета?

(Ирис)

Название какого цветка состоит из мужского и женского имени?

(Иван-да-Марья)

Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка?

(Иван-чай)

Станция 11. «Мастерская дятла».

Назовите самую большую птицу.

(Страус)

Что птицам страшнее – холод или голод?

(Голод)

Какая птица может летать хвостом вперёд?

(Колибри)

Увези его в корзине

Из страны родной.

Он всегда найдёт тропинку

Что ведёт домой.

(Голубь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие пушинки.

(Гусь)

На шестке – дворец,

Во дворце – певец.

Издалёка прилетел,

Песни нам свои пропел.

(Скворец)

У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

(Лирохвост)

Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

(Гоголь)

Какая птица носит название танца?

(Чечётка)

Птенцы какой птицы шипят из гнезда-дупла как змеи?

(Вертишейки)

Название какой птицы состоит из 40 букв?

(Сорока)

У каких птиц самки красные, а самцы – зелёные?

(У клеста)

Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке?

(В полёте, т.к. при взмахе крыла растягиваются

воздушные мешки и струя воздуха идёт в

Каково значение весёлки на хвосте ласточки?

(Придаёт вёрткость в полёте; делает повороты на

всём ходу)

Почему нельзя трогать яйца птиц?

(Птица оставит гнездо)

Станция 12. «Сторожка охотника».

У кого каждый день растут зубы?

(У грызуна)

Какую пользу приносят зимой сурки?

(Никакой, зимой они спят)

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Почему ласточки перед дождём низко летают?

(Они питаются насекомыми, которых в это время

холодный воздух прибивает к земле)

Как узнать о приближении дождя по муравейнику?

(Муравьи прячутся и закрывают вход)

Как определить стороны горизонта по одиноко стоящему дереву?

(С южной стороны больше веток)

Что готовят из цветов?

(Варенье из лепестков роз, салат из лепестков

хризантем)

Где мечет икру акула?

(Она живородящая)

У какого животного язык длиннее его тела?

(У хамелеона)

Станция 13. «Подземелье крота».

С завязанными глазами определить на ощупь, по запаху растения: мяту, полынь, крапиву и др.

Станция 14. «Аукцион песен».

Команды по очереди поют (или называют) строчки из песен, где есть упоминание о растениях или животных.

Станция 15. «Приз».

Подведение итогов, награждение победителей и наиболее активных участников.

Ведущий:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Но, чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Чтец 1. Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять,

В птиц не стрелять из рогаток,

Травы, цветы не топтать.

Чтец 2. Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

Ведущий:

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике Природы.

Небо в звёздах, Океан и Сушу,

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево Надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! Всё доброе приемлю,

Только берегите эту Землю!

Заключение

Разработанное и проведённое мероприятие – одно из цикла внеклассных экологических мероприятий, посвящённых Году охраны окружающей среды. Экологическая экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведена и для учащихся 3-4 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал, виртуальная экскурсия, слайдовая презентация (материал прилагается). В ходе мероприятия могут быть показаны экологические сказки, инсценированные отрывки из произведений писателей, сценки на тему охраны окружающей среды.

Экскурсия в природу «В гостях у Берендея» способствует формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора. Подобные мероприятия воспитывают привычку сознательного отношения к природе, недопустимости причинения вреда окружающей среде, в которой ещё нам с ними жить…

Приложение № 1.

Германская легенда «Цветок» (о дурмане).

Берегла девочка шкатулку – подарок покойной матери. Отец девочки женился. Невзлюбила мачеха падчерицу. Увидела она однажды эту шкатулку, когда девочка спала, и решила её украсть и спрятать в саду. Долго плакала и горевала девочка о пропаже. А весной на том месте, где была зарыта шкатулка, выросли цветы. Никто и никогда не видел их здесь раньше. В них девочка узнала напёрстки из маминой шкатулки. Так и зовут в Германии этот цветок «наперстянка». А мы называем его дурманом, т.к. цветки его ядовиты и напоминают о злой мачехе. Сильный яд в цветах – её ненависть к девочке.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ермошихинская основная общеобразовательная школа»

Локтевского района Алтайского края

Экологическое мероприятие:

экскурсия в природу «В гостях у Берендея»

(для учащихся 5-6 классов).

учитель географии МКОУ

«Ермошихинская основная

общеобразовательная школа»

    Введение стр. 3

    Основная часть

(методическая разработка внеклассного мероприятия) стр. 4-12

    Заключение стр. 13

    Приложение стр. 14

Введение.

