Музыкально театрализованное занятие. Развитие музыкально-театрализованной деятельности. Особенности театрализованной игры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Одесского муниципального района Омской области МБДОУ «Одесский детский сад» .

Подготовила музыкальный руководитель Татьяна Константиновна Фомина. Апрель 2017 г.

Программное содержание:

Целевые ориентиры: вызвать положительные эмоции, формировать у детей эстетические чувства. Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения коммуникативного танца.

Задачи:

  • Способствовать развитию метроритмических навыков детей.
  • Развивать певческое дыхание.
  • Продолжать развивать умение распознавать, соотносить и воспроизводить графические изображения разнообразных эмоциональных состояний
  • Вспомнить коммуникативный танец
  • Формировать умение держать ритм, передавать ритмический рисунок хлопками.
  • Развивать творчество, самостоятельно придумывать движения для персонажа и выразительно их передавать.
  • Развивать умение детей сочинять песенку на заданный текст.
  • Способствовать развитию воображения, умения пантомимой передавать игровые образы, Способствовать развитию эмоциональной сферы.
  • Формировать желание участвовать в совместной коллективной театрализованной деятельности.
  • Воспитывать чувство толерантного поведения друг к другу.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (М. Р.) :

Ребята, утром я шла в детский сад и думала, как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите:

Показ ритмической модели «Добрый день» .

А как ещё можно поздороваться, кто нам покажет?

Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребёнком.

А теперь поздороваемся парами.

Приветствие «Хей, привет» .

Сегодня мне приснился удивительный город, очень красивый и не обычный. В нём я побывала в магазине «Удивительных вещей» . Вы не верите? Посмотрите, там я купила эту шляпу. Сейчас я её примерию…

(Педагог одевает и начинает лаять, снимает – умолкает) .

Что происходит? Я поняла – это необычная «превращательная шляпа» . Кто её надевает, тот превращается в кого - нибудь. Кто хочет её померить?

По-моему моя шляпа, ещё что – то хочет сказать.

- «Внимание, внимание со станции детский сад «Солнышко» отправляется скорый поезд, следующий по маршруту - деревня «Колобково» .

М. Р: - Вы когда нибудь были в деревне Колобково? Хотите побывать? Как вы думаете, почему она так называется? Тогда нам нужно поторопиться. Ведь поезд скоро отправляется.

Проводник? Где проводник? Поезд есть, проводника нет. Как же мы попадём внутрь. Ребята, подумайте…

Дети подсказывают, что нужно надеть «превращательную шляпу» . М.Р. надевает шляпу и превращается в проводника, говорит, изменив голос.

М.Р: - Здравствуйте, товарищи пассажиры! Вот ваши билеты, занимайте места согласно билетам.

(Детям раздаются карточки с графическим изображением различных эмоций, точно такие же изображения прикреплены к стульчикам. Дети садятся на соответствующие стулья. Воспитатель проверяет, правильно ли дети заняли свои места) .

М.Р. - Можно отправляться в путь.

Звучит музыкальное сопровождение.

М.Р.: - Давайте послушаем, как стучат колеса, большие колеса стучат вот так (прохлопывает четверти) , а маленькие колеса стучат вот как (восьмые) .

Педагог предлагает детям прохлопать предлагаемые ритмические рисунки.

М. Р: - теперь, наши колёса будут звучат одновременно. Эта группа детей будет изображать большие колеса, а эта маленькие.

М.Р.: В нашем пути официант вам предложит горячий чай. Надеть шляпу.

М.Р. предлагает поднос с чашечками, дети представляют, что в чашках горячий чай. Проводится упражнение на развитие дыхания: В чашку подуем, чай мы остудим. (Вдох- через нос, выдох – ф-ф-ф-ф-ф.

М. Р.:: Посмотрите в окно, как интересно…Сейчас мы с вами попробуем сочинить песенку об увиденном.

«Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра –ля –ля, ля- ля-ля
Весело на свете!»

Упражнение на развитие песенного творчества.

М.Р.: Мы приехали. Нам осталось преодолеть Большие Закулисные Горы. Их нужно перелететь. Но как? Знаю, у меня есть «Превращательный порошок» . Сейчас я посыплю вас, и вы превратитесь в лёгких бабочек.

