Музыкально театрализованное занятие. «Волшебная страна музыкальных красок. Слушание музыки «Лисичка»

Пустоварова Ирина Геннадиевна, муз.руководитель Д/С №22 «Улыбка» г.Старый Оскол Белгородская область

Конспект театрализованного интегрированного занятия в подготовительной группе

Цель: Привлечь внимание детей к красоте весенних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки (через видеопросмотр) .

Задачи: Развивать творческое воображение с помощью игры на музыкальных инструментах (ложках) ; различать характер музыкальных произведений, учить передавать цветом свои ощущения, возникающие при прослушивании классической музыки. Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения.

Материал и оборудование: ложки, макет большого автомобиля, краски, кисточки, шаблоны звездочек разного цвета, цилиндр и плащ-накидка волшебнику, «летающая тарелка», DVD-проигрыватель, телевизор.

Репертуар: полька «Аннушка»(ч. н. м.) ; «Итальянская полька» С. Рахманинова; «Марш» Е. Тиличеевой; частушки (на мотивы русских народных песен) ; А. Вивальди (отрывок из концерта для флейты с оркестром соль минор, 4-я часть) ; «Про меня и муравья» Л. Абелян; «Космическая рапсодия» Берлиоза.

Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!» -

«Здравствуйте и добрый день!» -

Говорить нам всем не лень.

Музыкальное приветствие музыкального руководителя и детей.

Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Посмотрите, как здесь красиво!

Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы отправимся с вами в волшебное царство музыки.

И вот, что вам сказать хочу.

Сегодня, здесь, сейчас

Я сказочным волшебником

Быть хочу для вас!

(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию», цилиндр)

Музыкальный руководитель:

Я - сказочный волшебник,

Я - добрый чародей

И радую я чудесами

Маленьких детей! (к детям) :

А хотите чудеса?

(Музыкальный руководитель идет по залу, взмахивает «волшебной» палочкой - загорается центральная часть зала, еще взмах - гирлянды у боковой части зала) . Дети аплодируют.

А вы любите путешествовать?

(ответ детей)

Воспитатель: А куда мы отправимся?

Музыкальный руководитель: Далеко-далеко, за хрустальными горами, за изумрудными морями - находится волшебная страна музыкальных красок. Как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей) . Правильно, в этой стране рисуют музыку. А вы хотите попасть в эту удивительную страну?

Воспитатель: А на чем мы отправимся?

(Дети предполагают, на чем можно отправиться в путешествие) .

Музыкальный руководитель: Сначала мы отправимся на автомобиле. Но наш автомобиль остановился далеко; мы должны до него добраться при помощи нашей «музыкальной угадайки».

Комплекс музыкально-ритмических движений «Музыкальная угадайка»

(останавливаются возле автомобиля)

Воспитатель: Какой большой и красивый автомобиль! Ой, посмотрите ребята, что вас здесь ждет!

Дети: Ложки!

Воспитатель:

Ну-ка, ложечки берите

На места все проходите.

Музыкальный руководитель:

Эй, шофер, не зевай

И частушки запевай!

Частушки с ложками «Едем на машине»

Воспитатель:

Приехали мы на зеленый луг.

Как прекрасно весной вокруг!

(слышится звучание ветра)

Музыкальный руководитель: Ребята, слышите? Что это? Может быть это зимний, холодный ветер, вьюга?

Дети: Нет! Это теплый, весенний ветерок.

Музыкальный руководитель: Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветерок был тихий, теплый.

(Дети дуют на ладошку)

«Дыхательная гимнастика»

Воспитатель: Ой, а ко мне на ладошку бабочка прилетела. Сейчас я на нее подую, и она прилетит к вам на ладошку (дует) . Ловите! А теперь вы на нее подуйте, да посильнее, чем ветерок (дети дуют) .

Музыкальный руководитель: А ко мне птичка прилетела. Я на нее сейчас сильно подую, а вы ловите (дует, дети» ловят») . А сейчас дунем на птичек все вместе, пусть они летят к гостям.

Теперь сядем на лужок, послушаем и посмотрим, кто здесь живет?

Слушание с видеопросмотром.

(Дети слушают музыкальное произведение веселого, подвижного характера) .

Музыкальный руководитель: Ребята, какая звучала музыка?

