Конспект музыкально театрализованного занятия в детском саду. Музыкально-театрализованное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Безопасность в лесу. Слушание музыки «Зайчик»

Музыкально-театрализованное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Безопасность в лесу»

Цель: Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; развивать внимание, память, инстинкт самосохранения; воспитывать дружелюбие, желание помочь в беде.

— Ребята, какое сейчас время года?

По каким признакам вы это определили?

Пригрело солнце, стало тепло, на деревьях появились листочки, расцветают цветы.

Да, в такую погоду очень хочется отправиться в лес на прогулку. Давайте это мы и сделаем.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки». Движ. М.Ю.Картушиной

Большие ноги шли по дороге (идут по залу, каждый в своём направлении),

А маленькие ножки бегут по дорожке (бег в рассыпную)

Вот мы с вами, ребята, пришли в лес. А давайте вспомним каких лесных жителей мы можем в нём встретить.

Комплекс упражнений «Лесная зарядка» Движ. М.Ю.Картушиной

1.Раз, два, три, четыре, пять,будем дружно мы шагать (маршируют друг за другом)

2.Быстро бегают зайчишки, озорные шалунишки (бегут по залу).

3.А теперь крадётся волк. Страшный волк – зубами щёлк (крадутся на носках)

4.Ну а мишка косолапый широко разводит лапы (покачиваются с ноги на ногу, руки в стороны).

5.Лиса спинку наклоняет, выпрямляет, выпрямляет (наклоны вперёд, ударяют по коленкам руками.)

6.Рядом с ёжиком присядем, а потом на ножки встанем (приседания).

7.Рядом белочки резвятся, прыгают и веселятся (прыжки на двух ногах).

8.А когда цветок найдут, — нежный аромат вдохнут (восстановление дыхания).

Вспомнили мы с вами, какие звери в лесу живут. Некоторые уж тут как тут.

Слушание музыки «Зайчик»

(Ведущий показывает игрушку зайчика)

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку. Кто это?

Давайте покажем, как зайчик прыгает.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» (М.Ю.Картушиной)

Посмотрите, что за пальчик,

Ловко прыгает как зайчик.

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок.(раздвигают пальцы левой руки и указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаются к пальцам левой руки).

Какой весёлый зайчик. А как он умеет плясать?

Зайка, зайка, попляши,

Наших деток посмеши.

Топай, топай, лапками,

Серенькими лапками.

Танец-игра» Зайчик и детки»(М.Ю.Картушина)

К деткам зайчик прибежал, перед нами прыгать стал (игрушечный зайчик в руках ведущего скачет)

Прыг-да скок, прыг-да скок, попляши со мной дружок. (под музыку дети выполняют танцевальные движения).

-(Ведущий смотрит на зайчика) Хоть с нами зайчик потанцевал, но что-то он не весёлый (делает вид, что слушает зайчика). Ребята, зайчик мне рассказал, что он сам, без мамы убежал гулять и заблудился. А разве можно детям одним убегать и гулять? (нет, только со взрослыми)

Лисичка пришла и платочек принесла. Эй, ребятки, эй, ребятки, поиграем с вами в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять, буду я сейчас искать.

Игра «Прятки с платком» (М.Ю.Картушина)

Очень любим в прятки мы играть, очень любим прятаться и искать (идут по кругу).

Вы скорее приседайте, глазки быстро закрывайте (приседают, закрывают глазки)

(Проигрыш) (Ведущий накрывает одного ребёнка платком).

Вы к платочку подходите, кто там спрятался скажите. (Узнают дети, кого нет).

Самое главное правило должны все уяснить: без взрослых в лес нельзя ходить.

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

Домой больше не дойти.

В лесу надо держаться всем вместе, рядом со взрослыми. Но если вдруг потерялись вы из вида взрослого, то кричите громко, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Давайте позовём маму зайчика, она нас услышит и придёт. (зовут, около кустика появляется игрушка мамы –зайчихи).

Услышала нас мама-зайчиха (ставит игрушку зайчика около мамы-зайчихи).