Алтайский край – один из самых экологически чистых регионов страны. Уникальные ландшафты, многочисленные водоёмы, редкие виды растений и животных, свежий воздух делают его природу по-настоящему неповторимой. Наш край – единственный в России регион, где располагаются реликтовые ленточные боры. Целиком всю их протяжённость видно лишь из космоса. Ежегодно Алтайский край участвует в общероссийских Днях защиты от экологической опасности. По результатам и масштабам мероприятия в 2010 и 2011 годах край занял второе место в России. Теперь курс взят на развитие экологической культуры у населения. Ведь природа наградила нас всем, что мы имеем, и было бы просто глупо уничтожать такие уникальные ресурсы.

2013 год Указом Президента РФ объявлен Годом охраны окружающей среды. Поэтому экологические мероприятия для школьников являются очень актуальными на сегодняшний день. Не обязательно быть экологом, надо просто заиметь привычку сознательно не наносить вреда окружающей среде.

Данная методическая разработка представляет собой экологическое мероприятие – экскурсию в природу «В гостях у Берендея» и предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора.

Заочная экскурсия в загадочный мир Берендея представляет собой соревнование 2-х команд в смекалке, остроумии, находчивости, хитрости, ловкости, умении. Каждую станцию представляют «специалисты»: Старичок Лесовичок, Самоделкин, Доктор Айболит и др., роль которых (в соответствующих костюмах) играют учащиеся 7-9 классов. Учитель здесь исполняет роль ведущего и, в случае необходимости, консультанта. Задача обучающихся – пройти все станции и набрать наибольшее количество баллов. За каждый верный ответ – 1 балл, за каждый неверный – минус 1 балл. При отсутствии ответа – 0 баллов.

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни…

Станция 1. «С природой на Вы».

(правила поведения в лесу).

Все ли из вас знают правила поведения в природе? Назовите их. (Команды по очереди, не повторяясь, должны назвать правила.)

Например:

    Не собирать букеты цветущих растений, т.к. растения без цветков не образуют плодов и семян.

    Не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать кору, т.к. при этом растения легко поражаются микробами и засыхают.

    Ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

    Разводить костры в специально отведённых местах, использовать для этой цели лишь сушняк.

И т. д.

Станция 2. Поляна «Аленький цветочек».

Рассказать легенду или сказку о цветах, деревьях, травах.

(См. приложение №1)

Станция 3. «Царство Самоделкина».

Сделать поделку из природного материала.

Станция 4. Полянка «Соловушка».

Станция 5. «Айболит».

Вопросы задаёт Доктор Айболит.

Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности? В нашем

крае?

Какое лекарство готовят из ландыша? (Ландышевые сердечные капли)

Какое растение заменяло партизанам вату? (Мох сфагнум)

Какое растение имеет самые большие цветы в нашей флоре? (Кувшинка)

Какой цветок зацветает первым и притом без листьев? (Мать-и-мачеха)

Станция 6. Поляна «У старого пня».

а) Не могли б ответить вы

Почему здесь нет травы?

А её так много рядом,

Не окинешь даже взглядом.

(после пожара)

б) Здесь идёт борьба за свет

У берёзы с юной елью.

Дайте правильный ответ –

Кто своей добьётся цели?

(ель)

в) Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь.

Я люблю в тени таиться

И названье мне …

(кислица)

г) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны?

Хоть растём лишь вдоль дорог

И нас топчут сотни ног.

(подорожник; имеет упругие жилки)

д) Горный клевер имя нам.

Мы растём охотно там,

Где места других повыше.

Почему? Хотим услышать.

(клевер имеет длинные корни, способные достать

влагу)

е) Кто из вас подумать мог,

Что чужой мы тянем сок,

Что от роду племя злое,

Хоть и имя нам людское?

(Иван-да-Марья; имеет на корнях присоски для

вытягивания влаги из чужих корней)

ж) Разреши такой вопрос:

До сучков ты здесь дорос,

А пройдут 15-ть лет

Ты достанешь их иль нет?

(да, ведь деревья растут за счёт верхушки)

Станция 7. «Грибное лукошко».

Вопросы задаёт Старичок Мухомор.

Назовите съедобные грибы.

Назовите несъедобные грибы.

Какой гриб самый ядовитый?

(бледная поганка)

Какие грибы можно выращивать круглый год в теплице?

(шампиньоны)

Из предложенных муляжей грибов выберите и назовите известные вам.

Станция 8. «Подводный мир русалки».

Вопросы задает Русалочка.

Какая рыба носит имя человека?

(Карп)

Какая рыба имеет форму змеи?

(Угорь)

Какая рыба вынашивает детёнышей во рту?

(Африканская пресноводная рыба тиляпия)

Какая рыба не имеет чешуи?

(Сом)

Станция 9. «Рыбалка».