Дети: Веселая, подвижная, быстрая, легкая.

Музыкальный руководитель: А почему?

Дети: Потому, что муравьи быстрые, легкие, подвижные.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел! (выходит ребенок-«муравей»)

Дети: Это - муравей!

Музыкальный руководитель: А мы с ребятами про тебя, муравей, песню знаем.

Песня «Про меня и про муравья» (музыка Л. Абелян)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А на нашей веселой полянке еще кто-то живет, и к нам в гости ползет.

Танец «Гусеница и бабочки»

Музыкальный руководитель: Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель: А на чем мы теперь поедем?

Музыкальный руководитель: Не поедем, а полетим!

Воспитатель: На самолете?

Музыкальный руководитель:

Не на самолете,

Не на вертолете,

А на волшебном звездолете!

Воспитатель: А где же взять такой?

Музыкальный руководитель: Но я же волшебник!

(взмахивает волшебной палочкой, с потолка спускается «летающая тарелка», дети располагаются на ковре под «тарелкой», «летят»)

Музыкальный руководитель: Мы с вами оказались в стране волшебной космической музыки. Давайте ее послушаем и посмотрим.

Слушание с видеопросмотром «Космическая рапсодия» .

(На экране телевизора космические зарисовки со звездами) .

Музыкальный руководитель: Ребята, какя прозвучала музыка?

Дети: Тихая, спокойная, космическая, волшебная.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами и не заметили, как оказались в той самой волшебной стране музыкальных красок. Вы уже рисовали на прошлом занятии веселую и волшебную музыку. А сегодня мы изобразим музыку, которую слушали на занятии.

(Дети на зеркалах выкладывают «веселую» и» волшебную», «космическую» музыку)

Воспитатель:

Прекрасна музыка! Ей снова

Мы распахнуть сердца готовы,

Чтоб слушать звуки, им внимать

Их чувствовать, переживать.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И я, как маг-волшебник, хочу перенести вас обратно в детский сад. (Взмах палочкой, в зале гаснут огни) .

Ну вот, мы с вами и в детском саду. (Снимает плащ, цилиндр) . И я уже не волшебник, а музыкальный руководитель. Давайте попрощаемся с вами и с гостями.

Музыкальное прощание.

«Музыка, игра, театр»

Конспект игрового музыкального занятия

Материалы к занятию:

Карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Красная шапочка» - волк, Красная шапочка, ширма, куклы кукольного театра, мультимедиа .

Предварительная работа:

Просмотр диафильма «Красная шапочка».

Детям читают сказки «Красная шапочка» Ш. Перро.
Слушание на музыкальных занятиях пьес «Лиса» «Волк» Е. Тиличеевой.

Разучивание «Песенки друзей» муз. Фрида.

Краткое описание:

В ходе занятия активизируется использование в речи детей понятий; мимика. Занятие направлено на то, чтобы ребёнок смог проявить свою индивидуальность и неповторимость.

Используемая методическая литература:

«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М. Д. Маханева.

Цель: формировать интерес к театрализованным играм.

Задачи:

    Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике;

    Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

    Побуждать детей импровизировать в пляске.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать умение проговаривать свои действия.

    Выразительно передавать диалог сказочных персонажей, их характеры;

    Формировать художественно-речевые, исполнительские способности;

Ход занятия:

Организационный момент.
Педагог.

Добрый день мои друзья!

Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. Ф.

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Вас снова видеть рада я!

Вы в музыкальном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали.

Раз, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
(Ответы детей)

Педагог.

Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Игра «Разминка театральная»


Педагог.
Артистами хотите стать?
(Ответы детей)
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка? Или на козу?
Или на принца? На Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

Педагог.
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет здесь, дети?
Ответы: жесты и мимика.

А что такое мимика, дети?
Ответ: выражение нашего лица.

Педагог.
Бывает без сомненья
Разное выраженье.
А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?


Картинки-эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…


(Проводится игра)


Педагог.
Понравилась игра?
Педагог.
Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?
(Ответы детей)

Педагог.
А теперь пришла пора,

Общаться жестами. Да-да!

Послушайте музыку и подумайте, какими движениями под музыку можно передать характер героев сказок: лисы, волка.