И малыш-зайчик, я думаю. Больше без мамы не будет гулять.

Слушание музыки «Лисичка»

(Ведущий берёт игрушку лисичку)

Хитрая красавица в лесу живёт,

Хвостиком помашет, след свой заметёт.

Рыжая шубка – её краса,

Рыжая плутовка. Это лисонька –лиса.

Превратимся в зайчиков и поиграем с лисичкой.

Игра «Зайчики и лисичка» (муз. Финаровского. Игра прятки с платком.)

Ох и хитра наша лисичка, она может любого уговорить пойти с собой. Разве можно идти с незнакомыми людьми?

Нет, нельзя! Как бы вас не уговаривали, надо идти только с теми, кого вы знаете!

(Ставим игрушку лисы возле куста)

Уходи, Лисичка, спасибо, что с нами поиграла, но с тобой мы никуда не пойдём. Правда, ребята?

Посмотрите, идёт мишка,

Он такой лохматый,

Идёт, идёт мишка.

Мишка толстопятый.

Стихотворение с движениями «Мишка косолапый» (М.Ю.Картушина)

Мишка косолапый по лесу идёт (пальчиками «идут» по коленям)

Шишки собирает, песенку поёт (одной рукой берут шишку и кладут в корзинку – на другую ладошку)

Вдруг упала шишка мишке прямо в лоб (первая рука поднята, затем ею слегка ударяют по лбу)

Мишка рассердился и ногою топ («рычат»-р-р-р, хлопки по коленям)

Больше он не будет по лесу гулять (качают головой и пальчиком влево-вправо перед собой)

Сядет он в машину (показывают «руль»- крутят им перед собой)

И поедет спать (складывают ладошки под щёчку – «спят»).

Мишка, мишка, поднимайся,

Косолапый, просыпайся (мишка спит).

Тихо дети подходите

Мишеньку не разбудите,

Подойдём к нему скорей,

Будем топать веселей.

Игра с медведем

1.Дети по лесу гуляли и медведя увидали,

Он под ёлочкой сидит, притворился будто спит.(ходят по залу в рассыпную)

2.Дети к мишке подходили, косолапого будили:

Просыпайся и вставай, и скорей нас догоняй.(мишка просыпается, ловит детей).

(Ведущий показывает на мишку)

Посмотрите, что-то мишка наш грустный стал. Может,он заболел? Нужно позвать лесного врача, который лечит всех зверей. Зовут его Доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лисица,

Белка, зайка и волчица.

Давайте позовём доктора Айболита (зовут доктора, он приходит)!

(Доктор Айболит несёт свою сумку.)

У кого температура?

Есть таблетки и микстура,

Сидит мишутка, хмурится,

Может, температурится?

Мишка с нами играл, может лапку оцарапал?

Сейчас посмотрим. Помогите мне, подержите мишку, ребята.(Дети держат медведя, а доктор Айболит осматривает его, лапку бинтует. Проводит беседу о том, что нужно быть осторожным во время игры, не брать в руки острые предметы, палки. Не драться ими, не бросать камни, ведь они могут нанести травмы. Не нужно бегать быстро, толкаться – это может приносить вред здоровью.)

(Ведущий берёт медведя.)

Мишка снова наш здоров,

С нами танцевать готов!

Звонче музыка играй,

Всех на танец приглашай!

Танец «Стужа»

(Ведущий показывает игрушку белочки с грибом мухомором, ягодами)

Вот белка озорная, весёлая, смешная.

По лесу гуляет, грибы, ягоды собирает.

-(доктор)Нет, нет, такие грибы и ягоды, как собрала белочка, нужно выкинуть, а лучше их совсем не брать (берёт мухомор).Это, ребята, гриб-мухомор, он хоть и красивый на вид, но очень опасен. Его нельзя кушать никому, потому что им можно отравиться.