Проводится конкурс на лучшего рыбака. Фигурки рыб вырезаны из плотной бумаги, на каждой подписано количество очков, которые рыбак получает в случае её улова. На рыбалку отводится определённое время. Задача рыбака состоит в том, чтобы зацепить удочкой «рыбку» за скрепку на её спинном плавнике и подтянуть к себе.

Станция 10. «Станция старичка Лесовичка».

Назовите самое большое дерево на Земле.

(Эвкалипт имеет высоту более 100 м)

Сколько лет живёт брусника?

(300)

Почему дрожит осиновый лист?

(Он имеет длинный черешок)

Название какого цветка такое же, как конфета?

(Ирис)

Название какого цветка состоит из мужского и женского имени?

(Иван-да-Марья)

Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка?

(Иван-чай)

Станция 11. «Мастерская дятла».

Назовите самую большую птицу.

(Страус)

Что птицам страшнее – холод или голод?

(Голод)

Какая птица может летать хвостом вперёд?

(Колибри)

Увези его в корзине

Из страны родной.

Он всегда найдёт тропинку

Что ведёт домой.

(Голубь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие пушинки.

(Гусь)

На шестке – дворец,

Во дворце – певец.

Издалёка прилетел,

Песни нам свои пропел.

(Скворец)

У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

(Лирохвост)

Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

(Гоголь)

Какая птица носит название танца?

(Чечётка)

Птенцы какой птицы шипят из гнезда-дупла как змеи?

(Вертишейки)

Название какой птицы состоит из 40 букв?

(Сорока)

У каких птиц самки красные, а самцы – зелёные?

(У клеста)

Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке?

(В полёте, т.к. при взмахе крыла растягиваются

воздушные мешки и струя воздуха идёт в

Каково значение весёлки на хвосте ласточки?

(Придаёт вёрткость в полёте; делает повороты на

всём ходу)

Почему нельзя трогать яйца птиц?

(Птица оставит гнездо)

Станция 12. «Сторожка охотника».

У кого каждый день растут зубы?

(У грызуна)

Какую пользу приносят зимой сурки?

(Никакой, зимой они спят)

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Почему ласточки перед дождём низко летают?

(Они питаются насекомыми, которых в это время

холодный воздух прибивает к земле)

Как узнать о приближении дождя по муравейнику?

(Муравьи прячутся и закрывают вход)

Как определить стороны горизонта по одиноко стоящему дереву?

(С южной стороны больше веток)

Что готовят из цветов?

(Варенье из лепестков роз, салат из лепестков

хризантем)

Где мечет икру акула?

(Она живородящая)

У какого животного язык длиннее его тела?

(У хамелеона)

Станция 13. «Подземелье крота».

С завязанными глазами определить на ощупь, по запаху растения: мяту, полынь, крапиву и др.

Станция 14. «Аукцион песен».

Команды по очереди поют (или называют) строчки из песен, где есть упоминание о растениях или животных.

Станция 15. «Приз».

Подведение итогов, награждение победителей и наиболее активных участников.

Ведущий:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Но, чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Чтец 1. Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять,

В птиц не стрелять из рогаток,

Травы, цветы не топтать.

Чтец 2. Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

Ведущий:

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике Природы.

Небо в звёздах, Океан и Сушу,

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево Надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! Всё доброе приемлю,

Только берегите эту Землю!

Заключение

Разработанное и проведённое мероприятие – одно из цикла внеклассных экологических мероприятий, посвящённых Году охраны окружающей среды. Экологическая экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведена и для учащихся 3-4 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал, виртуальная экскурсия, слайдовая презентация (материал прилагается). В ходе мероприятия могут быть показаны экологические сказки, инсценированные отрывки из произведений писателей, сценки на тему охраны окружающей среды.

Экскурсия в природу «В гостях у Берендея» способствует формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора. Подобные мероприятия воспитывают привычку сознательного отношения к природе, недопустимости причинения вреда окружающей среде, в которой ещё нам с ними жить…

Приложение № 1.

Германская легенда «Цветок» (о дурмане).

Берегла девочка шкатулку – подарок покойной матери. Отец девочки женился. Невзлюбила мачеха падчерицу. Увидела она однажды эту шкатулку, когда девочка спала, и решила её украсть и спрятать в саду. Долго плакала и горевала девочка о пропаже. А весной на том месте, где была зарыта шкатулка, выросли цветы. Никто и никогда не видел их здесь раньше. В них девочка узнала напёрстки из маминой шкатулки. Так и зовут в Германии этот цветок «наперстянка». А мы называем его дурманом, т.к. цветки его ядовиты и напоминают о злой мачехе. Сильный яд в цветах – её ненависть к девочке.