Слушание пьес «Лиса», «Волк» Тиличеевой

Педагог.
Дети, сегодня мы узнаем, как с помощью музыки можно узнать много интересного. Музыка может рассказать сказку, может изобразить разных животных, их характер и повадки. Сейчас я буду играть музыку, а вы покажете, про кого я играю.

Звучит музыка «Волк» Е.Тиличеевой.
Итак, кто же у нас сейчас появится?

Дети. Волк.

Дети изображают, как бегает волк рысцой.


Педагог.
Правильно, вы угадали. Вы хорошо изобразили волка. Какая была музыка, высокая или низкая; легкая или тяжелая; быстрая или медленная?


Дети отвечают, что музыка была сердитая, низкая, тревожная, быстрая.


Из-за ширмы появляются игрушка лисы.


Посмотрите, к нам пришла еще лиса. Давайте поиграем. Я выберу двух детей и дам им волка и лисичку. Когда зазвучит музыка волка – танцует тот, у кого в руках волк, а когда зазвучит музыка лисы, танцует тот, у кого в руках лиса.


Играет музыку «Лиса» Е. Тиличеевой


Кто еще спрятался в домике?

Отгадайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её.

Дети. Это Красная Шапочка.

Давайте теперь угадаем музыку Красной Шапочки и Волка.


Проводится игра.


Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной шапочкой. Вы готовы? Давайте послушаем?
(Диалоги детей)

А сейчас мы попробуем угадать, на каких клавишах звучит музыкальная пьеса про Красную Шапочку и Волка. Красной Шапочке нужно было отнести для бабушки пирожки. Она шла по лесу. У неё было хорошее настроение. Она шла, напевала песенку, когда из-за дерева появился серый волк.
Звучит пьеса «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеева

Педагог. Дети, какая песенка была у Красной Шапочки? (отв.)
Музыка звучала высоко или низко? (отв.)
Правильно, потому что Красная Шапочка – маленькая девочка, она легко и весело шагает по лесу и ничего не боится.

А какая музыка стала, когда появился волк? Высокая или низкая?

Ответы детей.

Импровизация танцевальных движений.

Рефлексия.

Педагог. Молодцы, дети. Умеете и голосом, и в танце показать сказочных персонажей!
Дети, а вам понравились герои этих сказок?

Ну что ж, мы с вами послушали разную музыку, узнали, что музыка нам может о многом рассказать, а языком жестов и мимикой можно передать характер героев сказок.

Сказать исполнителям хочется «Браво»!

Дальнейших успехов вам всем пожелать,

И так же всегда хорошо выступать!

Дети поют «Песенку друзей» муз. Фрида.

Цель : Повышать интерес детей к музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональную отзывчивость на песню «Кукла заболела» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко
  2. Развивать музыкальный слух, память, внимание, используя музыкальную игру «Угадай, на чём играю?»
  3. Развивать чувство ритма, творческое воображение в музыкальной игре «Кот и мыши».
  4. Передавать в движениях характер музыки в танце «Если весело живётся, делай так».
  5. Развивать тембровый слух, учить различать тембр разных музыкальных инструментов.
  6. Петь песни «Ёжик» сл. и муз. Б. Гусевой, «Тяв-тяв» сл. Ю. Разумовского муз. В. Герчика согласованно, дружно, слушать начало вступления, вместе начинать и заканчивать песню, смягчать окончания музыкальных фраз.
  7. Обогащать словарный запас.

Оборудование: Инструменты: бубен, барабан, колокольчик, металлофон, ложки, треугольник, дудочка (для музыкальной игры «Угадай, на чём играю?»).

Инструменты: металлофон, треугольник, ксилофон, колокольчики, шумелки, по количеству детей (для оркестровки музыкальной сказки «Сказка о мышке»).

Куклы: Ёжик, Собачка, Кот, ширма.

Технические средства: музыкальный центр, запись танца «Если весело живётся».

Ход занятия :

Дети забегают в зал под весёлую музыку С. В. Рахманинова «Полька», садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель -Здравствуйте! (тоническое трезвучие)

«Вместе с солнышком встаём

Вместе с птицами поём

С добрым утром!

С ясным днём! —

Вот как славно мы живём!» (Е. Благинина)

Музыкальный руководитель

Ребята, сейчас, я спою вам песенку, которая называется «Кукла заболела». Я хочу, чтобы вы внимательно послушали песенку. Что же случилось с куклой? Почему она заболела?