Детям предлагается исполнить танцевальную импровизацию «Бабочки» .

М. Р: Вот мы и прибыли. Вот она – деревня Колобково. Сейчас я зайду в первый дом, постучу да узнаю, кто там живет.

Музыкальный руководитель заходит в дом и надевает на себя элементы русского костюма и предстает перед детьми, как жительница деревни.

М. Р: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в деревню Колобково! А вы догадались почему наша деревня так называется? Правильно, потому что мы очень любим слушать сказку «Колобок» . Вы знаете эту сказку? Я предлагаю вам в неё поиграть.

Детям предлагается выбрать себе роль любого персонажа. Затем идёт инсценировка сказки «Колобок» . По мимо традиционных персонажей, детям предлагаются различные другие образы, это может быть солнышко, цветочки, елочки, главное, что бы участвовали все дети. Педагог начинает рассказывать сказку, при этом вводит новых персонажей. Дети «играют в сказку» используя при этом разнообразные выразительные движения.

Музыкальный руководитель: Внимание, внимание! От станции «Колобково» отправляется скорый поезд до детского сада «Солнышко» . Просьба пассажирам занять свои места.

В заключение, педагог проводит рефлексию.

Дети друг за другом, под музыкальное сопровождение выходят из зала.

« Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников »

Актуальность

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, поэтому возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Все вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель:

Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.

Задачи и методы:

Создание условий для творческой активности детей и родителей.

Последовательное знакомство детей с видами театров.

Совершенствование артистических навыков.

Раскрепощение ребенка.

Работа над речью и интонацией.

Коллективные действия (в танцах, играх).

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Импровизационность.

Гуманность.

Систематизация занятий.

Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2 младшей группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь-май.

Предполагаемые результаты:

1.Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

2.Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.

3. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Используемая литература:

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.

Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984 – 146 с.

Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.

Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.

Основная часть.

План проекта - этапы

Подготовительный

1.Определение темы, цели, задачи, проблемы.

2.Составление плана-схемы проекта.

3.Сбор, накопление материала.

Основной

Работа с сотрудниками ДОУ.

Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».

2. Консультация для воспитателей «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности».

3. Консультация для воспитателей «Развитие театрализованной деятельности как форма проведения творческих развлечений с детьми».

4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.

5. Проведение открытых занятий по театральной деятельности воспитателями младших групп.

6. Проведение педагогического совета на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Работа с родителями

Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

1.Проведение бесед, консультаций, анкетирования.

2. Организация выставки – конкурса театральных кукол и декораций (сделанных руками родителей).

3.Организация совместного развлечения с использованием элементов театральной деятельности.

4.Викторина для родителей «Дети и театр».

Работа с детьми.

1.Проведение цикла занятий, игр.

2.Подготовка и показ открытого занятия «Мы играем в театр».

Заключительный

Презентация проекта, показ открытого занятия на КМО.

Этапы работы

К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями изготовили декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности

Театрализацию в работе с детьми применяем с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности будут усложняться, дети будут инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

С малышами уделяем внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми сочиняем маленькие истории, все вместе придумываем диалоги героев.

В танцевальном творчестве внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.

В процессе работы добиваемся выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнять других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Проект рассчитан на год обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей.

I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

В процессе занятий у детей формируются:

Навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

Развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

Формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

Формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

Закладываются основы сценической речи;

Формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

Методики

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективными, которые мы используем при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяем такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, театрализованные представления.

На занятиях широко используем методы развивающего обучения, с помощью которых решаем стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

В работе также используем ритмопластику, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Выводы:

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012


Цель : развиватьспособность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы, учить выразительному пению, улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Задачи: создать атмосферу комфорта и доверия, развивать в детях способность слушать и наблюдать.

Музыкальное занятие с элементами театрализации «Колобок»

Под спокойную музыку дети входят в музыкальный зал

М. р. : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

М. р. : Давайте поздороваемся сегодня не как обычно, а песенкой.

Ритмичная игра с пением «Здравствуйте! »

Здравствуйте ладошки, хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте ножки, топ, топ, топ.

Здравствуйте щёчки, шлёп, шлёп, шлёп.