Если хотите грибочки покушать, то лучше собирайте съедобные грибы со взрослыми, они лучше знают, какие нужно собирать, чтоб потом из них приготовить вкусную еду.(показывает веточку с ягодами). Много есть в лесу ягод. Которые можно кушать, а есть много опасных. Поэтому ягоды в лесу нужно собирать со взрослыми и очень осторожно. Следить, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. Они внешне очень красивые, не вызывают опасения, но они очень опасны. И если сомневаетесь, то лучше их не берите.

Много грибов выросло на полянке, все они съедобные – давайте их соберём и отдадим белочке – ведь она любит их кушать.

Игра «Собери грибы» (дети собирают грибы в корзинки)

-(доктор) (берёт мобильный телефон) Да! Это я- доктор Айболит! Что случилось? Скоро буду. (обращается к детям) Хорошо мне с вами, ребята. Но срочно нужна моя помощь. И я побегу, ведь я лечу всех лесных зверей. До свидания. (уходит)

(ведущий обращает внимание детей на кустик, возле которого игрушка ёжика)

Посмотрите, кто под ёлкой бегает с иголками?

Сам на ёлочку похож, знаем мы, что это… (ёж).

(замечает ведущий возле ежа коробку спичек)

Что это у тебя, ёжик? (берёт спички) Коробок спичек. Как тебе не стыдно? Разве ты не знаешь, что спички – это не игрушка. Все наши малыши знают: с пожаром в прятки не играют, все запомнить должны: спички детям не нужны! (показывает на плакаты по пожарной безопасности)

1.Будь всегда осторожен с огнём, а не то он станет нашим врагом.

2.Надо помнить, надо знать – их опасно поджигать.

3.Костёр разводи только со взрослыми. Не жги сухую траву, листья.

4.Костёр в лесу не оставляй, уходя, заливай водой, засыпай землёй.

5.Дети, помните о том, что нельзя играть с огнём (убирает спички) .

Лучше, ёжик, с нами поиграй, шишки-мышки с нами собирай.

Пальчиковая игра «Мышки-шишки М.Ю.Картушиной

Ходит ёжик по дорожкам, по лесу, по лесу (поочерёдно вытягивают руки вперёд)

Любит рыться в старых листьях по валежнику (пальчиками по коленям «скребут»)

Уж я ёжику –ежу (руки полочкой)в поле тропку покажу(вытягивают руки вперёд).

Где падают мышки, еловые шишки (потирают прямые ладошки друг о друга).

Хорошо в лесу, весело, встретили с вами много лесных зверей, узнали о том, как надо вести себя в лесу, чтобы быть здоровыми, не попасть в беду.

Слушание музыки «Дождик» (муз.Косенко)

Смотрите, ребята, стал понемногу дождик накрапывать. Я думаю, что нам нужно домой скорей идти. А чтобы не промокнуть- откроем зонтики и с весёлой песней пойдём домой, сказав спасибо лесу за прогулку.

Песня «Цветные зонтики»

(каждая группа, спрятавшись под зонтик в руках у воспитателя, поочерёдно уходят в группы)

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012


- Сегодня наш мастер-класс посвящѐн теме развития
музыкально-театрализованной деятельности.

Цели и задачи:
. Рассказать коллегам о музыкально - театрализованной деятельности в детском саду;
. Продемонстрировать на практике методы и приёмы развития творческих способностей детей;
. Познакомить коллег с системой приобщения детей к театрализованной деятельности.
Технологии, используемые на мастер - классе:
. Развивающая;
. Игровая.

Оборудование:

Диск с музыкой, тексты для этюдов, шапочки с различным выражением лица, атрибуты и элементы костюмов.

Ход мастер -класса .