Сядьте поудобнее, песенка уже стучится к нам в дверь. Слышите?

Звучит песенка «Кукла заболела» сл. Т.Вогиной муз. А. Филиппенко

(после прослушивания песенки)

Музыкальный руководитель

Вам понравилась песенка?

Ответ Да.

Вопрос Как она называется?

Ответ «Кукла заболела».

Вопрос Какая музыка звучит в песенке?

Ответ Грустная, печальная.

Вопрос Правильно. Грустная, печальная, жалобная. Почему?

Ответ

Музыкальный руководитель

Да. Потому, что куколка болеет. Она съела очень много конфет и у ней разболелся животик. Она, наверное, сейчас лежит на кроватке вздыхает и плачет. Кукле не хочется ни в игрушки играть, ни на улице гулять, даже есть ничего не хочется, так сильно у неё болит животик.

Да, кукла выпьет кисель и больше болеть не будет, и, наверное, не будет больше кушать так много конфет. Послушайте ещё раз эту песенку (повторное слушание).

Молодцы. Хорошо слушали песенку.

Давайте мы грустить не будем, а загадки будем отгадывать. Вы любите загадки слушать?

Сейчас Галина Николаевна загадает вам загадки, и если вы правильно отгадаете, то в гости к нам придут отгадки!

Воспитатель

Летом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (появляется ёжик).

Ёжик

У меня торчат кругом

Тысяча иголок.

У меня с любым врагом

Разговор не долог.

Эй, кричу я лисе,

Не боюсь и волка.

Я тебе говорю:

«Хочешь съесть иголку!»

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель Здравствуй, ёжик! А мы как раз про тебя песенку знаем и хотим её спеть.

Ёжик Я с удовольствием послушаю.

Песенка про Ёжика сл. и муз. Б Гусевой

Ёжик (после песенки) Какая песенка красивая! Спасибо, ребятки, мне она очень понравилась. А у меня для вас есть музыкальная игра! Угадайте-ка, на чём я играю!

Проводится игра «Угадай, на чём играю!»

За ширмой звучат музыкальные инструменты: колокольчик, деревянные ложки, бубен, металлофон, дудочка, треугольник, барабан.

Дети слушают звучание музыкального инструмента и отгадывают, как он называется, воспитатель подходит к ширме и показывает детям, какой инструмент звучал.

Ёжик Молодцы! Справились с заданием. Знаете все музыкальные инструменты. А сейчас мне пора. До свидания.

Воспитатель Слушайте следующую загадку.

Гладишь-ласкается.

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит

Дом сторожит (появляется собачка).

Собачка

Я-Собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые

Шёрстка пёстрая

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель Здравствуй, собачка! Послушай нашу песенку.

Песенка «Тяв-тяв» сл. Ю. Разумовского муз. Г. Герчика

Собачка Спасибо за песенку, ребятки! Побегу я по дорожке, может встречу кошку (убегает).

Воспитатель Ещё одна загадка.

Выгнул спину он дугой

Замяукал, кто такой?

Потянулся сладко

Вот и вся зарядка (появляется кот).

Я усатый, чёрный кот

К вам пришёл я в гости

Глазки-вишенки зелённые

В лапах-сабельки точённые

Я сам охочусь за едой

А, вы догадайтесь сейчас

За какой?

(Кот изображает в движениях охоту на мышек).

Воспитатель

Котик, а у нас для тебя сюрприз-игра. Поиграешь с нами?

Кот Мяу! С удовольствием.

Игра «Кот и мыши»

Как вы здорово играли!

Никого я не догнал

А, теперь я устал.

Сяду, посижу, да на вас погляжу.

Воспитатель Посиди, отдохни, а ребята тебе сказку расскажут, и не простую сказку, а музыкальную.

Сказка о мышке (дети играют на музыкальных инструментах самостоятельно)

В одном городе жила маленькая мышка (звучит треугольник). Однажды прекрасным, воскресным утром, городская мышка решила сходить в гости к своей подружке в деревню.

Светило яркое солнышко (металлофон). Маленькая мышка весело бежала по лесной дорожке. В лесу мышка услышала и увидела много интересного, чего нет в городе.