Здравствуйте губки, чмок, чмок, чмок,

Здравствуйте зубки, щёлк, щёлк, щёлк.

Здравствуйте гости,

Здравствуйте!

М. р . : Ну вот мы с вами и поздоровались. А с каким настроением вы пришли на музыкальное занятие? (С хорошим)

Ведущий: Сегодня мы с вами побываем в театре. Проходите и занимайте свои места! (Дети проходят, садятся на стульчики). Сегодня я вам буду рассказывать сказку, а вы мне будете помогать. А про кого эта сказка, догадайтесь!

На сметане мешён,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился…..(Колобок)

Итак, слушайте внимательно. Испекла баба Колобок и положила его на подоконник студиться. Надоело Колобку лежать, спрыгнул он с окна, через порог перекатился и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил ещё, вверх подняться и вниз спуститься…

Попевка: «Лесенка»

Ведущий: Выкатился Колобок на улицу, а там весна, птицы поют.

Ведущий: Покатился Колобок и запел весёлую песенку. И мы споём вместе с ним.

Песня:

Ведущий: Катится Колобок, а навстречу ему….кто?

(Узнать и охарактеризовать «зайца»)

Заяц: Колобок, Колобок я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня заяц! Лучше мы тебе на музыкальных инструментах сыграем, а ты попляши! Но сначала отгадай, что это за инструмент!

Музыкально - дидактическая игра «Узнай инструмент»

(Воспитатель за ширмой играет на разных музыкальных инструментах: колокольчик, барабан, бубен)

Оркестр «Ах, вы сени» р.н.м.

Ведущий: Молодец Заяц! И покатился Колобок дальше. Катится, Колобок, катится, а навстречу ему…кто?

Волк:

Ведущий: Не надо обижать Колобка. Он добрый, хороший с ним надо дружить, мы тебе лучше песенку споём!

Песня:

Волк : Хорошая песенка! Так и быть, не трону я тебя, Колобок.

Ведущий: Побежал Волк в лес, А Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему….кто?

(Узнать и охарактеризовать медведя по исполняемой музыке)

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ведущий : Не ешь Колобка, Мишенька,

Лучше Мишенька вставай,

С детками поиграй.

Игра: «Мишка по лесу гуляет»

Медведь: Ой, спасибо, порадовали! Так и быть не трону Колобка!

Ведущий: Побрёл Медведь в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему…кто?

(Узнать и охарактеризовать по исполняемой музыке)

Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок : Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!

Лиса : Не хочу я песни слушать, я хочу тебя съесть.

Ведущий : Давай, Лиса, мы для тебя на музыкальных инструментах сыграем!

Лиса : Не хочу!

Ведущий: Ну, тогда потанцуем!

Лиса : А танцевать я люблю!

Танец:

(Во время танца Колобок незаметно исчезает)

Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся!

Ведущий: Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала. А Колобок поблагодарил вас за помощь и побежал домой. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал - молодец! И в театре нашем сказка закончилась.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежденье

«Детский сад «Золотой ключик»

Провела: Коваль Г.Н.

Муз. руководитель: Петрова Н.В.

Элеонора Александровна Смола
Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа)

Конспект музыкального занятия «Мы артисты »

с использованием театрализованной деятельности

(старшая группа )

Программные задачи :

Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие способы общения.

Развивать у детей навыки совместной деятельности , чувств общности, умение выражать свое настроение.

Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией , произношением.

Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.

Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа :

Игровые упражнения : «Приветики» , «Я сам»

Двигательные упражнения : «Осенние листочки» , «Камешки» .

Пальчиковые игры : «Рыбак» , «Ёжик» , «Мыши и кот» .

Разучивание этюдов : «Ёж» , «Заяц» , «Подарки» , «Кочерыжка» .

Чистоговорки : «Медведь» , «Лебеди» .

Ход занятия:

Дети заходят в зал их встречает муз. руководитель, становятся в круг.

«Музыкальное приветствие »

М. р : Ну, здравствуйте ребята!

Дети : Здравствуйте!

М. р : Как ваше настроенье?

Дети : Очень хорошо!

М. р : Пора нам заниматься?

Дети : Да, да,да!

М. р : Мы будем все стараться ?