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра.
Театр - синтетический вид искусства, его связь с музыкой естественна и необходима, так как оба вида искусства усиливают эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие детского творчества и личности в целом - это главное составляющее в художественно - эстетической области воспитания ребёнка.
Современными педагогами - психологами высказано немало утверждений о развитии детского творчества в процессе театрализованной деятельности. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Опираясь на программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, «Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой, «Театр - творчество - дети» Н.Ф. Сорокиной, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой, была разработана система комбинированной деятельности, сочетающей музыку и театр для развития личности ребёнка, его творческого потенциала в процессе интеграции.
Цель проводимой работы:
Раскрыть индивидуальные возможности детей в музыкальном и театральном творчестве, развивать нравственные качества личности ребёнка.
Задачи:
1.Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности.
2.Пополнять и развивать вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
3.Подводить детей к созданию выразительных образов в песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и драматизациях, инсценировании песен и расширять представление о них.
4.Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
5.Поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, участвовать в конкурсах и концертах на городских площадках.
Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.
Результатами этой работы являютс я:
1. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
2. Повышения уровня развития творческих способностей детей.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Умение детей самостоятельно моделировать коммуникативную и импровизационную деятельность.
5. Проявление познавательного интереса к театральным спектаклям, желания импровизировать в пении, танцах, играх.
Для более активного и самостоятельного участия детей в творческом процессе в каждой группе детского сада созданы музыкально-театральные зоны, сделаны подиумы, изготовлены различные ширмы и виды театров по возрастам.
В системе приобщения детей к искусству театра используются интегрированные занятия, театрализованные игры, образные этюды, песенные и танцевально-игровые импровизации.

Для начала давайте поздароваемся:

Игра - приветствие «Здравствуйте»
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой,
Пальчиком и кулачком
И, конечно, язычком!
Музыкально-театрализованная деятельность - на наш взгляд, самая
эффективная форма музыкального воспитания, способствующая
формированию творческой личности ребѐнка.
Различные аспекты музыкально-театральной деятельности детей
являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы
организации и методики обучения этой деятельности нашли отражение
в работах известных учѐных и педагогов. Назову лишь некоторых из
них: В.И. Ашикова, Л.А. Тарасова, Л.Л.Пилипенко, Л.Л.Леонидов
Вопрос к участникам мастер-класса:
- А как считаете вы, что развивает музыкально-театрализованная
деятельность у дошкольников? Предлагаю вам, выбрать утверждение, с
которым вы согласны, и объяснить его:
- Я считаю, что музыкально-театрализованная деятельность
способствует познанию окружающего мира потому что……
- Музыкально-театрализованная деятельность развивает память,
воображение и мышление, потому что…
- Я согласна, что музыкально-театрализованная деятельность
способствует умению передавать эмоциональные состояния так как…
- Я уверена, что музыкально-театрализованная деятельность формирует
интерес к литературе и театру, потому что…
- Музыкально-театрализованная деятельность побуждает к созданию
новых образов, так как…….
Я рада, что наши мнения совпадают, и подтверждают
актуальность и необходимость проведения работы по этому
направлению в дошкольных учреждениях.
Анализ обучающих программ, сочетающих театрализованное действие
и музыкальное воспитание, показал, что практически все они основаны
на программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы. В
дополнение к этой программе используют технологии с применением
театрализованной деятельности.
При организации музыкально-театрализованной деятельности мы
используем разные формы.
Все мы прекрасно знаем, как дети любят сказки. Но сказка, обогащѐнная
музыкой, исполненная детьми становиться ярче, выразительнее,
объѐмнее. Это жанр «музыкальной сказки».
В театральных постановках
дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и
танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать
больше детей. Часто сами сочиняем небольшие песенки, попевки,
музыкальные монологи героев.
С помощью «голоса - инструмента» можно многое выразить, о многом
рассказать. Но это возможно только при условии владения этим
«инструментом», который является очень сложным,
многокомпонентным. И здесь наша задача - стремиться развить у детей
певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем
вокально-хоровых навыков.
Я предлагаю специальные упражнения - распевания.
Используя наиболее удобные
фонемы: «а», «о», «у» «и». «ми», «мэ», «ма», «мо»,»му»,пропевая на одном звуке, затем в восходящем движении поднимаясь по полутонам вверх и вниз.
Проанализировав значение этих гласных для голосового аппарата, и
систематически используя эти упражнения перед пением, я заметила,
качественные изменения в области чистоты интонирования,
правильного формирования ротовой полости, расширения диапазона.
Уделяю так же время и работе над дыханием, ведь от него
зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно
быть свободным, равномерным и естественным и ему тоже нужно научиться. Давайте попробуем
выполнить их вместе.
Упражнение «Собачка».
Предлагаю детям представить, как дышит
собачка, которая долго бежала, а затем, попробовать дышать так же. Для
этого кладѐм руки на пояс (рот приоткрыт), дышим животиком.
Упражнение «Шарик».
Предлагаю детям «надуть» шарик в животе.
Вдох делаем через нос, контролируем, как надувается живот, плечи не
поднимаем. Выдох через рот, с хлопком в ладоши - шарик лопнул.
Упражнение «Свеча».
Надуваем шарик в животе, затем предлагаю детям
представить перед собой зажженную свечу. Выдох через рот должен
быть лѐгким, чтобы не задуть пламя.
Пристального внимания в работе над вокалом требует воспитание
унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача. На первом этапе
использую игру, как метод в преодолении трудностей. Играю один звук
и прошу детей прослушать, как звучит эта нота. Затем
обращаю внимание на то, как мой голос точно повторяет этот звук,
полностью сливается с ним, получается единое целое в звучании. А
потом спрошу, кто сможет сделать так же. Сначала поет один ребенок,
затем два, три, …. Десять и т.д. И вот уже хор звучит совсем по-другому
(давайте попробуем вместе).
Разучивание вокальных партий проходит как на занятиях с подгруппой,
так и в индивидуальной работе с детьми.
Например, для того, чтобы развить и обострить восприятие высоты
звуков, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять
это соотношение.
Предлагаю одной подгруппе строить башенку и петь (чем выше
кубик, тем выше звук). Другой - сложить в «музыкальную коробочку»
красивые ленточки и вытягивать их по одной, пропевая, при этом
«длину» ленточки.
Можно поиграть в игру
«Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке
ребѐнка. Передать ребѐнку это предмет вместе со звуком. Ребѐнок
должен вернуть предмет и звук обратно.
Ребѐнок запомнил песенку, но поѐт очень тихо, не слышно. Простой
лист бумаги, скрученный в трубочку, как рупор, усилит громкость.
Если петь, изображая то, о чѐм поѐтся, двигаясь, а не сидя на одном
месте, ребѐнку не будет скучно, а мелодия и текст запомнятся.
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые
присутствуют почти во всех сказках, мы применяем двигательные
импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки, с
элементами ритмопластики.
Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски. Эти
двигательные импровизации на практике оказались очень
эффективными. Двигательные импровизации, положительно влияют на
качество исполнительской деятельности маленьких актѐров. Работая над
выражением лица, движениями тела, дети постепенно овладевают
средствами выразительности.
Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной деятельности
дети обучаются певческим навыкам, у них формируется способность
чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке.
Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают
сознательно, активно им пользоваться в своей исполнительской
деятельности.
А сейчас мы предлагаем вам окунуться в мир детства и немножко
поиграть.
Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.

НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы - «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
Развивается чувство ансамбля
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя

Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
(Разжимают кулачок.)
Апрель.

Апрель, апрель! На дворе звенит капель
(удары по треугольнику)
По полям бегут ручьи
(глиссандо на металлофоне снизу вверх),
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
(удары в пластмассовый молоточек)
После зимней стужи.
(Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу)
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
(размеренные встряхивания маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане)
Стали птицы песни петь
(игра на свистульке),
И расцвел подснежник.
(Игра на колокольчике)

Сказка шумелка Ёлочка
Росла в лесу ёлочка - стоим на месте, вытянув руки в стороны По её веточкам прыгали белки- прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом- вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).
Иногда мимо проходил большой медведь- ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик - подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок- дуем
Ночью над ней загорались звёздочки- вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики- шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки- рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршим пакетом)
Испугался заяц и бежать. (встряхиваем кастаньетами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим ложками)
Бросился заяц бежать. (кастаньеты)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепаем руками по ногам)
Побежал заяц из леса к речке. (кастаньеты)
А на берегу речки лягушки сидели. (проводим палочкой по рубелю)
Увидели они зайца и прыг в воду. (металлофон-глиссандо)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (барабан)