Вот ласково мурлычет ручеёк (металлофон). Дятел (ксилофон) весело стучит по дереву, достаёт себе жучков и букашек. Множество птичек (колокольчики) среди ветвей деревьев распевают весёлые песни на разные голоса. Маленькая мышка бежит по лесной дорожке дальше и дальше, слушает музыку леса.

Но вот подул ветерок, сначала тихонько, потом всё сильнее и сильнее. Упала первая капля дождя (металлофон), потом ещё и ещё. Дождик лил всё сильнее, мышке пришлось спрятаться под большой кустик. И это, было правильно, потому что ещё сильнее подул ветер (шумелки), ещё сильнее забарабанил дождь. Вдали послышались раскаты грома. А мышка была довольна тем, что нашла себе домик и крышу над головой и нисколько не промокла.

Наконец, перестал капать дождик, ветер успокоился, из-за тучки выглянуло солнышко.

Маленькая мышка выскочила из-под кустика и побежала по лесной дорожке. Снова замурлыкал ручеёк, где-то в лесу застучал дятел, весело запели птички. Наша маленькая мышка наконец-то прибежала к своей подружке и вдвоём они пели, танцевали и веселились до самого утра.

Спасибо, ребята за сказку. Очень интересная да занимательная какая! А мне пора на охоту. До свидания.

Музыкальный руководитель Ребята, наше занятие подошло к концу, а на прощание давайте спляшем наш весёлый танец.

Исполняется танец «Если весело живётся, делай так! »

Название: Конспект театрализованного занятия для детей средней группы «Музыкальная сказка»

Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – «Детский сад № 173» «Солнышко»
Месторасположение: город Барнаул Индустриальный район Алтайский край

- Сегодня наш мастер-класс посвящѐн теме развития
музыкально-театрализованной деятельности.

Цели и задачи:
. Рассказать коллегам о музыкально - театрализованной деятельности в детском саду;
. Продемонстрировать на практике методы и приёмы развития творческих способностей детей;
. Познакомить коллег с системой приобщения детей к театрализованной деятельности.
Технологии, используемые на мастер - классе:
. Развивающая;
. Игровая.

Оборудование:

Диск с музыкой, тексты для этюдов, шапочки с различным выражением лица, атрибуты и элементы костюмов.

Ход мастер -класса .

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра.
Театр - синтетический вид искусства, его связь с музыкой естественна и необходима, так как оба вида искусства усиливают эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие детского творчества и личности в целом - это главное составляющее в художественно - эстетической области воспитания ребёнка.
Современными педагогами - психологами высказано немало утверждений о развитии детского творчества в процессе театрализованной деятельности. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Опираясь на программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, «Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой, «Театр - творчество - дети» Н.Ф. Сорокиной, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой, была разработана система комбинированной деятельности, сочетающей музыку и театр для развития личности ребёнка, его творческого потенциала в процессе интеграции.
Цель проводимой работы:
Раскрыть индивидуальные возможности детей в музыкальном и театральном творчестве, развивать нравственные качества личности ребёнка.
Задачи:
1.Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности.
2.Пополнять и развивать вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
3.Подводить детей к созданию выразительных образов в песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и драматизациях, инсценировании песен и расширять представление о них.
4.Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
5.Поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, участвовать в конкурсах и концертах на городских площадках.
Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.
Результатами этой работы являютс я:
1. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
2. Повышения уровня развития творческих способностей детей.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Умение детей самостоятельно моделировать коммуникативную и импровизационную деятельность.
5. Проявление познавательного интереса к театральным спектаклям, желания импровизировать в пении, танцах, играх.
Для более активного и самостоятельного участия детей в творческом процессе в каждой группе детского сада созданы музыкально-театральные зоны, сделаны подиумы, изготовлены различные ширмы и виды театров по возрастам.
В системе приобщения детей к искусству театра используются интегрированные занятия, театрализованные игры, образные этюды, песенные и танцевально-игровые импровизации.