Дети : Также, как всегда!

М. р : Будем танцевать и песни распевать, прошу, ребята,вас за мною повторять! (дети повторяют за педагогом движения и превращаются сразу в мышат, затем в щенят, пропевая это приветствие).

М. р : Ай, тили- тили-тили

Мы поутру в сад ходили (идут по кругу)

Вот нас… повстречал (называем имя)

Как же он нас, привечал?

Дети : А вот так!

Добрый день!

(Проигрываем все варианты детей)

М. р : Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, поприветствуем их.

«Музыкальное приветствие » .

М. р : (обращается к детям)

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная »

Артистами хотите стать ?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(примерные ответы детей : изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в бабочку, осу?

Дети : Жесты и, конечно, мимика.

М. р : Не печенье, не ватрушки

Не сметану, не ирис

Любим мы играть в игрушки

Днем и ночью, подивись.

Тут машинки, зайки, мишки,

Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все,что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети :

Музыку

Настроение

Игрушки

М. р : Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем ее отгадать.

(дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно – игровое «Любимая игрушка» .

М. р : Я вам загадаю загадку про одну интересную игрушку, а вы попробуйте отгадать :

Быстрее ветра я скачу,

"Цок-цок,"" – копытами стучу,

Я громко ""иго-го"" кричу,

Садись на спину – прокачу!

(Лошадка)

М. р : Ребята, а вы знаете, что такое «ипподром» (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме, давайте сядем на стульчики.

Игра на координацию речи и движений «Ипподром» .

Лошадки стоят на старте - дети сидят на стульях, руки на коленях.

Лошадки скачут -хлопают ладошками по коленкам и щелкают языком

Лошадки перепрыгивают через барьер- «Ап!» -один хлопок по коленям

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер-«Ап!Ап!» -2 хлопка по коленям обеими руками

Лошадки скачут по песочку - потирают ладони и произносят «Шур! Шур! Шур!»

Лошадки скачут по камушкам - «А-а-а!» - кулачками стучат по груди

Лошадки скачут по болоту – «Чвак! Чвак! Чвак!» -хлопки ладонями по коленям

Лошадки скачут мимо трибун девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки

Лошадки скачут мимо трибун мальчиков - «А-а-а!» - кричат мальчики

Лошадки приближаются к финишу – дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком с убыстрением темпа

Лошадки приближаются к финишу – «Ух!» -выдохнуть воздух

Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! – все хлопают в ладоши.

М. р : А как вы думаете, как еще можно двигаться?

Ответы детей : парами, врассыпную, движение спиной и т. д.

М. р : Давайте наши «лошадки» выполнят эти движения! (дети под музыку двигаются по залу , выполняя различные задания)

М. р : У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные лошадки. А как вы думаете, можно ли научить лошадок говорить? А с помощью чего?

(варианты детей, конечный вариант – чистоговорка)

М. р : Ребята, давайте сядем на стульчики и послушаем наших артистов . Кто желает выступить? (3-4 варианта)

Примерные варианты чистоговорок :

Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кошка спит, а мышку видит.

Ежик лежит под ёлкой.

Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

Са-ша-ша- Соня моет малыша.

Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

М. р : Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказывали чистоговорки, а я предлагаю отдохнуть. Давайте станем парами.

Психогимнастика «Руки» .

Руки знакомятся сначала на себе

Руки ссорятся затем с другом

Руки мирятся

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Начинаем счет опять!

М. р : А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз. (дети достают цветные квадраты, в этот момент педагог раскладывает на ковре большие квадраты с заданием)

А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте свой этюд.

Показ этюдов детьми.

(разыгрываются знакомые этюды)

М. р : Вам понравились этюды? (выслушать мнение детей)

А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг и показывают мимикой настроение)

Молодцы, ребята, справились с заданием. Предлагаю поиграть.

Игра «Молчанка» муз. Е. Макшанцевой.

Раз, два!- мы молчим!

Ничего не говорим (изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)

Раз и два, и раз и два

Мы с тобой друзья! (кружатся со своей парой)

(игра проводится 2 раза)

М. р : Вы теперь все друзья! Вот и наша встреча подошла к концу. Давайте закончим нашу игру веселой песней.

«Песня о дружбе» .