Появляется кукла- Домисолька:
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл, давайте с ней поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Домисолька!
Домисолька: Здравствуйте!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну Звуков.
- Ребята, а что такое звук? (Это то, что мы слышим).
-А какие звуки вы знаете? (Дети перечисляют).
Звуки нас окружают в нашей повседневной жизни.
Каждый звук кусочек мира,
В каждом звуке целый мир.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
Домисолька: Вот и мы с вами начнём наше путешествие со звуков:
Постараемся их пропеть, постараемся их услышать.
Игра - разминка «Звуки природы» слова К.Иванова, музыка Шатохиной Р.В.
(поют дети) (звучит запись)
Распевают звонко птицы. Трели птиц. (чив-чив)
Дождь косой в окно стучится. Шум дождя. (кап-кап)
Мышка в подполе шуршит. Шорох. (Ш,Ш,Ш)
Колокол в тиши звенит. Звучание колокола. (бом-бом)
Шепчет тихо лист осенний. Шелест листьев. (шур-шур)
Ручеёк журчит весенний. Журчание воды. (буль-буль)
Утром петушок кричит. Крик петуха.
И коровушка мычит. Мычание коровы.
Тоненько пищит цыплёнок. Цыплёнок.
Блеет жалобно ягнёнок. Ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит. Жужжание. (ж,ж,ж)
Соловей в лесу свистит. Пение соловья. (фьють-фьють)

Для развития устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков я использую игру «Раз-два». Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например - «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты - действия по тексту.

1т. - Раз, два! (пружинка) 5т. - Раз, два! (пружинка)
2т. - Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. - Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. - Раз, два! 7т. - Раз, два!
4т. - Топ-топ-топ. 8т. - По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении - разворачиваются спиной в круг.
Игра на музыкальных инструментах.

Знакомиться и играть на музыкальных инструментах мы начинаем уже в 1 младшей группе. Этот вид деятельности является для детей очень интересным и увлекательным, но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация.

Например, к малышам на занятие пришла куколка, которая «послушала» колыбельную песенку, спетую детьми, и заснула. Для того чтобы ее разбудить я предлагаю детям поиграть на ложках. Так проходит наше первое знакомство с музыкальными инструментами.

С детьми постарше для знакомства с другими инструментами можно использовать «Веселый кубик». На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Все играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз. (сыграй свое имя)
Игра со словом:
«Свари кашу»
Встали все в круг. Это будет горшок. Назначаются дети -молоко, соль, сахар, крупа. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Каша варится: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем- ка нашу,
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех - всех кашей угостим.
Ведь варилась - то: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных».
Молодцы, детишки девчонки и мальчишки, показали как кашу варить!
А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее?
Дети предлагают варианты: добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

А теперь давайте вспомним пальчиковую гимнастику про Машину кашу.
«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)

Подвижные игры:

«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.
С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:
Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
С концом песни все останавливаются.
Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой. Если аист не поймает, до водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

«Игра с колокольчиком».

Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.

«Снежный ком»
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком

Ком все больше становился и быстрее покатился
(ускоряемся и в речи и в движениях)

Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)

Угодил в калитку! Бух! Развалился!
(аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем
(встаем)
И одежду отряхаем.

Музыкальные игры-это: «Репка», «Ворон», «Мы на луг ходили», «Огородная-хороводная», «На горе-то калина» и др.
Музыкальные сказки- «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является выполнение трех основных целей:
— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы творчества;
— социально-эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
— совершенствование познавательных процессов.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми
В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, на взгляд, занятия в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.
Задачами литературно-театральног кружка можно определить:
- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
- Развитие творческих способностей ребенка.
Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях не развидела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я взяла ее в свой кружок, проработала с ней какое - то время, а затем дала ей главную роль - она раскрылась), великолепно, сыграла Машеньку в сказке “Маша и медведь”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.
И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.