Для начала давайте поздароваемся:

Игра - приветствие «Здравствуйте»
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой,
Пальчиком и кулачком
И, конечно, язычком!
Музыкально-театрализованная деятельность - на наш взгляд, самая
эффективная форма музыкального воспитания, способствующая
формированию творческой личности ребѐнка.
Различные аспекты музыкально-театральной деятельности детей
являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы
организации и методики обучения этой деятельности нашли отражение
в работах известных учѐных и педагогов. Назову лишь некоторых из
них: В.И. Ашикова, Л.А. Тарасова, Л.Л.Пилипенко, Л.Л.Леонидов
Вопрос к участникам мастер-класса:
- А как считаете вы, что развивает музыкально-театрализованная
деятельность у дошкольников? Предлагаю вам, выбрать утверждение, с
которым вы согласны, и объяснить его:
- Я считаю, что музыкально-театрализованная деятельность
способствует познанию окружающего мира потому что……
- Музыкально-театрализованная деятельность развивает память,
воображение и мышление, потому что…
- Я согласна, что музыкально-театрализованная деятельность
способствует умению передавать эмоциональные состояния так как…
- Я уверена, что музыкально-театрализованная деятельность формирует
интерес к литературе и театру, потому что…
- Музыкально-театрализованная деятельность побуждает к созданию
новых образов, так как…….
Я рада, что наши мнения совпадают, и подтверждают
актуальность и необходимость проведения работы по этому
направлению в дошкольных учреждениях.
Анализ обучающих программ, сочетающих театрализованное действие
и музыкальное воспитание, показал, что практически все они основаны
на программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы. В
дополнение к этой программе используют технологии с применением
театрализованной деятельности.
При организации музыкально-театрализованной деятельности мы
используем разные формы.
Все мы прекрасно знаем, как дети любят сказки. Но сказка, обогащѐнная
музыкой, исполненная детьми становиться ярче, выразительнее,
объѐмнее. Это жанр «музыкальной сказки».
В театральных постановках
дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и
танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать
больше детей. Часто сами сочиняем небольшие песенки, попевки,
музыкальные монологи героев.
С помощью «голоса - инструмента» можно многое выразить, о многом
рассказать. Но это возможно только при условии владения этим
«инструментом», который является очень сложным,
многокомпонентным. И здесь наша задача - стремиться развить у детей
певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем
вокально-хоровых навыков.
Я предлагаю специальные упражнения - распевания.
Используя наиболее удобные
фонемы: «а», «о», «у» «и». «ми», «мэ», «ма», «мо»,»му»,пропевая на одном звуке, затем в восходящем движении поднимаясь по полутонам вверх и вниз.
Проанализировав значение этих гласных для голосового аппарата, и
систематически используя эти упражнения перед пением, я заметила,
качественные изменения в области чистоты интонирования,
правильного формирования ротовой полости, расширения диапазона.
Уделяю так же время и работе над дыханием, ведь от него
зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно
быть свободным, равномерным и естественным и ему тоже нужно научиться. Давайте попробуем
выполнить их вместе.
Упражнение «Собачка».
Предлагаю детям представить, как дышит
собачка, которая долго бежала, а затем, попробовать дышать так же. Для
этого кладѐм руки на пояс (рот приоткрыт), дышим животиком.
Упражнение «Шарик».
Предлагаю детям «надуть» шарик в животе.
Вдох делаем через нос, контролируем, как надувается живот, плечи не
поднимаем. Выдох через рот, с хлопком в ладоши - шарик лопнул.
Упражнение «Свеча».
Надуваем шарик в животе, затем предлагаю детям
представить перед собой зажженную свечу. Выдох через рот должен
быть лѐгким, чтобы не задуть пламя.
Пристального внимания в работе над вокалом требует воспитание
унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача. На первом этапе
использую игру, как метод в преодолении трудностей. Играю один звук
и прошу детей прослушать, как звучит эта нота. Затем
обращаю внимание на то, как мой голос точно повторяет этот звук,
полностью сливается с ним, получается единое целое в звучании. А
потом спрошу, кто сможет сделать так же. Сначала поет один ребенок,
затем два, три, …. Десять и т.д. И вот уже хор звучит совсем по-другому
(давайте попробуем вместе).
Разучивание вокальных партий проходит как на занятиях с подгруппой,
так и в индивидуальной работе с детьми.
Например, для того, чтобы развить и обострить восприятие высоты
звуков, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять
это соотношение.
Предлагаю одной подгруппе строить башенку и петь (чем выше
кубик, тем выше звук). Другой - сложить в «музыкальную коробочку»
красивые ленточки и вытягивать их по одной, пропевая, при этом
«длину» ленточки.
Можно поиграть в игру
«Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке
ребѐнка. Передать ребѐнку это предмет вместе со звуком. Ребѐнок
должен вернуть предмет и звук обратно.
Ребѐнок запомнил песенку, но поѐт очень тихо, не слышно. Простой
лист бумаги, скрученный в трубочку, как рупор, усилит громкость.
Если петь, изображая то, о чѐм поѐтся, двигаясь, а не сидя на одном
месте, ребѐнку не будет скучно, а мелодия и текст запомнятся.
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые
присутствуют почти во всех сказках, мы применяем двигательные
импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки, с
элементами ритмопластики.
Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски. Эти
двигательные импровизации на практике оказались очень
эффективными. Двигательные импровизации, положительно влияют на
качество исполнительской деятельности маленьких актѐров. Работая над
выражением лица, движениями тела, дети постепенно овладевают
средствами выразительности.
Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной деятельности
дети обучаются певческим навыкам, у них формируется способность
чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке.
Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают
сознательно, активно им пользоваться в своей исполнительской
деятельности.
А сейчас мы предлагаем вам окунуться в мир детства и немножко
поиграть.
Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.

НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы - «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
Развивается чувство ансамбля
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя

Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
(Разжимают кулачок.)
Апрель.

Апрель, апрель! На дворе звенит капель
(удары по треугольнику)
По полям бегут ручьи
(глиссандо на металлофоне снизу вверх),
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
(удары в пластмассовый молоточек)
После зимней стужи.
(Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу)
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
(размеренные встряхивания маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане)
Стали птицы песни петь
(игра на свистульке),
И расцвел подснежник.
(Игра на колокольчике)

Сказка шумелка Ёлочка
Росла в лесу ёлочка - стоим на месте, вытянув руки в стороны По её веточкам прыгали белки- прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом- вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).
Иногда мимо проходил большой медведь- ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик - подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок- дуем
Ночью над ней загорались звёздочки- вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики- шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки- рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршим пакетом)
Испугался заяц и бежать. (встряхиваем кастаньетами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим ложками)
Бросился заяц бежать. (кастаньеты)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепаем руками по ногам)
Побежал заяц из леса к речке. (кастаньеты)
А на берегу речки лягушки сидели. (проводим палочкой по рубелю)
Увидели они зайца и прыг в воду. (металлофон-глиссандо)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (барабан)

Появляется кукла- Домисолька:
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл, давайте с ней поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Домисолька!
Домисолька: Здравствуйте!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну Звуков.
- Ребята, а что такое звук? (Это то, что мы слышим).
-А какие звуки вы знаете? (Дети перечисляют).
Звуки нас окружают в нашей повседневной жизни.
Каждый звук кусочек мира,
В каждом звуке целый мир.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
Домисолька: Вот и мы с вами начнём наше путешествие со звуков:
Постараемся их пропеть, постараемся их услышать.
Игра - разминка «Звуки природы» слова К.Иванова, музыка Шатохиной Р.В.
(поют дети) (звучит запись)
Распевают звонко птицы. Трели птиц. (чив-чив)
Дождь косой в окно стучится. Шум дождя. (кап-кап)
Мышка в подполе шуршит. Шорох. (Ш,Ш,Ш)
Колокол в тиши звенит. Звучание колокола. (бом-бом)
Шепчет тихо лист осенний. Шелест листьев. (шур-шур)
Ручеёк журчит весенний. Журчание воды. (буль-буль)
Утром петушок кричит. Крик петуха.
И коровушка мычит. Мычание коровы.
Тоненько пищит цыплёнок. Цыплёнок.
Блеет жалобно ягнёнок. Ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит. Жужжание. (ж,ж,ж)
Соловей в лесу свистит. Пение соловья. (фьють-фьють)

Для развития устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков я использую игру «Раз-два». Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например - «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты - действия по тексту.

1т. - Раз, два! (пружинка) 5т. - Раз, два! (пружинка)
2т. - Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. - Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. - Раз, два! 7т. - Раз, два!
4т. - Топ-топ-топ. 8т. - По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении - разворачиваются спиной в круг.
Игра на музыкальных инструментах.

Знакомиться и играть на музыкальных инструментах мы начинаем уже в 1 младшей группе. Этот вид деятельности является для детей очень интересным и увлекательным, но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация.

Например, к малышам на занятие пришла куколка, которая «послушала» колыбельную песенку, спетую детьми, и заснула. Для того чтобы ее разбудить я предлагаю детям поиграть на ложках. Так проходит наше первое знакомство с музыкальными инструментами.

С детьми постарше для знакомства с другими инструментами можно использовать «Веселый кубик». На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Все играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз. (сыграй свое имя)
Игра со словом:
«Свари кашу»
Встали все в круг. Это будет горшок. Назначаются дети -молоко, соль, сахар, крупа. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Каша варится: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем- ка нашу,
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех - всех кашей угостим.
Ведь варилась - то: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных».
Молодцы, детишки девчонки и мальчишки, показали как кашу варить!
А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее?
Дети предлагают варианты: добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

А теперь давайте вспомним пальчиковую гимнастику про Машину кашу.
«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)

Подвижные игры:

«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.
С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:
Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
С концом песни все останавливаются.
Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой. Если аист не поймает, до водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

«Игра с колокольчиком».

Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.

«Снежный ком»
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком

Ком все больше становился и быстрее покатился
(ускоряемся и в речи и в движениях)

Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)

Угодил в калитку! Бух! Развалился!
(аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем
(встаем)
И одежду отряхаем.

Музыкальные игры-это: «Репка», «Ворон», «Мы на луг ходили», «Огородная-хороводная», «На горе-то калина» и др.
Музыкальные сказки- «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является выполнение трех основных целей:
— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы творчества;
— социально-эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
— совершенствование познавательных процессов.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми
В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, на взгляд, занятия в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.
Задачами литературно-театральног кружка можно определить:
- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
- Развитие творческих способностей ребенка.
Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях не развидела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я взяла ее в свой кружок, проработала с ней какое - то время, а затем дала ей главную роль - она раскрылась), великолепно, сыграла Машеньку в сказке “Маша и медведь”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.
И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.

« Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников »

Актуальность

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, поэтому возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Все вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель:

Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.

Задачи и методы:

Создание условий для творческой активности детей и родителей.

Последовательное знакомство детей с видами театров.

Совершенствование артистических навыков.

Раскрепощение ребенка.

Работа над речью и интонацией.

Коллективные действия (в танцах, играх).

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Импровизационность.

Гуманность.

Систематизация занятий.

Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2 младшей группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь-май.

Предполагаемые результаты:

1.Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

2.Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.

3. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Используемая литература:

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.

Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984 – 146 с.

Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.

Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.

Основная часть.

План проекта - этапы

Подготовительный

1.Определение темы, цели, задачи, проблемы.

2.Составление плана-схемы проекта.

3.Сбор, накопление материала.

Основной

Работа с сотрудниками ДОУ.

Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».

2. Консультация для воспитателей «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности».

3. Консультация для воспитателей «Развитие театрализованной деятельности как форма проведения творческих развлечений с детьми».

4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.

5. Проведение открытых занятий по театральной деятельности воспитателями младших групп.

6. Проведение педагогического совета на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Работа с родителями

Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

1.Проведение бесед, консультаций, анкетирования.

2. Организация выставки – конкурса театральных кукол и декораций (сделанных руками родителей).

3.Организация совместного развлечения с использованием элементов театральной деятельности.

4.Викторина для родителей «Дети и театр».

Работа с детьми.

1.Проведение цикла занятий, игр.

2.Подготовка и показ открытого занятия «Мы играем в театр».

Заключительный

Презентация проекта, показ открытого занятия на КМО.

Этапы работы

К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями изготовили декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности

Театрализацию в работе с детьми применяем с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности будут усложняться, дети будут инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

С малышами уделяем внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми сочиняем маленькие истории, все вместе придумываем диалоги героев.

В танцевальном творчестве внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.

В процессе работы добиваемся выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнять других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Проект рассчитан на год обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей.

I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

В процессе занятий у детей формируются:

Навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

Развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

Формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

Формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

Закладываются основы сценической речи;

Формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

Методики

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективными, которые мы используем при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяем такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, театрализованные представления.

На занятиях широко используем методы развивающего обучения, с помощью которых решаем стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

В работе также используем ритмопластику, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Выводы:

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.