Проект "Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях"

Участники проекта: дети, родители группы, педагоги ДОУ: воспитатели, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.
База реализации проекта: МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».
Актуальность
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.
Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.
Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём.
Цель проекта: Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей.
Задачи
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.
Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.
Предполагаемые результаты:
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
План проекта - этапы
Подготовительный этап
1. Определение темы, цели, задачи, проблемы.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Сбор, накопление материала.

Изучение и анализ методической литературы.
Методическая литература.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.
Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Театрализованные игры (классификация Л.В. Артемовой)
Режиссерские игры
Настольный театр:
Теневой театр
Театр на фланелеграфе
(ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)‏
Игры-драматизации
Игры-драматизации с пальчиками
Игры-драматизации с куклами бибабо
Импровизация
Игры-имитации
Ролевые диалоги
Инсценировки и спектакли
(Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.)

Основной этап

Работа с сотрудниками ДОУ.
Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.
1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».
2. Консультация для воспитателей ««Влияние театрализованной игры на формированиеличности дошкольников»
3. Консультация для воспитателей «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности»
4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.
Работа с родителями
Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.
1.Проведение бесед, консультаций.

Работа с детьми.
1.Проведение цикла занятий, игр.

Заключительный этап
Презентация проекта.

Этапы обучения театрально-игровой деятельности в практике.
Движения.
Основные движения. Изобразительные движения и жесты.
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место.
Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др.
Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения.
Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг, прилетели журавли и т.п.
Особое внимание я уделяю выразительности движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Декламация. Выразительное чтение.На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.Использую элементы артикуляционной гимнастики.
Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.
Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

Пустоварова Ирина Геннадиевна, муз.руководитель Д/С №22 «Улыбка» г.Старый Оскол Белгородская область

Конспект театрализованного интегрированного занятия в подготовительной группе

Цель: Привлечь внимание детей к красоте весенних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки (через видеопросмотр) .

Задачи: Развивать творческое воображение с помощью игры на музыкальных инструментах (ложках) ; различать характер музыкальных произведений, учить передавать цветом свои ощущения, возникающие при прослушивании классической музыки. Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения.

Материал и оборудование: ложки, макет большого автомобиля, краски, кисточки, шаблоны звездочек разного цвета, цилиндр и плащ-накидка волшебнику, «летающая тарелка», DVD-проигрыватель, телевизор.

Репертуар: полька «Аннушка»(ч. н. м.) ; «Итальянская полька» С. Рахманинова; «Марш» Е. Тиличеевой; частушки (на мотивы русских народных песен) ; А. Вивальди (отрывок из концерта для флейты с оркестром соль минор, 4-я часть) ; «Про меня и муравья» Л. Абелян; «Космическая рапсодия» Берлиоза.

Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!» -

«Здравствуйте и добрый день!» -

Говорить нам всем не лень.

Музыкальное приветствие музыкального руководителя и детей.

Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Посмотрите, как здесь красиво!

Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы отправимся с вами в волшебное царство музыки.

И вот, что вам сказать хочу.

Сегодня, здесь, сейчас

Я сказочным волшебником

Быть хочу для вас!

(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию», цилиндр)

Музыкальный руководитель:

Я - сказочный волшебник,

Я - добрый чародей

И радую я чудесами

Маленьких детей! (к детям) :

А хотите чудеса?

(Музыкальный руководитель идет по залу, взмахивает «волшебной» палочкой - загорается центральная часть зала, еще взмах - гирлянды у боковой части зала) . Дети аплодируют.

А вы любите путешествовать?

(ответ детей)

Воспитатель: А куда мы отправимся?

Музыкальный руководитель: Далеко-далеко, за хрустальными горами, за изумрудными морями - находится волшебная страна музыкальных красок. Как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей) . Правильно, в этой стране рисуют музыку. А вы хотите попасть в эту удивительную страну?

Воспитатель: А на чем мы отправимся?

(Дети предполагают, на чем можно отправиться в путешествие) .

Музыкальный руководитель: Сначала мы отправимся на автомобиле. Но наш автомобиль остановился далеко; мы должны до него добраться при помощи нашей «музыкальной угадайки».

Комплекс музыкально-ритмических движений «Музыкальная угадайка»

(останавливаются возле автомобиля)

Воспитатель: Какой большой и красивый автомобиль! Ой, посмотрите ребята, что вас здесь ждет!

Дети: Ложки!

Воспитатель:

Ну-ка, ложечки берите

На места все проходите.

Музыкальный руководитель:

Эй, шофер, не зевай

И частушки запевай!

Частушки с ложками «Едем на машине»

Воспитатель:

Приехали мы на зеленый луг.

Как прекрасно весной вокруг!

(слышится звучание ветра)

Музыкальный руководитель: Ребята, слышите? Что это? Может быть это зимний, холодный ветер, вьюга?

Дети: Нет! Это теплый, весенний ветерок.

Музыкальный руководитель: Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветерок был тихий, теплый.

(Дети дуют на ладошку)

«Дыхательная гимнастика»

Воспитатель: Ой, а ко мне на ладошку бабочка прилетела. Сейчас я на нее подую, и она прилетит к вам на ладошку (дует) . Ловите! А теперь вы на нее подуйте, да посильнее, чем ветерок (дети дуют) .

Музыкальный руководитель: А ко мне птичка прилетела. Я на нее сейчас сильно подую, а вы ловите (дует, дети» ловят») . А сейчас дунем на птичек все вместе, пусть они летят к гостям.

Теперь сядем на лужок, послушаем и посмотрим, кто здесь живет?

Слушание с видеопросмотром.

(Дети слушают музыкальное произведение веселого, подвижного характера) .

Музыкальный руководитель: Ребята, какая звучала музыка?

Дети: Веселая, подвижная, быстрая, легкая.

Музыкальный руководитель: А почему?

Дети: Потому, что муравьи быстрые, легкие, подвижные.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел! (выходит ребенок-«муравей»)

Дети: Это - муравей!

Музыкальный руководитель: А мы с ребятами про тебя, муравей, песню знаем.

Песня «Про меня и про муравья» (музыка Л. Абелян)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А на нашей веселой полянке еще кто-то живет, и к нам в гости ползет.

Танец «Гусеница и бабочки»

Музыкальный руководитель: Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель: А на чем мы теперь поедем?

Музыкальный руководитель: Не поедем, а полетим!

Воспитатель: На самолете?

Музыкальный руководитель:

Не на самолете,

Не на вертолете,

А на волшебном звездолете!

Воспитатель: А где же взять такой?

Музыкальный руководитель: Но я же волшебник!

(взмахивает волшебной палочкой, с потолка спускается «летающая тарелка», дети располагаются на ковре под «тарелкой», «летят»)

Музыкальный руководитель: Мы с вами оказались в стране волшебной космической музыки. Давайте ее послушаем и посмотрим.

Слушание с видеопросмотром «Космическая рапсодия» .

(На экране телевизора космические зарисовки со звездами) .

Музыкальный руководитель: Ребята, какя прозвучала музыка?

Дети: Тихая, спокойная, космическая, волшебная.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами и не заметили, как оказались в той самой волшебной стране музыкальных красок. Вы уже рисовали на прошлом занятии веселую и волшебную музыку. А сегодня мы изобразим музыку, которую слушали на занятии.

(Дети на зеркалах выкладывают «веселую» и» волшебную», «космическую» музыку)

Воспитатель:

Прекрасна музыка! Ей снова

Мы распахнуть сердца готовы,

Чтоб слушать звуки, им внимать

Их чувствовать, переживать.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И я, как маг-волшебник, хочу перенести вас обратно в детский сад. (Взмах палочкой, в зале гаснут огни) .

Ну вот, мы с вами и в детском саду. (Снимает плащ, цилиндр) . И я уже не волшебник, а музыкальный руководитель. Давайте попрощаемся с вами и с гостями.

Музыкальное прощание.